Статья:

Развитие творчества у детей старшего дошкольного возраста в конструировании из различных материалов

Конференция: XI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Теория и методика обучения и воспитания

Выходные данные
Горынцева А.А. Развитие творчества у детей старшего дошкольного возраста в конструировании из различных материалов // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XI междунар. науч.-практ. конф. — № 9(11). — М., Изд. «МЦНО», 2017. — С. 19-23.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Развитие творчества у детей старшего дошкольного возраста в конструировании из различных материалов

Горынцева Алена Алексеевна
студент, Московский педагогический государственный университет, РФ, г. Москва

 

The development of creativity in children of senior preschool age in the design of various materials

 

Alena Goryntseva

student Moscow state pedagogical University, Russia, Moscow

 

Аннотация. В дошкольном образовании мало внимания уделяется развитию творчества у детей в конструировании из различного материала. Созданию и разработке образовательной деятельности, которые могут быть использованы в работе, с целью развития творчества и формирования практических умений и навыков. В данной статье рассматривается методы для решения данной проблемы, и даются рекомендации для педагогов.

Abstract. In preschool education, little attention is paid to the development of children's creativity in the design of different material. The creation and development of educational activities that can be used in the work, with the aim of developing creativity and practical skills. This article discusses methods to solve this problem, and provides recommendations for educators.

 

Ключевые слова: развитие творчества; дети старшего дошкольного возраста; конструирование; рекомендации для педагогов.

Keywords: creativity; preschool children; design; recommendations for teachers.

 

Актуальность проблемы развития творчества в конструировании из различных материалов, заключается в противоречии между значимостью занятий и недостатком методических разработок, а также педагогических рекомендаций.

В дошкольном возрасте, одной из составляющих в развитии личности ребёнка, является развитие творчества. Начиная с раннего возраста, закладываются основы формирования художественной культуры, эстетическое сознание и духовное развитие человека. У ребёнка появляется потребность в творческой деятельности и очень важно, какое содержание и формы будут применены для их обогащения. Поэтому формирование этих знаний, является важным направлением в работе дошкольного учреждения.     

Многие отечественные педагоги и психологи доказали, что: уже в дошкольном возрасте у детей проявляются творческие возможности. Создавая различные образы, дети не только отображают их характер, пользуясь формой, фактурой и цветом, но и показывают своё отношение к ним, отражают их структуру. Они не могут создавать произведения искусства, так как имеют мало опыта и отсутствуют необходимые знания, но во время творческой деятельности, они постоянно делают новые открытия для себя. В процессе этой деятельности ребенок познает особенности различных материалов и деталей из них, возможности скрепления этих деталей, сочетание, расположение. Он становится дизайнером, познающим все законы красоты и гармонии.

Конструирование - это целенаправленный процесс, в результате которого получается определённый реальный продукт детского труда. Поэтому, детей, увлекающихся конструированием и созданием предметов и композиций, «отличает богатые фантазия и воображение, желание экспериментировать, изобретать; у них развиты пространственное, логическое, математическое, ассоциативное мышление, память, а именно это является основой интеллектуального развития и показателем готовности ребенка к школе».

Поэтому, проблема развития творчества у детей старшего дошкольного возраста в конструировании из различных материалов остается актуальной и требует дальнейшего изучения.

Многие исследователи занимались разработкой приёмов и методов обучения детей с различными материалами. Например: создание аппликаций из бумаги – З.А. Богатеева, И.Л. Гусарова; изготовление объемных конструкций из бумаги – А.Н. Давидчук, З.В. Лиштван, В.Г. Нечаева; изготовление поделок из природных материалов – A.И. Савенков, И.Я. Базик, Э.К. Гульянц; изготовление поделок из бросового материала – B.Ф. Ждан, Ф.П. Филенко, О.В. Дыбина и др.

В практике дошкольного воспитания, на наш взгляд, работа с различным материалом проходит неинтересно, даже скучно. Присутствуют большие трудности в организации работы, креативность и новшество не применяется. Поделки, выполненные руками дошкольников, выглядят мало эстетично, качество работ на низком уровне, а часто и при помощи рук самого воспитателя. Возможности дошкольников, завышаются, что отрицательно сказывается на процессе развития детского творчества. Работа часто направлена на создание плоскостных аппликаций или отдельных образов из бумаги, картона, природного и бросового материалов, у детей не формируются творческие навыки, что приводит к повторам в работе. Используемые педагогами приемы обучения детей дошкольного возраста, однообразны. Мало используется коллективная форма проведения занятий, в работе с различным материалом. Это приводит к снижению художественной ценности детских работ, обеднению их содержания.

В связи с этим возникает проблема исследования: каковы педагогические условия развития творчества у детей старшего дошкольного возраста в конструировании из различных материалов.

Теоретически изучив и проанализировав проблему развития конструктивного творчества детей дошкольного возраста в педагогической, методической, психологической литературе, нами были разработаны и апробированы на практике совместные занятия по развитию творчества с детьми старшего дошкольного возраста в конструировании из различных материалов.

