Статья:

Педагогическое учение Иммануила Канта как составная часть его философской (трансцендентальной) антропологии

Конференция: XIX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Общая педагогика, история педагогики и образования

Выходные данные
Бурханов Р.А., Никулина О.В. Педагогическое учение Иммануила Канта как составная часть его философской (трансцендентальной) антропологии // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XIX междунар. науч.-практ. конф. — № 6(19). — М., Изд. «МЦНО», 2018. — С. 6-11.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Педагогическое учение Иммануила Канта как составная часть его философской (трансцендентальной) антропологии

Бурханов Рафаэль Айратович
д-р филос. наук, профессор, Сургутский государственный университет, Россия, г. Сургут
Никулина Ольга Вячеславовна
канд. филос. наук, доцент, Сургутский государственный университет, Россия, г. Сургут

 

PEDAGOGICAL DOCTRINE OF IMMANUEL KANT AS AN INTEGRAL PART OF HIS PHILOSOPHICAL (TRANSCENDENTAL) ANTHROPOLOGY

 

Rafael Burkhanov

doctor of philosophy, professor, Surgut State University, Russia, Surgut.

Olga Nikulina

candidate of philosophy, associate professor, Surgut State University, Russia, Surgut.

 

Аннотация. В статье рассматривается педагогическое учение Иммануила Канта (1724–1824 гг.). Подчеркивается, что концепция физического и морального воспитания немецкого мыслителя является составной частью его философской (трансцендентальной) антропологии.

Abstract. The article examines the pedagogical doctrine of Immanuel Kant (1724–1824). It is emphasized that the concept of the physical and moral upbringing of the German thinker is an integral part of his philosophical (transcendental) anthropology.

 

Ключевые слова: Кант; человек; педагогика; физическое воспитание; моральное воспитание; образование; философская антропология; трансцендентальная антропология.

Keywords: Kant; man; pedagogics; physical upbringing; moral upbringing; education; philosophical anthropology; transcendental anthropology.

 

Педагогическое учение Иммануила Канта (1724–1824 гг.) является составной частью его философской антропологии – целостного учения, где человек выступает исходным пунктом и целью размышлений [1]. Немецкий мыслитель сформулировал три главных вопроса о человеке: «1. Что я могу знать? 2. Что я должен делать? 3. На что я могу надеяться?» [2]. Впоследствии Кант добавил к ним и четвертый вопрос: «Что такое человек?», который объявил основным вопросом философии [3].

Философская антропология Канта – это трансцендентальная антропология. Трансцендентализм представляет собой определенную культурно-историческую традицию философствования, в которой находит свое выражение мысль об антропологических истоках и априорных основаниях всех возможных размышлений о бытии, космосе и человеке. Она имеет дело не с человеком во всей полноте его теоретических и практических, рационально-рассудочных и чувственных, социально-культурных и природно-индивидуальных связей и отношений с миром, а только с его рафинированной и сакрализированной сущностью в виде «трансцендентального субъекта» [4]. Трансцендентальное – это априорное, предшествующее опыту, подчеркивает немецкий мыслитель, которое применяется к чувственным данным, делая возможным сам опыт. Именно через трансцендентальный принцип «a priori представляется всеобщее условие, единственно при котором вещи могут стать объектами нашего познания вообще» [5].

Обоснование необходимости педагогики Кант усматривает в самой морали. Хотя всеобщий нравственный закон дан людям как априорный принцип практического разума, его реализация зависит от конкретных действий индивидов. Категорический императив содержит в себе трансцендентальную идею о человеке как высшей ценности, как цели самой по себе, и тем самым утверждая свободу и достоинство личности: «…Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству» [6].

Общественная жизнь, утверждает философ, представляет собой процесс нравственного совершенствования человечества, в основе которого лежит развитие задатков личности. Людям от природы присущи: во-первых, задатки животности, свойственные человеку как живому существу; во-вторых, задатки человечности, свойственные человеку как живому и разумному существу; в-третьих, задатки личности, свойственные человеку как разумному и свободному существу.

