Статья:

РЕАЛИЗАЦИЯ ЦЕННОСТНОГО ПОДХОДА В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

Конференция: LIX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Теория и методика обучения и воспитания

Выходные данные
Ахметова А.Б. РЕАЛИЗАЦИЯ ЦЕННОСТНОГО ПОДХОДА В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам LIX междунар. науч.-практ. конф. — № 3(59). — М., Изд. «МЦНО», 2022. — С. 5-10.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

РЕАЛИЗАЦИЯ ЦЕННОСТНОГО ПОДХОДА В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

Ахметова Айгерим Баграмовна
магистрант, Карагандинский университет имени Е. А. Букетова, Казахстан, г. Караганда

 

Важным элементом новой идеологии воспитания выступает идея «Мәңгілік Ел», которую Глава государства изложил и обосновал в Послании народу Казахстана «Казахстанский путь–2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее» [1]. Это совершенно новая концепция в отечественной истории «документальная форма общенациональной идеи, это емкая, уникальная программа идентичности единства казахстанцев. В нем связаны воедино вопросы экономики, политики, морали, веры, нашего видения в глобальном мире» [2]. Поэтому одним из наиболее актуальных вопросов сегодня является формирование модели образования страны, основанной на национальных идеях, национальных ценностях и приоритетных интересах нации.

Знание и уважение к отечественной истории - основа любви к Родине. История - важный индикатор настоящего и будущего народа. Предмет история играет важную роль в воспитании у молодежи любви к своему народу, земле, национальной гордости. Историческое образование играет особую воспитательную роль в воспитании у молодежи патриотизма, нравственности и стойкости. Об этом свидетельствует исторический опыт таких стран, как Япония, Финляндия, Швеция, которые идут по пути устойчивого экономического развития в привитии молодежи мудрости нации в воспитании поколений, культурных и духовных ценностей.

Важно уважать моральные и этические качества исторический личностей, представлять их нравственные поступки молодым людям как образцы для подражания. У нас есть богатое образовательное наследие, оставленное учеными и мыслителями. Сегодняшняя молодежь, если она познает мудрость нашего народа в воспитании поколений, историческое и культурное наследие, благородные традиции, вырастет хорошими гражданами и найдет свое место в жизни.  В воспитании молодых людей, которые заботятся о народе, для пропаганды поучительной жизни исторических личностей, для того, чтобы подавать пример  для нынешнего молодого поколения подвигами исторических личнотей – важное место занимает изучение истории в школе.

Основная цель преподавания предмета истории в школе - формирование социально активной, разносторонней творческой личности с научным и гуманистическим мировоззрением. В связи с этим при планировании и организации уроков истории стоит особое внимание уделять не только образовательной составляющей обучения, но и на воспитательный компонент урока для  достижению наилучших результатов.

Реализация патриотического акта «Мәңгілік Ел» в содержание предмета «История Казахстана»  способствует пониманию исторического опыта и его уроков, социального прогнозирования (понимания сути сегодняшнего дня, неизменности прошлого и альтернативы будущего), формированию гражданина и патриота, закреплению общечеловеческих ценностей, сформированных веками.

В школе с 5 по 11 классы преподается предмет «История Казахстана». Содержание обучения предмету имеет свои особенности.

 Особенности организации содержания:

– осуществляется тесная межпредметная связь между историческими предметами, что позволяет исключить дублирование учебного материала, а также рассматривать историю Казахстана в контексте мировых исторических процессов;

– осуществляется направленность на развитие навыков исторического мышления (исследование, анализ, понимание и объяснение исторических процессов и явлений);

– делается упор на изучение материала, способствующего формированию у обучающихся исторического сознания, национальных и общечеловеческих ценностей. [3].

Разработка среднесрочного плана по предмету история в 7 классе предусматривала формирование у учащихся национальных ценностей на основе патриотического акта «Мәңгілік Ел» на основе учебной программы, направленной на преподавание истории в 5-9  классах [4].

