Межведомственное взаимодействие по подготовке воспитанников школы-интерната к самостоятельной жизни
Конференция: V Международная заочная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Секция: Коррекционная педагогика
V Международная заочная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Межведомственное взаимодействие по подготовке воспитанников школы-интерната к самостоятельной жизни
INTERAGENCY COOPERATION IN THE PREPARATION OF BOARDING SCHOOL PUPILS FOR THEIR SELF-SUFFICIENT LIVING
Yekaterina Dzhuglya
tutor, State public institution of social services of Sverdlovsk region "Social rehabilitation center for minors in Pervouralsk, Russia, Pervouralsk
Аннотация. Статья посвящена проблеме подготовки воспитанников школы-интерната к самостоятельной жизни, поскольку, как показывает анализ психолого-педагогической литературы и опыт работы специалистов, выпускники школ-интернатов являются наиболее уязвимой категорией в период вхождения в самостоятельную жизнь, отражена важность и сущность межведомственного взаимодействия при подготовке воспитанников к самостоятельной жизни.
Abstract. The article is devoted to the problem of preparing pupils of a boarding school for independent life, since, as the analysis of psychological and pedagogical literature and the experience of specialists show, graduates of boarding schools are the most vulnerable category at the time of entering an independent life, the importance and essence of interdepartmental interaction in the preparation of pupils to an independent life.
Ключевые слова: воспитание в интернатных условиях; воспитанники школы-интерната; сиротство, подготовка к самостоятельной жизни; межведомственное взаимодействие.
Keywords: education in boarding schools; pupils of a boarding school; orphan hood; preparation for an independent life; interdepartmental interaction.
В условиях социальной и экономической нестабильности вопросы эффективного воспитания подрастающего поколения приобретают все большую актуальность. В первую очередь это касается детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые с достижением совершеннолетия выходят в самостоятельную жизнь и достаточно часто остаются в стороне социума из-за отсутствия элементарной готовности к самообеспечению.
Анализ исследований и публикаций по данной проблеме свидетельствует, что вопросы содержания социально-педагогической поддержки воспитанников учреждений интернатного типа раскрыто в исследованиях В.В. Белякова, И.Ф. Дементьевой, М.В. Фирсова, Ю.В. Васильковой, М.А. Галагузовой, Ф.А. Мустаевой, В.А. Никитина А.Я. Олиференко, Л.K. Сидоровой, изучение особенностей развития детей из учреждений интернатного типа представлено в работах М.И. Лисиной, B.C. Мухиной, A.M. Прихожан, Н.Н. Толстых, Т.Н. Шульга, Т.Н. Юферевой и др.
Анализ научных и методических работ доказывает, что указанными учеными проанализированы особенности воспитания детей, воспитанников школ-интернатов, специфики их становления при взаимодействии со специалистами и разработаны технологии социального сопровождения семейных институтов, которые берут на себя воспитание сирот. Однако, вопросы, связанные с подготовкой воспитанников школ-интернатов к самостоятельной жизни освещены не в полной мере, и требуют дальнейшего изучения, в частности недостаточно раскрыта проблема межведомственного взаимодействия по подготовке воспитанников школы-интерната к самостоятельной жизни [3].
Личностное становление и социальное взросление детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей происходит в условиях, значительно отличающихся от условий развития ребенка в родительской семье. Это обусловлено многими факторами и детерминантами развития, начиная от условий жизни и деятельности ребенка и заканчивая социально-психологическим климатом, который могут создать близкие родные люди и, который нереально создать в условиях учреждения интернатного типа.
Практика показывает, что, выйдя из школ-интернатов, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, попадают в новые, незнакомые, зачастую пугающие условия самостоятельного существования и испытывают трудности во взаимоотношениях с окружающими людьми. У них довольно низкий уровень социального интеллекта, и это мешает им понимать общественные нормы, правила, необходимость соответствовать им. Для таких юношей и девушек характерны низкая социальная активность, несформированность жизненных планов и ценностей. Многие выпускники школ-интернатов, вступая во взрослую жизнь, просто не готовы к самостоятельности, к самостоятельному принятию решений. Они более наивны, обилие свободы воспринимается воспитанниками детских домов как вседозволенность («я уже взрослый, что хочу, то и делаю» и пр.), что приводит зачастую к возникновению проблем и сложностей [5].
