Статья:

ЛЕКЦИОННОЕ ЗАНЯТИЕ КАК ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЙ ЭЛЕМЕНТ МОДЕЛИ ПРЕПОДАВАНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Конференция: LXXXII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Теория и методика профессионального образования

Выходные данные
Брагина Е.А. ЛЕКЦИОННОЕ ЗАНЯТИЕ КАК ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЙ ЭЛЕМЕНТ МОДЕЛИ ПРЕПОДАВАНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам LXXXII междунар. науч.-практ. конф. — № 3(82). — М., Изд. «МЦНО», 2024.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ЛЕКЦИОННОЕ ЗАНЯТИЕ КАК ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЙ ЭЛЕМЕНТ МОДЕЛИ ПРЕПОДАВАНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Брагина Елена Александровна
аспирант кафедры уголовного права и процесса, Северо-Кавказский федеральный университет Ставрополь, Российская Федерация, адвокат адвокатского кабинета «Брагиной Е.А.», РФ, г. Волгодонск

 

LECTURE LESSON AS A FUNDAMENTAL ELEMENT OF THE TEACHING MODEL OF AN ACADEMIC DISCIPLINE

 

Elena Bragina

Graduate student of Department of Criminal Law and Procedure, North-Caucasus Federal University Stavropol, 

Lawyer Law Cabinet of Bragina E.A., Russia, Volgodonsk

 

Аннотация. В статье исследуются основополагающие методики проведения лекционных занятий на современном уровне. Автор рассматривает различные активные методы проведения лекционных занятий, актуальные в современной системе образования высшей школы.

Abstract. The article examines the fundamental methods of conducting lectures at the modern level. The author examines various active methods of conducting lectures that are relevant in the modern higher school education system.

 

Ключевые слова: лекционное занятие, модель преподавания учебной дисциплины, лекции-беседы, лекции с опорным конспектированием.

Keywords: lecture lesson, a model of teaching an academic discipline, lecture-talks, lectures with reference notes.

 

Основное изложение материала конкретной темы каждого модуля дисциплины осуществляется преимущественно в рамках предусмотренной рабочим планом дисциплины аудиторной работы посредством чтения лекций студентам.

Лекционные занятия наряду с такими традиционными формами обучения, как семинар, практическое занятие по решению задач, лабораторная работа, а также самостоятельная работа студентов, являются базовой формой обучения студентов любого высшего учебного заведения.

Их основное предназначение – обеспечить теоретические основы обучения, развить у студента интерес к учебной деятельности и конкретной дисциплине, а также сформировать векторы самостоятельной работы над курсом.

 

Рисунок 1. Цели лекционной работы

 

Особенно важную роль при изучении дисциплины лекционные занятия играют в тех случаях, когда:

  • изучаемый лекционный курс является новым и отсутствует учебная литература, должным образом раскрывающая основные положения дисциплины;
  • новый учебный материал еще не нашел своего отражения в основной учебной литературе по теме и/или некоторые ее разделы устарели ввиду внесения соответствующих законодательных изменений;
  • по ключевым вопросам дисциплины существуют несколько, чаще всего противоречивых концепций;
  • и так далее.

В зависимости от целей модуля, проблематики рассматриваемого вопроса и его места в плане лекционной работы в учебном процессе в ходе преподавания дисциплины должны применяться как самостоятельно, так и в комплексе:

  • вводные обзорные лекции;
  • текущие лекции с опорным конспектированием;
  • лекции-беседы;
  • проблемные лекции;
  • лекции-визуализации;
  • лекции-консультации;
  • заключительные лекции;
  • и так далее.

 

Рисунок 2. Виды лекций

 

Вводные обзорные лекции дают первое целостное представление об учебной дисциплине. На вводных лекциях преподаватель знакомит студентов с назначением и задачами курса, его ролью и местом в системе общеобразовательной программы высшего профессионального образования, проводит краткий обзор теоретического содержания курса (научно-понятийных и концептуальных основ наиболее крупных разделов), обращает внимание студентов на методические требования к организации работы в рамках учебного процесса, уточняет сроки и формы отчетности, дает анализ учебно-методической литературы, рекомендуемой студентам, освещает перспективные направления исследований в рамках курса и так далее.

Текущая лекция с опорным конспектированием представляет собой самый традиционный тип лекционных занятий в практике высшей школы, ориентированный на последовательное изложение преподавателем конкретной темы модуля учебной дисциплины, позволяющий студентам вести конспект лекционного материала, подлежащего осмыслению и запоминанию.

Лекция-беседа может проходить по разным сценариям, в зависимости от цели лекционного занятия. В том случае, если основной целью лекции является формулирование выводов по изученному материалу темы, модуля или всего курса, занятие может проводиться по типу «вопросы – ответы», т.е. в течение лекционного времени преподаватель отвечает на вопросы студентов по теме, модулю, всему курсу. В случае если основной целью лекции является изложение новой учебной информации, постановка вопросов и организация дискуссии среди студентов в процессе поиска ответов на поставленные вопросы, то занятие целесообразно проводить по типу «вопросы – ответы – дискуссия».