Изучение предмета должно быть направлено на формирование духовно-нравственных качеств и патриотических чувств, гражданской ответственности учащихся, развитие национального самосознания и толерантности, укрепление светских ценностей и формирование осознанного: «Внедрение ценностей общенациональной патриотической идеи «Мәңгілік Ел» в учебные программы позволит воспитывать подрастающее поколение в духе нового казахстанского патриотизма». Для этого  постаралась связать каждое направление идеи «Мәңгілік Ел» с разделами программы по предмету, как показано в Таблица 1.

Таблица 1.

Реализация ценностей национальной идеи «Мәңгілік Ел» на примере долгосрочного плана по предмету «История Казахстана» за 7 класс

Ценности патриотического акта «Мәңгілік Ел»

Разделы по предмету «История Казахстана» в 7 классе

Независимость и Астана

7.1A Казахско-джунгарские войны

Общенациональное единство, мир и согласие

7.1 В Казахское ханство в

XVIII веке

Светское Государство и Высокая Духовность

7.2 A Культура Казахстана в XVIII веке

7.4 А Культура Казахстана в XIХ- начале ХХ веков

Устойчивый экономический рост на основе инноваций.

7.2 В Колонизация и народно-освободи-

тельная борьба

Общество Всеобщего Труда

7.3 A Колонизация и народно-освободительная борьба

Общность Истории, Культуры и Языка.

7.3 B Казахстан в составе Российской империи

Национальная безопасность и глобальное участие Казахстана в решении общемировых и региональных проблем.

7.3 С Казахстан в составе Российской империи

 

 

Для каждой ценностной области возможно применение определенных подходов и приемов обучения.

  1. Независимость и Астана. В данном разделе можно использовать метод «Открытый микрофон», чтобы обсудить влияние идей исторических личностей, стоящих у истоков борьбы за независимость, на ход исторических событий. Можно также организовать исследовательскую работу «Ордабасы –сердце Родины»
  2. Национальное единство, мир и согласие. На уроках используется коллективный способ обучения, который предполагает применение как индивидуальной, так и парной и/или групповой форм работы. При этом соблюдается принцип «Один за всех и все за одного».  Внедрение таких приемов парной и групповой работы  как «Вопрос-ответ», «Каждый учит каждого», «Мозговой штурм», помогут ученикам развить умения выстраивать диалог, высказывать свое мнение, оказывать поддержку и т.д.
  3. Светское Государство и Высокая Духовность.  В этом разделе будут затронуты такие исследовательские темы, как «Ценность и значимость обычаев и традиций казахского народа», «Достижения прикладного искусства казахов», «Особенности развития образования и просвещения.  Создание доски «Замечательные слова на сегодня» поможет мотивировать учащихся к изучению биографии исторических личностей, а также будет побуждать подрастающее поколение красноречиво говорить и совершать великие дела.
  4. Устойчивый экономический рост на основе инноваций. Одним из способов эффективного проведения такого урока будет применение формата интеллектуальных мероприятий в виде конференций, деловой или ролевой игры, так как это поможет развить у учащихся навыки исторического мышления с особым упором на развитие навыков критического и креативного мышления, в том числе аргументация, обсуждение, интерпретацию событий и т.д., а не на детальное изучение фактов.
  5. Общество Всеобщего Труда. Данное направление предполагает разработку и реализацию приемов активного обучения, применения форм коллективного способа обучения, выполнения творческих заданий на уроках истории, то есть таких заданий, где ученики смогут эффективно добывать и переработать полученную информацию, представить ее в визуальных органайзеров (интеллект-карт, постеров, комиксов, кластеров и т.д.), которые способствуют развитию свободы и культуры мышления. Также в реализации этого направлении будут очень важны задания по изучению жизни и деятельности исторических персоналий, которые внесли важный вклад в становление и развитие Независимого Казахстана.
  6. Общность Истории, Культуры и Языка. Использовать исторические термины на уроке на трех языках. Эффективно использовать такие методы,  как написание исторического эссе на такие темы: «Судьба земли-судьба страны», «Восстание было не избежным».
  7. Национальная безопасность и глобальное участие Казахстана в решении общемировых и региональных проблем. Проведение музейного урока в школе или экскурсия в этнографический музей смогут развить у учащихся историчекое сознание, уважения к истории своей страны. Предлагаю такие темы исследовательских работ для данного раздела: «Ярмарка в жизни казаха-кочевника», «Роль  казахской  степь  в развитие транзитных торговых путей», «Влияние развития капиталистических отношений на экономику Казахстана».

