Статья:

ФОРМИРОВАНИЕ ИНОЯЗЫЧНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ В ОНЛАЙН УСЛОВИЯХ

Конференция: LXXX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Теория и методика профессионального образования

Выходные данные
Дауренкызы А., Дуйсекова К.К. ФОРМИРОВАНИЕ ИНОЯЗЫЧНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ В ОНЛАЙН УСЛОВИЯХ // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам LXXX междунар. науч.-практ. конф. — № 1(80). — М., Изд. «МЦНО», 2024.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ФОРМИРОВАНИЕ ИНОЯЗЫЧНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ В ОНЛАЙН УСЛОВИЯХ

Дауренкызы Аяна
докторант кафедры иностранной филологии Евразийского Национального Университета им. Л.Н.Гумилева , Республика Казахстан, г. Астана
Дуйсекова Куляш Керимбековна
д-р филол. наук, профессор Евразийского Национального Университета им. Л. Н. Гумилёва, Республика Казахстан, г. Астана

 

FORMATION OF FOREIGN-LANGUAGE PROFESSIONAL COMMUNICATIVE COMPETENCE OF STUDENTS IN ONLINE CONDITIONS

 

Ayana Daurenkyzy

Doctoral student, Department of Foreign Philology, Eurasian National University Named after L.N. Gumilyov, Republic of Kazakhstan, Astana

Kulyash Duisekova

Doctor of Philological Sciences, Professor in Eurasian National University named after L.N. Gumilyov, Republic of Kazakhstan, Astana

 

Аннотация. Целью данного исследования является изучение процесса формирования иноязычной профессиональной коммуникативной компетенции студентов в онлайн-условиях. Основной задачей исследования является определение эффективных методик и подходов к обучению иноязычной коммуникации с использованием онлайн-технологий. Результаты позволят выявить ключевые компоненты формирования иноязычной профессиональной коммуникативной компетенции студентов, а также определить эффективные стратегии обучения, соответствующие особенностям онлайн-образования. Данное исследование является актуальным в контексте развития онлайн-образования и важно для улучшения коммуникативной компетенции студентов с целью успешной профессиональной адаптации.

Abstract. The purpose of this study is to examine the process involved in forming foreign-language professional communicative competence in students within an online environment. The primary objective is to identify effective methods and approaches for teaching foreign language communication using online technologies. The findings will aid in identifying the crucial elements for developing foreign-language professional communicative competence in students, and also help determine effective learning strategies that align with the unique aspects of online education. Considering the advancements in online education, this research holds significance and contributes to enhancing students' communicative competence, enabling them to thrive in their professional endeavors.

 

Ключевые слова: формирования иноязычной профессиональной коммуникативной компетенции; онлайн; эффективные методики и подходы; профессиональная адаптация.

Keywords: development of foreign language professional communicative competence; online; effective methods and approaches; professional adaptation.

 

История эволюции глобальной коммуникации свидетельствует о том, что овладение иностранным языком является неотъемлемым требованием современного общества, без которого граждане не могут достичь гармоничного развития. Непрерывные тенденции развития мировой экономики, образования, здравоохранения и науки приводят к процессу международной интеграции, что в свою очередь увеличивает потребность в специалистах с владением иностранным языком в сфере работы и карьерного роста. Для Казахстана, который вышел на мировую арену, с целью установления эффективного диалога и успешного партнерства с международными лидерами, возникает необходимость реагировать на требования овладения иностранными языками и профессиональной подготовки граждан.

Таким образом, уровень требований, предъявляемых зарубежными и отечественными предприятиями к навыкам будущих специалистов, стал повышаться, что привело к необходимости развития иноязычных профессиональных коммуникативных компетенций у студентов вузов, включая тех, для кого иностранный язык не является основным.