Задатки животности у человека общи со всеми живыми существами. Это задатки физического, а также механического себялюбия, для развития которых не нужно разума. Они выражаются в стремлении к самосохранению, к продолжению своего рода через влечение к противоположному полу и к общению с подобными себе существами.

Задатки человечности – это задатки физического, но сравнительного себялюбия, они свойственны только людям и выражаются в стремлении добиваться признания своей личности среди других, не позволяя превосходства над собой. Для их реализации нужен разум.

При отступлении от природных целей, полагает кенигсбергский ученый, эти виды задатков могут стать пороками. Так, задатки животности при чрезмерном развитии превращаются в пороки грубости, обжорства, похоти и беззакония по отношению к другим людям.

Задатки человечности при чрезмерном развитии способны превратиться в пороки культуры – неправедное желание всеми доступными средствами добиваться превосходства над себе подобными. Из них, в частности, из ревности и соперничества, произрастаютпороки тайной и явной враждебности по отношению к другим людям.

Задатки личности – это способность людей проявлять уважение к всеобщему моральному закону как мотив их свободной воли. В отличие от задатков животности и задатков человечности, им свойственны только добрые устремления [7].

Задатки первого вида не связаны с разумом, теоретическим или практическим; задатки второго вида коренятся в практическом, но подчиненном внеморальным мотивам разуме; и только задатки третьего вида непосредственно проистекают из практического, т. е. безусловно законодательствующего для себя разума, который устанавливает правила поведения людей.

Развитие способностей человека, отмечает Кант, может происходить двояким образом: как развитие отдельной личности и как совершенствование всего человечества. В первом случае императивы практического разума, непосредственно действуют в индивиде, во втором случае они проявляются через необозримую цепь поколений. «В человечестве заключено много задатков, – пишет философ, – и наша задача – пропорционально развивать природные способности и раскрывать свойства человека из самых зародышей, делая так, чтобы человек достигал своего назначения» [8].

Индивид становится человеком только посредством воспитания. Он есть то, чтó сделало из него воспитание. Человек может быть воспитан только людьми, ранее получившими воспитание. Следовательно, воспитание есть искусство, которое совершенствуется многими поколениями.Искусство воспитывать, подчеркивает Кант, наряду с искусством управлять, является одним из сложных и полезных изобретений людей. Каждое последующее поколение, обладая умениями и знаниями предыдущих поколений, осуществляет воспитание, целесообразно и пропорционально совершенствуя данные от природы способности человека. Вот почему воспитание может развиваться лишь постепенно, благодаря тому, что ныне живущее поколение передает свои знания, умения и опыт поколению последующему, которое развивает их и передает дальнейшим поколениям, в результате чего может сформироваться представление о правильном способе воспитания.

Педагогика как теория и методология, считает немецкий мыслитель, есть наука о том, как нужно применять искусство воспитания. Как наука о воспитании она состоит из двух частей – физической педагогики и практической педагогики.

Физическое воспитание должно определенным способом развить в детях задатки животности и некоторые задатки человечности, поскольку оно направлено на совершенствование их телесных сил и душевных способностей.

Воспитание практическое, или моральное призвано дать человеку образование таким образом, чтобы он мог жить полноценной жизнью и быть свободно действующим существо. Оно должно развить в индивидах задатки личности в соответствии с императивами всеобщего морального закона.

Последовательными формами воспитания являются, во-первых, уход (т. е. попечение и содержание ребенка); во-вторых, дисциплина (т. е. выдержка); в-третьих, обучение и образование. В процессе воспитания человек бывает грудным младенцем, питомцем и учеником.

Уход выражается в заботе родителей о том, чтобы дети нормально росли и не вредили себе. Дисциплина формирует выдержку и способствует развитию в человеке зачатков культуры, она не дает индивиду под влиянием природных страстей уйти от своего человеческого назначения. Дисциплина не позволяет животной склонности личности нанести ущерб ее моральным качествам.

Рассуждая о воспитании, философ имеет в виду его назначение: «Воспитывать – значит воспитывать личность, воспитывать существо, которое свободно действует, может оберегать самого себя и стать членом общества, имеет внутреннюю ценность в своих собственных глазах» [9]. Поэтому воспитание включает в себя обучение и образование. Образование имеет, во-первых, отрицательный аспект – дисциплину, которая ослабляет чисто природные наклонности и тем самым удерживает от ошибок, и положительный аспект – обучение и руководство, которые развивают навыки культуры.

