Статья:

САКЕН СЕЙФУЛЛИН ОБ ЭСТЕТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ

Конференция: LVIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Общая педагогика, история педагогики и образования

Выходные данные
Джунусбаева А.М. САКЕН СЕЙФУЛЛИН ОБ ЭСТЕТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам LVIII междунар. науч.-практ. конф. — № 2(58). — М., Изд. «МЦНО», 2022. — С. 12-16.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

САКЕН СЕЙФУЛЛИН ОБ ЭСТЕТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ

Джунусбаева Айгуль Мутановна
канд. пед. наук, преподаватель, Алматинский Технологический Университет, Республика Казахстан, г. Алматы

 

SAKEN SEIFULLIN ABOUT THE AESTHETIC EDUCATION OF YOUNGER GENERATION

 

Aigul Dzhunusbayeva

Candidate of pedagogical sciences, lecturer, Almaty Technological University, Republic of Kazakhstan, Almaty

 

Аннотация. В данной статье рассматриваются педагогические идеи С.Сейфуллина на проблему эстетического воспитания подрастающего поколения. Известный ученый-педагог и практик  большое значение придавал различным видам искусства, народному фольклору в эстетическом воспитании. 

Abstract. This article discusses the pedagogical ideas of S. Seifullin on the problem of aesthetic education of the younger generation. The well-known scientist, teacher and practitioner attached great importance to various types of art, folklore in aesthetic education.

 

Ключевые слова: эстетическое воспитание; литература; искусство; казахский фольклор; личность ребенка

Keywords: aesthetic education; literature; art; Kazakh folklore; child's personality.

 

Сакен Сейфуллин принадлежит к знаменитой плеяде народных учителей, которые трудились на ниве просвещения дооктябрьский период и в первые десятилетия советской власти. Почти двадцать лет он посвятил народному образованию, просвещению, развитию культуры и духовного наследия казахского народа.

Сейфуллин прошел путь от аульного учителя, преподавателя, ректора педагогического института, главного редактора журнала «Литературный фронт» и до заместителем Наркома просвещения. Он является автором школьных и вузовских учебников по казахской литературе, которые в течение многих лет служили основными учебными пособиями для учащихся и преподавателей. Его любимым предметом был казахский фольклор. Образцы народной мудрости и словесности он собирал по крупицам, бывая в разных уголках Казахстана, а также в Татарии, Башкирии, Узбекистане и на Кавказе.

Кроме того, в сложных условиях становления Советской республики Сакен Сейфуллин находит средства для известного музыканта-этнографа и композитора Александра Затаевича на сбор, подготовку и издание первого сборника «1000 песен казахского народа». Впервые в истории казахского народа были собраны, систематизированы и записаны на ноты образцы народной музыки. Огромное желание сохранить и развивать народное творчество подвигает его к поиску, сбору и изданию многотомного собрания казахского фольклора. Он – первый руководитель республики, кто дал высокую оценку творчеству Жамбыла Жабаева, как исполнителю тюркского эпоса «Кер-Оглы».

Таким образом,  с целью сохранения культурного духовного наследия он один из первых, кто почти полностью собрал, систематизировал и издал казахский фольклор в тридцатые годы прошлого столетия.

Сакен - поэт-новатор, сыгравший значительную роль в  становлении казахской советской литературы. Его поэзия как закономерное продолжением творчества Абая и С.Торайгырова, имела особую идейно-творческую направленность. Произведения Сакена были тесно связаны с актуальными проблемами советского времени. Это – основа, главное направление литературы социалистического реализма.

Произведения С. Сейфуллина для подрастающего поколения имеют воспитательную ценность. Это идеи об обогащении духовной культуры детей, любви к стране и земле, уважении своих родителей, уважении старших, воспитании их на принципах нравственности.                 
В изучаемый период определенное влияние на направление и содержание эстетического воспитания оказал писатель, общественный деятель, педагог, организатор народного образования в Казахстане Сакен Сейфуллин (1884-1939). Роль и значение обучения и воспитания Сейфуллин рассматривал с качественно новых революционно-марксистских позиций. Коммунист Сейфуллин был сторонником партийно-классового подхода в процессе    изменения, которые происходят в жизни  человека. Литература, полагал он, отражая жизнь отцов, учит молодежь извлекать все лучшее, что накоплено предыдущими поколениями, а также , оказывая огромное эмоциональное воздействие на личность, тем самым воспитывает в ней эстетическое отношение к искусству, окружающему миру.

Придавая огромную роль искусству как основному средству эстетического воспитания, в своей статье « Мэдениет майданында» («На культурном фронте») Сейфуллин, отметив серьезные недостатки состояния развития современной ему культуры и искусства,  призывал людей фронта литературы, музыки, театра и кино больше обратить внимание на идейное содержание искусства, на действенность его на внутренний мир человека.