Более того, согласно предоставленным данным, в промежуток времени между 2019 и 2020 годами распространилось масштабное вспышка COVID-19, которая далеко исказила ландшафт человечества. Размещения, произошедшие в этот промежуток времени, выявили слабые места в экономической, медицинской и образовательной сферах. По мнению значимых специалистов, государство Казахстан, одновременно с другими государствами мира, продемонстрировало отсутствие готовности и приспособляемости к принудительному и подчас драматическому переходу к формату дистанционного образования, вызванному глобальной пандемией коронавирусной инфекции [2].

Данное обстоятельство привело к потребности в том, чтобы любая сфера была готова к возможности осуществления образования в формате онлайн. Таким образом, основной объект рассмотрения в данной статье определен. Проблема, заключающаяся в формировании у студентов сельскохозяйственных специальностей иноязычной профессиональной коммуникативной компетенции в условиях онлайн-обучения, представляет собой актуальную проблему, которая требует собственного решения. В качестве такого решения предлагаются методические решения для развития иноязычной профессиональной коммуникативной компетенции у студентов иноязычных высших учебных заведений в режиме онлайн-обучения.

В соответствии с исследованием, проведенным Н. Исабеком, Г. Кабекеновым и А. Мырзабеком, понятие "профессиональной компетентности" имеет важное значение для социолингвистики, риторики, педагогики и образовательного процесса. В отношении достаточного и необходимого уровня знаний и навыков для успешного осуществления всесторонней профессиональной коммуникации в научной литературе существуют разногласия. Эти разногласия могут быть обусловлены различиями в методологиях концептуального определения и сложностью самого явления [7, с. 13].

Кроме того, согласно определению, предложенному В. И. Наролиной, профессиональная компетентность представляет собой способность эффективно применять навыки общения, технические знания, суждения, эмоции, ценности и рефлексию в профессиональной практике в интересах обслуживаемого лица и общества. Одной из предпосылок развития профессиональной компетентности является формирование иноязычных профессиональных коммуникативных навыков [3].

В данном контексте для будущих специалистов практическое владение иностранным языком приобретает актуальность не только как средство международного общения, но также как источник профессионального и личностного развития.

Согласно отчету о самооценке образовательных программ в рамках специализированной аккредитации, стратегической целью Казахского агротехнического университета имени С. Сейфуллина до 2025 года является достижение статуса одного из лучших университетов в Казахстане. Это будет достигнуто путем соответствия международным стандартам в области повышения квалификации как для специалистов, так и для научно-педагогических кадров. Университет планирует предоставлять уникальные учебные программы и широкий выбор уровней, содержания, форм и продолжительности обучения, основываясь на создании системы академической мобильности.

Стратегическими целями Казахского агротехнического университета имени С. Сейфуллина были развитие полиязычного образования и формирование англоязычной языковой среды с целью передачи недостающих компетенций и подготовки выпускников в соответствии с общепринятыми в мире стандартами [4, с. 21]. В связи с этим возникает вопрос о реорганизации процесса обучения иностранному языку по сельскохозяйственной специальности. То есть аграрному университету требуется поиск новых подходов к профессиональной подготовке, обеспечивающих высокий уровень сформированности профессиональной компетентности студентов.

Значительный вклад в проблему формирования иноязычной профессиональной коммуникативной компетенции внесли казахстанские ученые С. С. Кунанбаева, А. Т. Чакликова, М. К. Ахметова, П. К. Елубаева, российские ученые И.А. Зимняя , Ю. К. Бабанский, А. С. Кобелева, Е. Никитина и зарубежные исследователи Л.Манн, С. Диксон, Н. Энтони.

В процессе своего исследования по развитию профессиональных иноязычных компетенций в соответствии с требованиями транспортной отрасли, Е. Кобелева выявила необходимость создания требований, соответствующих международным методическим рекомендациям в рамках Болонских соглашений. Эти требования разработаны с целью моделирования процесса формирования профессиональных иноязычных компетенций будущих специалистов и определения педагогических условий, обеспечивающих успешную реализацию данной модели (например, Европейская система квалификаций "Общеевропейские компетенции владения иностранным языком: изучение, преподавание, оценка") [6, с. 220].