Мы предполагаем, что процесс развития творчества у детей старшего дошкольного возраста в конструировании из различных материалов будет проходить наиболее эффективно при соблюдении следующих условий: наличие разнообразного материала для конструирования; обучение детей технике конструирования из различного материала; создание положительной психолого - эмоциональной атмосферы; поддержка творческой инициативы детей педагогом; создание мотивации деятельности детей; индивидуальный подход.

Исследовательская работа включала в себя констатирующий, формирующий  и контрольный этапы эксперимента. Базой исследования является ГБОУ ЮЗАО г. Москвы. В эксперименте принимали участие дети старшего дошкольного возраста.

На констатирующем этапе нашего исследования было проведено занятие, на котором мы выяснили, на каком уровне находится творчество детей старшего дошкольного возраста на занятиях конструирования из различных материалов.

Оценивая работы, мы сделали следующий вывод по констатирующему этапу эксперимента: из десяти работ участвующих в эксперименте, экспериментальной группы, 6 работ находятся на низком уровне развития, 4 на среднем уровне развития, высокого уровня не зафиксировано. При работе дети показали низкий уровень овладения навыками конструирования, работы не отличались оригинальностью, уровень проявления самостоятельности в изготовлении поделок низкий. Из всех материалов, дети выбрали самый знакомый для них, это бумага. Другой предложенный материал (пластилин, веточки дерева и др.) не применяли в своих работах.

В итоге нами был сделан вывод о необходимости продолжения работы с детьми старшего дошкольного возраста в конструировании из различных материалов. Полученные результаты на констатирующем этапе эксперимента и анализ литературы, позволило нам сформировать цель для формирующего этапа исследования: развитие творчества у детей старшего дошкольного возраста в конструировании из различных материалов.

Для реализации намеченной цели были определены следующие задачи: разработать занятия, способствующие развитию творчества в конструировании из различных материалов; создать условия для развития и реализации творчества каждого ребенка; развивать творческий потенциал дошкольников средствами конструирования из различных материалов; формировать у детей знания, умения и навыки художественно-конструктивной деятельности; стимулировать сотворчество детей со сверстниками в конструктивной деятельности.

Формирующий этап эксперимента состоял из ООД по художественному творчеству: «Петушок», «Белое чудо», «Рукавичка», «Ёлочка – лесная красавица», «Ваза с цветами», «Подарок для папы», «Туфелька для мамочки», «Птица в гнезде», «Брошь в подарок», «Веточка памяти». Вся образовательная деятельность была разработана с усложнением.

Чтобы определить эффективность применения используемых нами методов и приемов, а так же создания условий для развития творчества у детей старшего дошкольного возраста, нами был проведен контрольный этап эксперимента. Он показал, что на высоком уровне оказалось 7 работ, на среднем 3 работы;  низкого уровня зафиксировано не  было.

Результаты сравнения констатирующего и контрольного этапов эксперимента показывают значительное повышение уровня развития творчества в конструировании из различных материалов

Дети стали проявлять более устойчивый интерес к конструированию из различных материалов; заметно вырос интерес к материалу и его возможностям; так - же у детей повысилась их творческая активность и художественная самостоятельность. Он научились творчески планировать свою работу. Придумывать образ своей поделке, средства для её воплощения. Научились доводить своё дело до конца. Раскрылась индивидуальность в каждом ребёнке. Во всех поделках прослеживался подчерки каждой личности, техника выполнения. Присутствовала удовлетворенность от творческой деятельности.

Таким образом, задачи, поставленные в нашей работе, решены, гипотеза, выдвинутая нами в начале работы – подтвердилась. Можно сделать вывод о том, что развитие творчества в конструировании из различных материалов проходит наиболее результативно при реализации специально разработанных заданий, упражнений и педагогических условий.

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ:

1. Для развития и поддержания интереса используйте разнообразие материала, игровые приемы, сюрпризные моменты.

2. Чтобы активизировать мыслительную деятельность применяйте загадки, вопросы, создающие поисковую ситуацию и способствующие проявлению творческого подхода при выполнении задания.

3. Уважительно и бережно относитесь к детскому творчеству.

4. Применяйте метод сотворчества, сотрудничайте с детьми (способствует созданию интересных, неповторимых работ)

5. Поощряйте самостоятельность детей в поиске путей осуществления замысла.

6. При организации работы с детьми старайтесь проявлять эмоциональность, открытость и благорасположенность к детям,

7. Учитывайте возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста в конструировании из различных материалов.

8. Учитывайте мнение каждого ребенка!!!

 
Список литературы:
1. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ / Под ред. Т.С. Комарова, Н.П. Сакулина, Н.Б. Халезова и др.; Под ред. Т.С. Комаровой. – 3-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1991. - 256 с.
2. Поддьяков Н.Н. Психическое развитие и саморазвитие ребенка-дошкольника. Ближние и дальние горизонты. – М.: ООО «Образовательные проекты», ООО «Обруч», 2013. - 190 с.
3. Парамонова Л.А. Творческое художественное конструирование / Дошкольное воспитание. – 2004. – № 10. - 67с. 
4. Соколова О.В. Весёлые самоделки // Под ред. С. Прохватилова. – М.: Литера, 2013. - 32 с.