В связи с психолого-педагогическими особенностями выпускников школ-интернатов следует организовывать и осуществлять поддержку и подготовку детей к самостоятельной жизни. Под самостоятельностью мы понимаем независимость, свободу личности от внешних влияний, принуждений, от посторонней поддержки, помощи. Самостоятельная деятельность предполагает активную деятельность личности, направленной на реализацию определенной цели в отсутствие посторонней поддержки. Подготовка к самостоятельной жизни – это процесс формирования у воспитанников готовности преодолевать возможные трудности в решении возникающих социальных проблем, ответственного отношения к своей жизни и приобретения ими социальных и бытовых навыков, необходимых для самостоятельного проживания [1].
Важное место в подготовке выпускников школы-интерната к самостоятельной жизни занимает организация межведомственного взаимодействия. В социальной работе межведомственное взаимодействие понимается как механизм согласованных, взаимообусловленных и скоординированных действий, направленных на решение социально значимых целей, осуществляемых в рамках территориально-управленческих возможностей сторон. Межведомственный подход в работе учреждений интернатного типа усиливает позицию каждой взаимодействующей стороны.
Следует отметить, что без тесного сотрудничества специалистов различных организаций невозможно достигнуть высокой эффективности работы в направлении подготовки детей к самостоятельной жизни.
Такое взаимодействие осуществляется
- с отделом опеки и попечительства по вопросам учета, согласования индивидуальных планов подготовки к самостоятельной жизни выпускников, по организационным вопросам;
- с образовательными учреждениями профессионального образования по вопросам обучения и льготного обеспечения обучения, дальнейшего трудоустройства воспитанников, а также с целью получения информации о лицах из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, заканчивающих обучение в текущем году;
- с центром занятости населения по вопросам постановки детей на учет, их трудоустройства, краткосрочного освоения востребованной профессии;
- с центром социального обслуживания населения по вопросам предоставления льгот детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по вопросам осуществления мер социальной поддержки воспитанников;
- с правоохранительными органами по вопросам оказания воспитанникам школ-интернатов социально-правовой помощи;
- с жилищным отделом по вопросам обеспечения воспитанников жильем, вопросам продления договора социального найма;
- с жилищно-коммунальными хозяйствами по вопросам оформления субсидий, оказания помощи по оплате коммунальных услуг, регистрации по месту жительства, приватизации и т.д. [3]
Значимы все субъекты, старающиеся помочь в воспитании детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В ходе межведомственного взаимодействия по подготовке воспитанников школ-интернатов к самостоятельной жизни важно соблюдение основных принципов работы, которые дают возможность обосновать данную деятельность, выбор форм и методы комплексного решения проблем детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В организации межведомственного взаимодействия с другими органами, ведомствами работа должна быть направлена на стимулирование совместной работы специалистов, на преодоление имеющихся барьеров взаимодействия. Механизм межведомственного взаимодействия представляет собой совокупность форм, средств, способов, мер, которые обеспечивают совместную работу учреждений различных ведомств для достижения общих социально значимых целей [4].
Наиболее распространенными формами межведомственного взаимодействия учреждений социальной сферы выступают создание комиссий, советов; совместная работа по реализации межведомственных программ, проектов; организация и проведение межведомственных семинаров, рабочих групп специалистов, конференций по обмену опытом; создание коммуникативной системы; использование инновационных методов, технологий работы, предусматривающих совместную работу разнообразных учреждений при решении проблем подготовки воспитанников школ-интернатов к самостоятельной жизни [2].
Школы интернаты, организации профессионального образования, управления по труду, занятости и социальной защите осуществляют подготовку воспитанников к успешной социальной адаптации в обществе, организуют оказание социальной, психолого-педагогической, правовой и иной помощи детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.
Проблема подготовки воспитанников школ-интернатов к самостоятельной взрослой, семейной жизни, социализация, интеграция девушек и юношей в современное общество после выпуска является серьезной и актуальной, как на теоретическим, так и на практическом уровне. Важно научить воспитанников строить свой индивидуальный образ жизни, выбирать оптимальные способы реакции на жизненные невзгоды, неудачи, подходящий тип деятельности, умений формировать бюджет, а также получить навыки и умения, необходимые в самостоятельной жизни, навыки общения и взаимодействия, навыки проведения свободного времени, навыки трудовой деятельности.
Благодаря эффективному межведомственному взаимодействию между субъектами профилактики, налажено своевременное выявление выпускников, нуждающихся в помощи специалистов, что позволяет повысить качество предоставляемых услуг.