Е. Никитина провела подробный анализ процесса формирования навыков коммуникации на иностранном языке у студентов экономических специальностей и выявила основные показатели развития международных языковых навыков в учебных заведениях. Эти аспекты включают в себя понимание структуры и системы иностранного языка, учет социокультурных особенностей страны, чей язык изучается, а также знание основ собственной экономики. Студенты также обладают способностью эффективно взаимодействовать на устном и письменном уровне, учитывая контекст и специфику общения. Они проявляют умение инициировать и поддерживать диалоги на иностранном языке, как в личной, так и профессиональной сфере. Кроме того, они успешно справляются с сложными ситуациями, где доступ к языковым ресурсам ограничен, и демонстрируют стремление к продолжению образования и саморазвитию на иностранном языке. Еще одним важным аспектом является развитие умений взаимодействия с языковыми средствами в разнообразных коммуникативных контекстах [5, с. 292].

На примере студентов Казахского национального аграрного университета, Кунанбаева С.С. и Жылтыровой Ж., проведено исследование по формированию иноязычной профессиональной коммуникативной компетенции. В ходе исследования была выделена роль компетентностного метода в соответствии с современной парадигмой образовательного процесса для развития профессиональных иноязычных компетенций студентов ESP. Проведено тщательное исследование, направленное на развитие профессиональных иноязычных навыков студентов [1, с. 175].

На основе исследования, проведенного Т. В. Михайловой, были разработаны и успешно внедрены в образовательный процесс межкультурные профессионально-лингвокогнитивные модули. Эти модули основаны на глубоком понимании предметного содержания межкультурной профессионально-ориентированной подготовки студентов, инициированной профессором К.К. Дуйсековой [8, с. 139].

Во всех этих исследованиях, помимо квалификации и знания своей специальности, будущим специалистам необходимо владеть иностранным языком на таком уровне, который позволит им успешно действовать и быть мобильными на конкурентных местных и глобальных рынках. Таким образом, профессионал, обладающий определенным набором компетенций, достигнутых через владение иностранным языком, внесет свой вклад в интеграцию Казахстана в мировую рыночную экономику.

Кунанбаева С. С. в своей монографии "Компетентностное моделирование профессионального иноязычного образования" представляет концепцию профориентации в качестве основной составляющей предметного содержания иноязычного образования.

Предметные и процессуальные аспекты формируют содержание будущей профессиональной деятельности. В результате этого происходит "актуализация профессиональных и ценностных аспектов содержания образования" и "формирование профессионального самосознания студентов при проектировании и реализации профессионально ориентированных образовательных ситуаций, стимулирующих активность студентов в социальной и предметной контексте будущей профессиональной деятельности".

Когнитивно-лингвокультурные комплексы, предложенные Кунанбаевой С.С. (далее именуемые КЛК), могут быть определены как "организационную основу предметного аспекта содержания". На основе этого комплекса, с целью структурирования процесса обучения иностранному языку, были рассмотрены следующие платформы:

Таблица 1.

Онлайн платформы и их описание

 

Онлайн платформа

Описание онлайн платформы

1

Bookwidgets

Bookwidgets — это платформа для создания контента и оценки знаний учащихся. На этой платформе можно внедрить первый этап, разработанный на основе КЛК, предложенный С. С. Кунанбаевой. Таким образом, учителя здесь могут создавать концептуальные и познавательные задания. При открытии библиотеки виджетов Bookwidgets доступны более 40 интерактивных упражнений, таких как викторины, кроссворды, разделительные доски, флэш-карты и цифровые рабочие листы с более чем 30 различными вопросами.

2

Seesaw

 

Seesaw – это цифровая платформа, предназначенная для создания учебных заданий для преподавателей и студентов всех уровней и различных предметных областей. Список заданий включает упражнения, представленные в виде видео, фотографий, текста, иллюстраций, файлов и рисунков. Кроме того, Seesaw предоставляет возможности создания блога на онлайн-платформе, взаимодействия со студентами и развития онлайн-библиотеки.

