Развитие личностного потенциала и гражданской позиции у обучающихся на уроках обществознания и права
Конференция: XXIX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Секция: Теория и методика обучения и воспитания
XXIX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Развитие личностного потенциала и гражданской позиции у обучающихся на уроках обществознания и права
Development of personal potential and civic position of pupils in social studies lessons and law lessons
Yana Gerlis
social studies teacher of the first category of the Gymnasium № 261 of the Kirovsky district of St. Petersburg, Russian Federation, St. Petersburg
Vladislav Semenov
candidate of psychological Sciences, engineer-inspector of the first category of еmergency call service 112, City monitoring center, Russian Federation, St. Petersburg
Аннотация. В статье рассмотрен вопрос развития личностного потенциала обучающихся через осознание ими своих прав и обязанностей в обществе. Приведены различные формы занятий по обществознанию и праву, которые помогают сформировать гражданскую позицию школьников, знакомят их с социальными ролями.
Abstract. The article deals with the development of the personal potential of pupils through their awareness of their rights and responsibilities in society. Various forms of social studies lessons and law lessons are given, which help to form a civic stand of schoolchildren and introduce them to social roles.
Ключевые слова: личностный потенциал; гражданственность; нормы права.
Keywords: personal potential; civic consciousness; rules of law.
Возможность развития личностного потенциала и формирование гражданской позиции обучающихся являются важнейшими аспектами в процессе изучения политико-правовой информации на уроках обществознания и права. А.А. Реан подчеркивает, что к важной особенности мышления подростков относится способность анализировать абстрактные идеи, искать ошибки и логические противоречия в абстрактных суждениях. В этом возрастном периоде происходит становление мировоззрения, отмечается возникновение интересов к разнообразным абстрактным философским проблемам: религиозным, политическим, этическим [2]. Развитие интеллекта в подростковом возрасте позволяет школьникам лучше понять свою принадлежность к государству, в котором они живут, критически относится к принятым в нём правовым нормам, осознавать гражданские права и обязанности детей и взрослых. В гуманитарных науках гражданственность определяется через высокий уровень социализации личности, группы лиц, как их качественное состояние, проявляющееся в высокосознательном использовании своих прав и свобод, тесно связанных с личной и коллективной ответственностью и необходимостью выполнять свои обязанности в интересах общества. Гражданственность - это степень усвоения индивидом гражданских добродетелей и ценностей, в результате чего он становится гражданином [4].
По мнению Д.А. Леонтьева, личностный потенциал лежит в основе личностной автономии, самодетерминации и саморегуляции личности [5]. Несомненно, задачи формирования мотивационных составляющих и становления векторов, основ гражданско-правового воспитания у современных школьников, являются первостепенными для учителя обществознания и права. Важно заложить основы, помочь подростку определиться и осознать свою роль в правовом, демократическом государстве. На уроках права ученики знакомятся с важными для себя, как на данном этапе взросления, так и для дальнейшей жизни нормативно-правовыми актами. Школьники "по кирпичикам", по отдельным элементам сохраняют в своём сознании нормы права, отражающие стройный, высокоорганизованный узор правовой системы страны.
Психолого-педагогические особенности духовно-патриотического воспитания как части нравственного воспитания школьников нашли глубокое и всестороннее осмысление в трудах Л.С. Выготского, В.А. Давыдова, А.Н. Леонтьева, А.В. Петровского, В.А. Сластенина, С.Т. Шацкого [3]. Само по себе «воспитание» как ведущую категорию, рассматривали представители наиболее известных в педагогике научных школ, среди них: И.А. Зимняя, Л.В. Байбородова, С.Д. Полякова, Л.И. Новикова, Л.И. Маленкова, Е.В. Бондаревская и др. В современной системе образования воспитанию патриотизма, гражданственности уделяется первостепенное внимание как условиям развития личностного потенциала обучающихся. В образовательных учреждениях систематически происходят соответствующие мероприятия, совершаются походы в исторические музеи и места, проводятся тематические занятия, уроки. На уроках права и обществознания особенно ценится возможность игрового компонента обучения в форме проведения правовых диспутов, обсуждений, чтений, учебных судов. Это помогает развить потенциал обучающихся, расширить их знания о политико-правовых процессах. Ребята знакомятся с деятельностью участников судебного процесса: с полномочиями судей, работой прокурора в качестве обвинителя, адвоката – представителя стороны защиты, узнают о роли свидетелей, экспертов-криминалистов, криминологов, а также об аспектах судебной психологии, виктимологии (науке о поведении жертвы). Подобным образом в образовательном процессе можно провести игру, нацеленную на воссоздание политического процесса. Ученики могут провести политические дебаты, подготовить свою политическую программу или программу партии. В рамках обучения в 5-7 классах игровой компонент отлично подходит для изучения профессий и символики Российской Федерации.
Остается заключить, что развитие правового потенциала, раскрытие и анализ формирования гражданственности и патриотизма актуальны и приоритетны для современной России. В процесс образовательной деятельности включена задача активного содействия становлению личности как носителя права и демократии, формирования ответственного гражданина - суверена с его правами, свободами и обязанностями. Изучение обществознания и права помогает обучающимся лучше узнать свою страну, сравнивая её с другими странами мира, анализируя социально-культурные, экономические, политические и психологические аспекты общества. Вместе с тем, представляется очевидным, что богатейшее культурно-историческое наследие нашей страны находит своё содержательное отражение во всех предметных дисциплинах, раскрывающих основы точных или гуманитарных наук. Это сказывается на толерантности ко всему, что нас окружает. Д.С. Лихачев был убеждён, что воспитывать нужно не столько манеры, сколько то, что выражается в манерах, - бережное отношение к миру: к обществу, к природе, к животным и птицам, к растениям, к красоте местности, к прошлому тех мест, где живёшь [1].