Статья:

РЕЙТИНГ КАК ИНСТРУМЕНТ МОТИВАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ

Конференция: XCII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Общая педагогика, история педагогики и образования

Выходные данные
Филатов А.В. РЕЙТИНГ КАК ИНСТРУМЕНТ МОТИВАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XCII междунар. науч.-практ. конф. — № 1(92). — М., Изд. «МЦНО», 2025.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

РЕЙТИНГ КАК ИНСТРУМЕНТ МОТИВАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ

Филатов Алексей Владимирович
аспирант, Смоленский государственный университет, РФ, г. Смоленск

 

RATING AS A MOTIVATION TOOL FOR SCHOOLCHILDREN

 

Alexey Filatov

Graduate student, Smolensk State University, Russia, Smolensk

 

Аннотация. В статье рассматриваются понятие рейтинга как инструмента мотивации обучающихся. Представлены основные плюсы и минусы данного подхода и рассмотрены эффективные стратегии построение системы рейтингов в школе.

Abstract. The article discusses the concept of rating as a tool for motivating students. The main advantages and disadvantages of this approach are presented and effective strategies for building a rating system at school are considered.

 

Ключевые слова: рейтинг, мотивация, качество образования, школа.

Keywords: rating, motivation, quality of education, school.

 

Система рейтинговых оценок все больше внедряется в образовательный процесс, становясь важным инструментом мотивации школьников. Подход к использованию рейтингов должен быть грамотно спланирован и основан на принципах справедливости и поддержки развития каждого ученика. В статье мы рассмотрим эффективные стратегии построения системы рейтингов в школе, а также выявим плюсы и минусы данного подхода для мотивации школьников к учебе.

Рассмотрение подхода к формированию рейтинговой системы начнем с самого важного – с определения понятия «рейтинг». Во многих исследованиях данное понятие трактуется по-разному. Для единства понимания возьмем определение рейтинга как показателя оценки достижений, упорядоченного по определенному критерию, то есть систему оценки знаний, которая представляет собой некий индивидуальный числовой показатель, направленный на оценку полученных обучающимся знаний, навыков, умений [5].

Рейтинг может строиться на различных основаниях, например: оценки за экзамены, участие в олимпиадах и конкурсах, выполнение дополнительных заданий и проектов. Эти критерии позволяют выделить талантливых и усердных учеников, а также побуждают остальных стремиться к улучшению своих результатов.

Важным аспектом понятия рейтинга является его динамичность. Ученики имеют возможность продолжать работать над собой и повышать свой статус в рейтинге. Постоянное сравнение с другими учениками и видимость своего положения в списке мотивируют школьников к саморазвитию и достижению новых высот.

Сам по себе рейтинг способствует формированию здоровой конкуренции среди учеников школы. При этом стоит отметить, что, понимая свое место в ранжированном списке, дети стремятся улучшить свой результат, что непосредственно влияет на качество образования.

Одним из ключевых аспектов рейтинговой системы является возможность ранжирования. Это создает основу для постановки конкретных целей и задач, что способствует развитию целеустремленности [2]. Рейтинг служит инструментом, способным дополнительно мотивировать школьников на участие в конференциях, конкурсах, олимпиадах, соревнованиях и т.д., что позволяет обогатить образовательный процесс и развить разные таланты у каждого ученика.   

При всех положительных возможностях рейтинга стоит помнить и о сложностях, связанных с применением данного инструмента в образовательном процессе. Неправильное использование системы ранжирования может привести к обратному эффекту, как, например, снижение мотивации и интереса к учебе. Поэтому рейтинг является всего лишь дополнительной возможностью или одним из методов мотивации, не исключающими индивидуальный подход к каждому ребенку со стороны родителей и учителей.

Для формирования доверия к рейтинговой системе важно создать условия, способствующие его эффективному применению, а также понятному, прозрачному и объективному оцениванию. Для детей важно понимание критериев оценки и возможности для улучшения своих результатов. Для этого требуются простые и понятные алгоритмы с четкими формулировками, исключающими двоякое понимание критериев, и слаженная работа педагогического коллектива по формированию правильной формулировки критериев и создание системы обратной связи.

Для раскрытия талантов детей, создания условий, способствующих их росту, обучающиеся должны чувствовать, что рейтинг помогает им двигаться вперед, а не подавляет их. Такие возможности дает создание атмосферы поддержки и командная работа через систему проектов, где каждый член группы раскрывает свои сильные стороны и работает над ликвидацией слабых.

Важно понимать, что в постоянно меняющихся реалиях рейтинг не может быть стабильным, он должен быть гибким и адаптироваться под конкретные условия системы образования. Сам по себе рейтинг может стать движущимся инструментом, способным в определенной мере работать с детьми, испытывающими сложности в обучении, через систему наставничества и поддержки со стороны педагогического сообщества и сверстников.