Набор заданий: в дополнение к отсканированным документам и встроенным материалам, это позволяет учителям создавать интерактивную платформу с использованием онлайн-доски и других функций. Набор заданий может быть представлен в виде пояснений в виде аудиозаписи.

Обратная связь: еще одной особенностью платформы является ее использование в качестве средства обратной связи. Учащиеся могут асинхронно и синхронно выполнять задание, поставленное преподавателем, а результаты выполненного задания приходят преподавателю в виде сообщения. После открытия полученного сообщения учитель возвращает его, проверяя выполненное задание.

Онлайн-тесты и вопросы: Подходят для создания интерактивных тестов, таких как Kahoot, Quizlet и Edpuzzle, а также для распространения по ссылке.

Продолжая тему млекопитающих, учащимся предлагается задание на аудирование. Аудиоформат текста записан собственным голосом преподавателя, а текст предоставлен в виде незаконченных предложений. Текст был озвучен учителем с использованием собственного голоса, чтобы сохранить привычную атмосферу в классе и в режиме онлайн. Учащиеся также могут выполнить задание в письменной форме или устно, используя свои голоса через микрофон, предоставленный в интерфейсе. Слушая предоставленный звук, учащиеся должны записать необходимые слова и фразы, размещая их в тексте через пробелы.Начало формы

 

3

Twinkle

Twinkle – это онлайн-инструмент, который предоставляет преподавателям ресурсы для формирования коммуникативной компетенции учащихся. Особенность онлайн-инструмента заключается в создании разнообразных заданий для аудитории всех уровней и возрастов. С использованием этого инструмента можно разрабатывать следующие ресурсы:

1. Открытки и флэш-карты.

2. Баннеры.

3. Рукописные листы.

4. Раскадровки.

5. Фразы.

6. Кадры.

 

 

Для создания уникального онлайн-пространства планируется разработать систему упражнений и заданий, основанных на предложенных платформах. Уникальность предоставленных упражнений заключается в их адаптивности к любому формату обучения – онлайн, оффлайн или смешанному.

Согласно учебной программе студентов-аграрников по дисциплине "Профессиональный английский", первая тема должна включать в себя раздел "Млекопитающие". С использованием инструмента Bookwidgets было разработано следующее задание в форме видео-викторины. Студентам предлагается перейти по ссылке на онлайн-занятие или в чат: https://www.bookwidgets.com/play/rsxx79JaiQAFx89_KgAAA/AERJEAA?teacher_id=517037757405596. После открытия предоставленной ссылки у учащихся будет представлен интерфейс Bookwidgets. Учащиеся должны просмотреть интегрированный видеоматериал и ответить на заданные вопросы. На каждой двадцатой секунде видео автоматически останавливается, и на экране появляется вопрос. Видео будет продолжено только после ответа учащихся на поставленный вопрос, и следующие вопросы появляются последовательно. Например, вопрос может быть представлен в форме множественного выбора, сформулированного на основе представленного видеоматериала.

Mammals are ___ animals that include dogs and cats. The following answers are offered to this question:

  1. Group of animals
  2. Type of animals
  3. Kind of animals

Следующий вопрос предлагается в форме “ Gap filling", и он появляется в течение 33 секунд после начала видео. Mammals are ___ animals. Учащимся необходимо вставить правильное слово в данное предложение после просмотра видео.

Для успешного выполнения следующего задания у учащихся необходимо просмотреть предоставленный видеоматериал до конца и составить полное предложение, заменяя указанные слова.

Of number common all a even they’re diverse, have though characteristics amazingly mammals. From are mothers’ womb their born all they mammals viviparous are.

Также будет предложено следующее задание для повышения уровня восприятия информации у учащихся. Они должны упорядочить предоставленные предложения в том порядке, который был продемонстрирован в видеоролике.

Ответ каждого ученика отправляется в личный кабинет преподавателя и может быть занесен в таблицу в виде рейтинга.

Следующим этапом КЛК считается информационно-накопительный уровень. Здесь платформа Seesaw была выбрана для эффективного представления информации, аудиозаписей и текста.