Он настаивал на том, чтобы наши театры, кино, музыка и литература расширяли кругозор и мировоззрение подрастающего поколения. Сюжеты кинокартин, пьес, художественных произведений, по его мнению, должны отражать современную действительность, вызывать стремление к активной творческой деятельности. Прекрасные и сильные образы, созданные народом, известными писателями и поэтами, считал Сейфуллин, вызывает гордость, воспитывают чувство прекрасного. Вместе с тем  он говорил о большой роли в развитии эстетического сознания классического наследия прошлого. [1,17]

Проблемы эстетического воспитания Сейфуллин поднимал не только в своих педагогических сочинениях и публикациях, но и в общественной деятельности на практике занимался данной проблемой. Сейфуллин, будучи заместителем Наркома просвещения, заботился об эстетическом воспитании учащихся. В июле-августе 1922 г. в целях приобретения музыкальных инструментов, нотных пособий и других музыкальных принадлежностей для школ, вел большую переписку с объединением «Музпреда» Наркомата просвещения РСФСР и Казахским представительством в Москве. [2,38-39]

Сейфуллин высоко ценил русскую литературу и понимал прогрессивное влияние на развитие казахской литературы. Борясь за просвещение казахского народа, ратуя за дружбу двух народа, ученый-педагог говорил, что добьется своей благородной цели только тот народ, который в будущее будет идти по пути прогресса в братском содружестве с другими. С целью широкого просвещения Сейфуллин переводил русскую классическую литературу на родной язык – Пушкина, Лермонтова, Горького. Чтение русской классики, по его мнению, дает возможность выйти из ограниченного круга представителей, вступить в полосу широкого и всестороннего развития.

В своей практической деятельности учитель Сейфуллин, прежде чем приступить к обучению учащихся русской грамоте, старался привить любовь к этому предмету, интерес к жизни и быту русского народа. Ученый-педагог подчеркивал красоту, широту русского народа, его общественную и духовную роль, говорил о том, что зная русский язык, каждый может свободно общаться с русским народом, познать его богатую культуру.

Большое значение Сейфуллин придавал труду как незаменимому средству эстетического воспитания, он хорошо понимал какие высокие моральные и эстетические качества человека формируются прежде всего в общественном труде на благо общества. Сейфуллин призывал молодежь учится полезным ремеслам, ибо труд в конечном счете формирует эстетически развитую личность, дает веру в могущество человека и наслаждение. Для казахского педагога красота и труд неотделимы. Он не мыслит себе счастья без труда. Труд, создатель всех благ на земле, делает жизнь богаче.

В процессе эстетического воспитания Сейфуллин широко пропагандировал различные мероприятия: экскурсии, прогулки, на окрестностях аула. Он приучал детей в естественной реальной обстановке воспринимать умом, чувствами, богатство природы, все разнообразие и величие окружающей действительности, вырабатывать эстетическое отношение к миру, чувство привязанности  и любви к родным местам, родной природе. Сейфуллин стремился не только вооружить детей необходимыми знаниями, но и в неразрывной связи с ним стремился развивать самостоятельность их мышления, внимание, способность к анализу явлений, к суждению.

Известный педагог подчеркивал, что с основное в воспитании и обучении -это уважение к личности ребенка, вера в  его силы и возможности. Он относился к детям как к себе равным, без унижающей снисходительности. Дети ценили это и любили своего учителя, старались ему во всем подражать.

Заботясь о всестороннем развитии детей наряду с основными предметами, Сейфуллин значительное место отводил пению, игре и музыке. В перерывах между уроками он организовывал веселые игры, непосредственным участником которых был сам. Он хорошо пел и играл на домбре. «Из его уст мы впервые услышали «Эупилден», кюи  «Сары жайлау». Мелодичность, потрясающая красота, неповторимость их звучания ободряла, поднимала наш дух. Нам казалось, что прекраснее музыки и песни нет ничего. Все чаще хотелось слушать такие кюи, песни», - вспоминал Акжанов, бывший ученик Сейфуллина. [3,44]

Вся педагогическая деятельность Сейфуллина была связана с его поэтическим творчеством. Ведь он был не просто просветителем и педагогом, а поэтом-просветителем, поэтом-педагогом. Чем талантливее поэт, тем эмоциональнее его творчество, тем сильнее воспитательное значение его произведений.

  

Список литературы:
1. С. Сейфуллин  Мугалим зары // Жана Мектеп, 1925, -№14-15. -Б.17
2. ЦГА Республики Казахстан, ф.81, оп.1, д.1027, л.3
3. Камалиева К. Сакен Сейфуллин -видный деятель народного образования и просвещения.- Алма-Ата: Мектеп, 1989.