Стоит отметить основные принципы для формирования рейтинга школьника – это прозрачность, открытость, учет позитивных результатов, а не процессов и условий, использование только объективных параметров, соотнесение с вектором развития системы образования в интересах подрастающего поколения и семьи. Исходя из того, что каждый ребенок талантлив и школа должна помочь найти ему эти таланты и развить их, рассмотрим основные направления при формировании рейтинга ученика:

- обучающегося можно сравнивать по соответствующим критериям в рамках его класса, параллели, города;

- обучающийся при соблюдении тех или иных критериев может получать «достижения», примером могут служить «ачивки» в игровой среде;

- обучающийся может смотреть на динамику своих личных достижений и видеть не только успехи, но и возможные образовательные дефициты.

Таким образом, понятие рейтинга является важным элементом в мотивации школьников к обучению. Он способствует стимулированию учащихся к постоянному совершенствованию, развитию здоровой конкуренции и формированию у них личностных качеств, необходимых для успешной учебы и будущей профессиональной деятельности.

Мотивация играет важную роль в обучении школьников и может стимулировать их академические достижения, повышая результативность и эффективность обучения. Рейтинг как система оценки и классификации школьников по их учебным результатам может стать действенным механизмом для стимулирования учеников к активной учебной деятельности [4].

Понятие «мотивации» в контексте образования включает в себя совокупность внутренних и внешних факторов, которые побуждают учащихся к деятельности и стремлению к достижению определенных целей. Внутренние мотивы могут быть связаны с интересом к предмету, желанием познавать новое или стремлением к саморазвитию. В то же время, внешняя мотивация часто связана с внешними стимулами, такими как похвала, награда или признание со стороны окружающих [1]. Рейтинг как форма внешней мотивации может оказать положительное воздействие на обучение школьников, поскольку позволяет им видеть свои успехи и прогресс, получая признание за свои достижения.

Рейтинг как инструмент мотивации школьников может быть реализован различными способами. Например, учителя могут создавать системы балльной оценки, на основе которой формируется рейтинг учеников в классе или школе. Выставление рейтинга за выполненные задания, тесты и контрольные работы может стимулировать школьников к более активному участию в учебном процессе и повышению качества своих работ.

Однако важно учитывать, что внимание культурных и психологических особенностей каждого ученика при использовании рейтинга как инструмента мотивации. Некоторым школьникам конкуренция и сравнение с другими может вызвать стресс и неуверенность в собственных силах, в результате чего мотивация может снижаться. Поэтому важно подходить к использованию рейтинга с учетом индивидуальных потребностей и особенностей каждого ученика, стимулируя их к достижению успеха и росту через позитивный подход, создавать поддерживающую среду, способствующую их мотивации и саморазвитию.

В завершении хотелось бы отметить, что сам по себе рейтинг как инструмент мотивации школьников играет значительную роль в стимулировании учеников к достижению лучших результатов в обучении. Анализируя все вышеперечисленные преимущества и недостатки использования рейтинга в школьной жизни, можно сделать несколько важных выводов.

Во-первых, рейтинг способствует формированию здоровой конкуренции среди учащихся, что стимулирует их к улучшению академических достижений [3]. Этот аспект способствует развитию внутренней мотивации каждого ученика, так как стремление к достижению высоких оценок становится их собственной целью.

Во-вторых, рейтинг может оказать положительное влияние на развитие лидерских качеств учащихся. Занятие первых мест в рейтинге дает ученику возможность почувствовать себя успешным и уверенным в своих силах, что способствует укреплению их самооценки.

Однако, стоит отметить и негативные стороны использования рейтинга как инструмента мотивации школьников. Некоторые ученики, оказавшиеся в конце списка, могут почувствовать себя разочарованными и отвергнутыми, что может повлиять на их самооценку и убавить мотивацию к учебе. Поэтому важно сбалансировать подход к формированию рейтинга, учитывая психологические особенности каждого ученика.

В заключение, необходимо учитывать, что рейтинг – это не конечная цель, а инструмент для улучшения образовательного процесса. Он должен мотивировать учащихся стремиться к знаниям, развиваться как личности и учиться работать в команде. Только в таком случае рейтинговая система будет выполняться как эффективный механизм, способствующий качественному обучению и гармоничному развитию всех участников образовательного процесса.

 

Список литературы:
1. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2002.
2. Масленников А.С. Организация учебного процесса на основе модульно-рейтинговой технологии / Масленников А.С, Шебашев В.Е. // Фундаментальные исследования. – 2007. – № 2. – С. 68-70.
3. Мерлина Н.И. Селиверстова Л.В., Ярдухина С.А. Балльно-рейтинговая система оценки качества успеваемости студентов // БГЖ. 2015. №3 (12). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ballno-reytingovaya-sistema-otsenki-kachestva-uspevaemosti-studentov (дата обращения: 27.10.2024).
4. Павлова Е.С. Балльно-рейтинговая система оценивания качества усвоения учебных дисциплин // АНИ: педагогика и психология. 2016. №2 (15). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ballno-reytingovaya-sistema-otsenivaniya-kachestva-usvoeniya-uchebnyh-distsiplin (дата обращения: 27.10.2024).
5. Русских Г.А. Технология рейтингового обучения / Г.А. Русских // Дополнительное образование. – 2004. – №12.