Статья:

Организация полезного досуга

Конференция: XXVII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Теория, методика и организация социальнокультурной деятельности

Выходные данные
Битарова М.Г. Организация полезного досуга // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XXVII междунар. науч.-практ. конф. — № 3(27). — М., Изд. «МЦНО», 2019. — С. 41-44.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Организация полезного досуга

Битарова Мадина Георгиевна
педагог-организатор ФГКОУ «Северо-Кавказское суворовское военное училище МО РФ», РФ, г. Владикавказ

 

Отношение к досугу – важный показатель культуры личности.

Досуговые мероприятия в суворовском училище отличает специфика учебного заведения. Наши воспитанники находятся в воспитательном поле педагогов круглосуточно. Это означает, что мы можем влиять на процессы становления и развития детей. Если за стенами училища их сверстники могут позволить себе пассивный или вредный досуг, то в училище суворовцы участвуют в мероприятиях, планируемых педагогами-организаторами, воспитателями.

Досуговая программа должна быть привлекательной для ребенка, поэтому чаще всего предлагает детям участие в игровой деятельности. В любом возрасте игра является ведущей деятельностью, необходимым условием всестороннего развития детей и одним из основных средств их воспитания и обучения. "Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажи­гающая огонек пытливости любознательности» - В.А. Сухомлинский [1]. Видов игр огромное количество. Среди них всегда можно выбрать те, которые наиболее точно соответствуют возрастным и личностным особенностям суворовцев. Преобладают игры на сплочение коллектива, на развитие коммуникативных качеств, толерантного поведения в многонациональном коллективе. Сам факт пребывания подростков в суворовском училище воспринимается как некая игра.

Как помочь ребёнку ответить на жизненные вопросы, в которых заложен нравственный смысл? Предлагаю решение этого вопроса на основе проблемного диалога по содержанию притчи. Почему притчи? Потому что из притч дети сами делают выводы. А если мы самостоя­тельно приходим к какому-либо решению, то запоминаем его, принимаем его как собственное и, как правило, следуем принятому решению. И никакого давления со стороны взрослого! Остановлюсь на нескольких способах использования притч в досуговой деятельности:

  • Обсуждение основной идеи и смысла притчи.
  • Придумывание названия притчи.
  • Обсуждение возможного окончания притчи.
  • Выделение ключевых слов – понятий, с последующим комментированием.
  • Инсценировка притчи.
  • Подбор пословиц, поговорок.
  • Сравнение с басней (определить).
  • Поиск и вставка пропущенных слов.
  • Рассматривание притчи с ролевой позиции (представителя определенной исторической эпохи, культуры, религиозной конфессии, профессии, социальной роли и т. п.).

Еще одной формой моей работы стал дискуссионный киноклуб. Целесообразность проведения занятий в форме дискуссионного кино­клуба состоит, с одной стороны, в организации неформального общения между обучающимися и педагогом (а это важно как для установления и поддержания контакта между детьми и педагогом, так и для личност­ного развития детей),с другой стороны, обучающимся предоставляется возможность сформулировать собственный взгляд на многие довольно сложные сферы жизни взрослых, возможность увидеть другие точки зрения, сравнить их, подтвердить или скорректировать собственный взгляд на жизнь и свое место в ней [2]. Просмотр фильмов в группе и совместное их обсуждение позволяет решать множество задач:

  • Развитие психологической компетентности: знакомство с различ­ными социальными типажами (типы темперамента, социальные роли и т. д.) и обучение взаимодействию с ними.
  • Развитие эмоциональной сферы. Обучение участников навыкам эмпатии, определения собственных чувств (рефлексии) и эмоциональных состояний партнера по общению (или киногероя).
  • Развитие навыков решения проблем. Работа с фильмом позволяет увидеть, что существует большое количество способов решения какой‑либо проблемы, расширить поведенческий репертуар участников группы.
  • Снятие стресса. Фильм и его анализ позволяет снять эмоциональ­ное напряжение, а также обучает навыкам релаксации и спонтанности в поведении.

Нельзя применять даже самые передовые педагогические техно­логии без должного внимания здоровью подрастающего поколения. Здоровьесберегающие компоненты являются одним из основных составляющих досуговой деятельности в СК СВУ. Среди форм работы, которые применяются, можно выделить спортивные праздники, прогулки на свежем воздухе, походы и экскурсии. Благодаря таким мероприятиям у детей формируется позитивное отношение к здоровому образу жизни, кроме того они получают навыки оказания первой помощи.

Вовлечение в исследовательскую и проектную деятельность подрастающего поколения стало обязательным условием в каждой учебной дисциплины. Не стала исключением и досуговая деятельность, так как досуговые программы в большей степени, чем образовательные программы, направлены на создание условий для демонстрации ребенком своих физических, интеллектуальных, эмоциональных возможностей. Особый интерес у суворовцев вызывают проекты социальной направленности. Второй год мы занимаемся реализацией проекта по благоустройству памятника морякам-каспийцам, защищавшим подступы к Владикавказу в 1942 году. Работа над темой не сводится к уборке территории, прилегающей к памятнику, хотя именно с этого мы начинали. Мы решили расширить рамки проекта и выйти на улицы Владикавказа с целью привлечения внимания жителей города к истории названий улиц. Эта тема особенно актуальна, так как Владикавказ - город Воинской Славы. Большую помощь в поиске информации мы получаем в рамках сотрудничества с Национальным музеем Республики Северная Осетия-Алания и Национальной научной библиотекой. Суворовцы являются частыми гостями и участниками культурных и просветительских мероприятий в музеях и библиотеках города.

Любой проект предполагает обработку полученных результатов, подведение итогов, благодаря чему ребята совершенствуют свои универсальные учебные действия.

Личностные УУД:

  • Выбор ценностных ориентиров.
  • Ориентация в межличностных отношениях
  • Определение собственной жизненной позиции.

Регулятивные УУД

  • Целеполагание и постановка задач занятия.
  • Прогнозирование - предвосхищение результата
  • Осознание качества и уровня усвоения материала.

Познавательные УУД

  • Смысловое чтение (выделите главную мысль текста, составьте план текста, задать к тексту вопросы).
  • Определение основной и второстепенной информации
  • Умение делать выводы.
  • Построение логической цепи рассуждений, доказательство

Коммуникативные УУД

  • Умение участвовать в коллективном обсуждении проблем
  • Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
  • Умение корректно отстаивать свою точку зрения.

Культуре досуга необходимо учить, начиная с детского возраста. Овладеть ею возможно только при целенаправленном, планомерном воздействии на подрастающее поколение [3]. Досуговые программы в большей степени, чем образовательные программы, направлены на создание условий для демонстрации ребенком своих физических, интеллектуальных, эмоциональных возможностей. Важно понимать, что это не пустое времяпрепровождение, не простое бездельничанье по принципу: “что хочу, то и делаю”. Это деятельность, осуществляемая в русле определенных интересов и целей, которые ставит перед собой человек.

 

Список литературы:
1. Злыднева Олеся Витальевна. Особенности организации досуга младших школьников. [Электронный ресурс] https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2015/06/05/osobennosti-organizatsii-dosuga-mladshih-shkolnikov (Дата обращения 01.02.2019).
2. Судалина Наталья Юрьевна. Дискуссионный киноклуб как форма работы с подростками. [Электронный ресурс] https://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/583115/ (Дата обращения 01.02.2019).
3. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев: Радянська школа, 1974 г.