Если не выбрать лучшие способы повышения мотивации учеников, качество знаний учеников может снизиться. Это, в свою очередь, оказывает существенное влияние на личностное развитие и профессиональную ориентацию ученика. Педагогическая практика очень помогает избежать негативных ситуаций.

«Каждый человек имеет заложенный в нём потенциал. Задача образования – выявить, раскрыть и реализовать такой потенциал. Руководящей основой образования и ключевым педагогическим понятием выступает миссия ученика как человека. Миссия человека есть то, что следует из смысла его существования» [5]. Сегодня мы пришли к пониманию, что «цель образования – не освоение учебной деятельности, а именно генерация, продуцирование образовательного результата, имеющего ценность не только для ученика, но и для окружающего его социума, мира, человечества», что «самореализация человека необходима ради его продуктивных результатов, сначала образовательных, потом и не только» [6].

Процесс качественного обучения учащихся направлен на запоминание информации, понимание и осмысление полученных знаний и их применение в повседневной жизни. Это позволяет учащимся овладеть «навыками XXI века», то есть широким спектром компетенций.

В рамках проекта по выявлению и отбору компетенций, разработанного Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), компетенция «более сложна, чем просто знания и навыки. Она включает в себя способность мобилизовать психологические ресурсы (включая навыки и жизненные принципы) в определенных ситуациях и решать сложные проблемы на их основе [7]. Например, способность эффективно общаться - это компетенция, основанная на языковых навыках человека, практических навыках в области информационных технологий и его способности общаться с другими людьми. Очевидно, что внедрение ценностей «Мәңгілік Ел» через содержание предмета и эффективное препопадавание истории на основе активных методов обучения,  подготовят патриотичное, трудолюбивое, самоотверженное  поколение, обладающее «навыками XXI века», которое позаботится о стране и земле.

 

Список литературы:
1. Послание народу Казахстана 17 января 2014 «Казахстанский путь – 2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее». Электронный ресурс. – Режим доступа: https://www.akorda.kz/ru/addresses/addresses_of_president/poslanie-prezidenta-respubliki-kazahstan-nnazarbaeva-narodu-kazahstana-17-yanvarya-2014-g (дата обращения : 21.02.2022)
2. Концепция укрепления и развития казахстанской идентичности и единства  (Указ Президента Республики Казахстан от 28 декабря 2015 года № 147). Электронный ресурс. – Режим доступа: https://adilet.zan.kz/rus/docs/U1500000147(дата обращения : 22.02.2022)
3. Инструктивно-методическое письмо «Об особенностях учебно-воспитательного процесса в организациях среднего образования Республики Казахстан в 2021-2022 учебном году». – Нур-Султан: НАО имени Ы. Алтынсарина, 2021. – 338 с.
4. Типовая учебная программа по учебному предмету «История Казахстана» для 5-9 классов уровня основного среднего образования по обновленному содержанию, утвержденная приказом МОН РК от 26 июля 2019 года № 334. Электронный ресурс. – Режим доступа: https://adilet.zan.kz/rus/docs/V1300008424(дата обращения : 23.02.2022)
5. Хуторской А.В. Идеология человекосообразности в образовании и педагогике. // Интернет-журнал "Эйдос". – 2010. – 23 апреля. Электронный ресурс. – Режим доступа: http://khutorskoy.ru/books/bibliography-e.htm (дата обращения : 20.02.2022)
6. Хуторской А.В. Метапредметное содержание и результаты образования: как реализовать федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) // Интернет-журнал "Эйдос". – 2012. – №1. Электронный ресурс. – Режим доступа: http://khutorskoy.ru/books/bibliography-e.htm (дата обращения : 22.02.2022)
7. OECD (2021), Стратегия развития компетенций ОЭСР в Казахстане, оценка и рекомендации, ОЭСР – Исследование компетенций взрослых, OECD, Paris, https://www.oecd.org/skills/centre-for-skills/OECD-Skills-Strategy-Kazakhstan_Russian.pdf