Студентам должны быть предоставлены "pre-reading" вопросы на платформе “Seesaw”:

  1. What types of meat come from animals?
  2. What other products come from animals?

На платформе будут показаны некоторые визуальные иллюстрации, как показано на рисунке 1:

 

Рисунок 1. Наглядные иллюстрации для pre-reading

 

После этого учащиеся должны выполнить несколько заданий, связанных с текстом. Они должны ответить на следующие вопросы, предложенные варианты ответов представлены ниже:

1. What is the article mainly about?

  1. Animals that only produce meat
  2. The most popular types of meat
  3. Products made from animals
  4. Waste products of rendering

Затем студенты читают текст и выполнияют “gap filling” задание:

1.Wool/ milk

  1. _______ is an important food source.
  2. Many clothes are made of _______.

После этого студенты должны написать слово, похожее по значению на подчеркнутую форму:

1. Too much oil substance from plants and animals is unhealthy:

---

Затем студенты должны разделиться на пары и попытаться воплотить роли, как указаны на диаграмме 1.

 

Рисунок 2. Role-play задания

 

Заключение

Ярко выраженные проявления глобализации привели к интеграции в мировую экономику, образование и науку. Это, в свою очередь, породило проблему необходимости развития иноязычных профессиональных и коммуникативных компетенций для эффективного общения граждан в любой сфере. Молодые специалисты нуждаются в подготовке к иноязычной коммуникации в области международного профессионального сотрудничества, расширения международного бизнеса и профессионального взаимодействия в области технологий, экономики и охраны окружающей среды. Успех профессиональной деятельности напрямую связан с их самостоятельностью и креативностью, способностью организовывать профессиональную деятельность на основе международного сотрудничества и диалога. Однако вопрос развития иноязычных профессиональных коммуникативных компетенций у выпускников неязыковых вузов на должном уровне стоит на повестке дня. Для решения этой проблемы предложен комплекс задач, разработанных в рамках онлайн-технологий.

 

Список литературы:
1. Жылтырова Ж.Т. Теоретико-прикладные основы моделирования системы профессионально-иноязычной подготовки специалистов агроэкономического профиля: дисс. … PhD (доктора философии) по специальности 6D011900 – «Иностранный язык: два иностранных языка». – КазУМОиМЯ им. Абылай хана. – Алматы, 2019. – 175 c.
2. Кусаинов Д. Коронавирус в Казахстане: вызовы в сфере среднего образования или как вынести оффлайн урок из [несостоявшегося] онлайн урока // Central Asian Analytical Network, 2020 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.caa-network.org/archives/19597 (дата обращения: 12.12.2023).
3. Наролина В.И. Межкультурная коммуникативная компетентность как интегративная способность межкультурного общения специалиста // Психологическая наука и образование. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  www.psyedu.ru.-2010 (дата обращения: 06.11.2023).
4. Некоммерческое акционерное общество «Казахский агротехнический университет имени С.Сейфуллина». Отчет по самооценке образовательных программ бакалавриата 6B07103 электротехническая инженерия, магистратуры-электричесие сети, докторантура – 8D071036 электротехнические комплексы и системы рамках специализированной аккредитации НААР. – Астана, 2020. – 21 с.
5. Никитина Е.Г. Развитие иноязычной компетентности студентов вуза средствами модульного обучения: на примере экономических специальностей: дис. канд. пед. наук, 2010. – 292 с.
6. Павловна К.Е. Формирование профессиональной иноязычной компетенции будущих экономистов транспортной отрасли: дис. канд. пед. наук, 2008. – 220 с.
7. Isabek N., Kabekenov G., Myrzabek A., Kabylov D. The theory and technology of formation of professional competence of future specialists // Litres. – Australia. – 2022. – 13 p.
8. Mikhailova, T., Duisekova, K., Technologies for the formation of intercultural professional communicative competence (on the example of science students of pedagogical specialties). – Astana, 2022. – 139 p.