Руководить – значит определять, как употреблять в жизни то, чему молодой человек научился. В этом состоит различие между наставником, который служит учителем, и воспитателем, который является руководителем.

В начальном периоде воспитания питомец должен проявлять подчинение и положительное послушание; в дальнейшем он может пользоваться рассудком и свободой, но при определенных условиях. Сначала господствует механическое подчинение, а затем – нравственное.

Поэтому воспитание содержит в себе: во-первых, школьно-механическое образование, целью которого является приобретение знаний и умений; во-вторых, прагматическое образование, целью которого является приобретение разумности; в-третьих, моральное образование, целью которого является достижение нравственности.

Из них самое первое – это школьное обучение, в процессе которого ученик приобретает умения и получает знания. В ходе прагматического воспитания ученик достигает определенной степени разумности; он учится быть гражданином и приобретает социальную ценность. Это позволяет ему руководить людьми в соответствии со своими целями и занять подобающее его статусу место в гражданском обществе. В результате морального образования человек приобретает общечеловеческую ценность. Поэтому моральное образование – наиболее позднее, хотя оно должно присутствовать с самого начала воспитания.

По мнению Канта, высшей ступенью воспитания является практическое, или моральное воспитание, которое имеет в виду прежде всего свободу, в то время как физическое воспитание имеет в виду лишь природу. Практическое воспитание включает в себя, во-первых, приобретение умения, во-вторых, знание света, в-третьих, нравственность. Первое должно быть основательным, а не поверхностным; второе состоит в умении надлежащим образом пользоваться людьми для определенных целей; третье формирует характер человека. Для того чтобы воспитать в индивиде хороший характер, нужно прежде всего освободить его от господства страстей. Человек должен так распоряжаться своими природными склонностями, чтобы они не могли обратиться в страсти, которые мешают реализоваться требованиям категорического императива.

Поэтому самое важное в нравственном воспитании, подчеркивает философ, – это формирование характера. Характер индивида состоит в его решимости хотеть что-нибудь сделать, а затем и в реальном исполнении того, что он задумал. Чтобы развить у молодых людей моральный характер, их нужно знакомить с обязанностями по отношению к самим себе и обязанностям по отношению к другим людям. Первейшая обязанность индивида по отношению к себе состоит в наличии достоинства и свободы морального выбора. В отношениях с другими людьми детям следует прививать уважение к их достоинству и неотъемлемым правам.

Таким образом, для педагогического учения Канта характерны вера в разум, на основе которого должен осуществляться процесс воспитания и образования личности, и надежда на нравственное совершенствование человека на основе трансцендентальных идеалов Истины, Добра и Красоты.

 

Список литературы: 
1. Heidegger M. Kant und das Problem der Metaphysik // Heidegger M. Gesamtausgabe. Frankfurt a./M.: Vittorio Klostermann, 1991. Abt. 1. Bd. 3. S. 211.
2. Кант И. Критика чистого разума // Кант И. Сочинения: В 6 т. М.: Мысль, 1964. Т. 3. С. 661–662. 
3. Кант И. Логика. Пособие к лекциям // Кант И. Трактаты и письма. М.: Наука, 1980. С. 332.
4. Бурханов Р.А. Трансцендентализм Иммануила Канта: истоки и основоположения. Сургут: Печатный мир г. Сургут, 2017. С. 9.
5. Кант И. Критика способности суждения // Кант И. Сочинения: В 6 т. М.: Мысль, 1965. Т. 5. С. 180.
6. Кант И. Основы метафизики нравственности // Кант И. Сочинения: В 6 т. М.: Мысль, 1965. Т. 4. Ч. 1. С. 270.
7. См.: Кант И. Религия в пределах только разума // Кант И. Трактаты и письма. М.: Наука, 1980. С.  96–98.
8. Кант И. О педагогике // Кант И. Трактаты и письма. М.: Наука, 1980. С. 449.
9. Там же. С. 459.