Проблемные лекции –  форма аудиторного лекционного занятия, построенного таким образом, что, новый материал вводится через проблематику вопроса или правовой ситуации. Задача преподавателя в рамках таких занятий – смоделировав юридический казус, побудить студентов к поискам решения проблемы, таким образом, шаг за шагом подводя аудиторию к искомой цели. При этом содержание правовой проблемы, имеющей противоречия, которые необходимо обнаружить и разрешить, раскрывается путем суммирования и анализа традиционных и современных точек зрения специалистов в области права.

Лекции-визуализации – представляют собой одну из форм аудиторных лекционных занятий, в рамках которых информация, которую необходимо довести до сведения студентов, преобразовывается в визуальную форму средствами наглядности или аудио- и видеотехники. В зависимости от содержания лекционного материала могут быть использованы различные формы наглядности: натуральные (документы, исковые заявления, технические паспорта), изобразительные (слайды, рисунки, фото), символические (схемы, таблицы), и т.д. Чтение такой лекции сводится к развернутому или краткому комментированию представленных аудитории визуальных материалов.

Лекции-консультации – данный вид лекционных занятий проводится, как правило, перед итоговым контролем студентов и осуществляется по типу «вопросы – ответы». Так, преподаватель отвечает в течение отведенного лекционного времени на все возникающие у студентов вопросы, связанные с подготовкой к сдаче зачета или экзамена.

Заключительные лекции – представляют собой еще одну форму лекционного занятия, проводимую в конце модуля или всего учебного курса, в рамках которой преподавателем должны быть отражены все теоретические положения, составляющие научно-понятийную основу конкретного модуля или всего курса, исключающую детализацию и второстепенный материал.

Изложение информации при любой из выбранных форм ведения лекционного занятия осуществляется в строгой информационной последовательности, которая обусловлена логикой изложения лекционного материала, и подразумевает наличие нескольких структурных элементов лекции:

  • подготовительной части;
  • введения;
  • изложения программного материала дисциплины;
  • заключения;
  • проверки выполнения студентами заданий для самоконтроля.

 

Рисунок 3. Структурные элементы лекции

 

Подготовительная часть – неотъемлемая составляющая любого аудиторного занятия, предназначенная для подготовки преподавателя и студента к занятию. Как правило, именно в процессе приготовления преподавателем делаются необходимые записи на доске, настраивается аппаратура для демонстрации презентаций, графиков, схем и иных необходимых для ознакомления в ходе аудиторного занятия материалов, проверяется явка студентов, собираются выполненные самостоятельные работы и (или) проводится небольшая интеллектуальная разминка, которая способствует активации учебной деятельности студента и позволяет выявить общий уровень усвоения лекционного материала предыдущей темы.

Введение представляет собой структурный элемент аудиторного лекционного занятия, в рамках которого преподавателю надлежит довести до сведения студентов тему лекции, ее основную цель, взаимосвязь с предыдущими занятиями модуля, а так же обозначить план лекционной работы. Вводная часть рассчитана на небольшой промежуток времени и призвана заинтересовать и настроить студенческую аудиторию на рабочий лад.

Изложение программного материала дисциплины – представляет собой самую емкую часть аудиторного лекционного занятия, в рамках которой раскрывается и наполняется содержанием тема занятия, освещаются ее ключевые вопросы, моделируются различные спорные правовые ситуации, демонстрируются все способы их наилучшего разрешения с использованием наиболее целесообразных правовых приёмов и методов.  Освещение каждого вопроса темы заканчивается краткими выводами, логически подводящими студентов к следующему вопросу лекции.

Заключение – структурный элемент аудиторного занятия, имеющий своей целью обобщить в кратких формулировках основные идеи всей лекции, логически завершив её как целостное творение.

В целом, в ходе лекционного занятия преподавателю необходимо:

  • провести текущий контроль посещения студентами лекций;
  • обозначить тему лекции и ознакомить студентов с её планом;
  • читать лекцию, позволяя студентам вести опорный конспект;
  • разъяснять студентам суть главных принципов, концепций, положений и т.п., излагаемых на лекции;
  • обращать внимание студентов на наиболее спорные теоретические и практические положение рассматриваемого вопроса;
  • в процессе лекции моделировать и обсуждать проблемные ситуации, тем самым, позволяя большинству слушателей подключиться к эвристическому процессу;
  • ответить на все возникающие у студентов в ходе лекционного занятия вопросы;
  • в случае необходимости и (или) заинтересованности студента в сути рассматриваемого вопроса порекомендовать научную литературу, к которой он может обратиться для более глубокого изучения вопроса;
  • провести интеллектуальную разминку (как правило, в начале следующей лекции), которая способствует активации учебной деятельности студента и позволяет выявить уровень усвоения лекционного материала.

Таким образом, на основании всего вышеизложенного, вполне очевидно, что для выполнения поставленных выше задач в ходе одного аудиторного занятия преподавателю надлежит сочетать сразу несколько форм ведения лекции, избирая для каждого её структурного элемента наиболее подходящую.