АРГУМЕНТАЦИЯ ЦЕННОСТИ КУЛЬТУРЫ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ НА НАЧАЛЬНОЙ СТУПЕНИ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
Конференция: LX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Секция: Теория и методика обучения и воспитания
LX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
АРГУМЕНТАЦИЯ ЦЕННОСТИ КУЛЬТУРЫ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ НА НАЧАЛЬНОЙ СТУПЕНИ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
Аннотация. В данной статье речь идет о значимости воспитания культуры диалогического общения в условиях начального иноязычного образования. Подчеркивается формирующая роль культурологической основы. Акцентируется внимание на приоритетных целях, позволяющих получить желаемые результаты.
Abstract. This paper focuses on the importance of fostering a culture of dialogic communication in primary foreign-language education. The formative role of the cultural basis is stressed. Emphasis is placed on the priority goals allowing to obtain the desired results.
Ключевые слова: начальное иноязычное образование воспитание; ценностные ориентиры; диалогическое общение; культура диалогического общения.
Keywords: primary foreign-language education; value approaches; fostering a culture of dialogic communication.
В данной статье мы рассматриваем содержание урока иностранного языка в контексте воспитания культуры диалогического общения на начальной ступени обучения.
В первую очередь стоит рассмотреть различие таких понятий как «начальное иноязычное образование» и «обучение младших школьников иностранному языку». «Обучение младших школьников иностранному языку» на контроле предполагает механическое владение иным языком. В то же время «начальное иноязычное образование» включает в себя воспитание, приобщение ученика к духовным ценностям, помощь в обретении им личностных смыслов и саморазвитии. Начальное иноязычное образование направленно на формирование духовно-нравственных основ младших школьников. Впервые термин «начальное иноязычное образование» ввела З. Н. Никитенко. Согласно ее мнению, начальное иноязычное образование направлено на личность младшего школьника, развитие его интеллектуальных, эмоционально-волевых способностей и личностных качеств, проявляющихся в языке [3]. Определенная система нравственных ценностей предопределяет конкретную линию поведения, в том числе и речевого. Речевое поведение можно назвать индикатором воспитания.
Согласно школы Т.Д. Лысенко – Л.С. Выготского, определилась концепция "воспитывающего обучения". Современный исследователь вопросов воспитывающего обучения В.С. Аксенов считает, что воспитывающее обучение не реализует свои цели автоматически. Для их достижения нужна специально организованная воспитательная деятельность на каждом уроке. С его точки зрения, ошибочно считать, что знания непременно превращаются в мировоззрение человека, и проявляются в его убеждениях и поведении. Знания, конечно, являются основной мировоззрения, но далеко не все научные знания, обладают возможностью формирования убеждений. Именно поэтому, воспитательная деятельность является надстройкой над деятельностью обучения, более высокой по своему статусу и сложности и более ответственной по результатам.
Итак, получаем что воспитание - «питание» души и сердца ученика благородным, возвышенным, прекрасным. В этом случае главная функция учителя начальной школы, состоит в том, чтобы воспитать у ученика устойчивое нравственное поведение и нравственное сознание, сформировать привычку руководствоваться в своих поступках, действиях и отношениях неизменными универсальными нравственными характеристиками. На протяжении многовековой истории сложилась единая основная цель воспитания – гармоничное развитие физических, интеллектуальных и духовных сил личности.
Рассматривая вопрос воспитания младшего школьника в контексте воспитания культуры, как следствие, мы формируем культуру диалогического общения, культуры иноязычного диалогического общения. Еще Платон определил культуру речевого поведения, как форму общения, при котором возможно понимание истины. Для её достижения использовалась вопросно-ответная методология. Вопрос при этом понимался как структура, которая может открыть путь к пониманию и поиску истины [5].
Воспитание содержит в себе культуросозидающий аспект что осознается лишь в общении между людьми различных культур. Результатом общения часто является изменение образа жизни и мышления.
З.И. Никитенко полагает, что культуросозидающая функция — это одна из самых важных функций иноязычного образования. Прежде всего, она включает в себя духовно-нравственное развитие личности ученика начальной школы и формирование целостной картины внешнего мира, которая помогает младшему школьнику осознать, что он принадлежит к единому человеческому сообществу, к своей стране и ее культуре. Кроме того, эта функция связана с приобретением учеником духовно-нравственных и культурных ценностей в национальном и общечеловеческом понимании [6].
По мнению Л.С. Выготского, в результате приобретения социального опыта, у личности возникают специфические «новообразования», представляющие собой качественно своеобразное для данного возраста сочетание знаний, умений, навыков и привычек. Духовно-нравственное развитие, сопровождается формированием системы ценностных принципов и ориентиров, а также дополнительных высших смыслов, важных для привнесения в собственную жизнедеятельность» [4].
Культура диалогического общения предполагает взаимодействие при полном взаимопонимании. Взаимопонимание возникает между людьми со сходными личностными качествами. Если нравственные основы близки, если присутствует общность интересов, то найти общий язык не составит большого труда. Например, в младшем школьном возрасте ролевая игра требует осмысления и определения целесообразного действия при подборе ключевых реплик и вопросов, способствующих решению поставленных задач. И эти задачи не вызовут у детей затруднения если духовно-практические способности будут реализованы.
Сегодня в школах обучаются ребята различных национальностей. В самом раннем детстве у многих детей в семье закладывается система ценностей, нравы, обычаи. У разных людей и культур различное вероисповедание. Эти отличительные факторы определяют уровень культуры человека. Зачастую подобные различия между русским и иным осмыслением, столкновение сторон может явиться предметом насмешек. В начальной школе в силу возрастных психологических особенностей ученики склонны к общению. Воспитание взаимоотношений в школе, аккуратное формирование основ культурного общения и первичных ценностных ориентаций во многом зависит от учителя. Уладить конфликт без ущерба для чьей-либо психики, сблизить учеников задача учителя. Ведущим показателем культуры общения учителя является эмпатия, демонстрация стилей общения и выстраивание конструктивного поведения в педагогических конфликтах. Культура общения учеников складывается постепенно и нуждается в целенаправленной работе по созданию условий, обеспечивающих ее динамику. При этом под педагогическими условиями формирования культуры общения мы понимаем совокупность действий учителя, способствующих формированию этой культуры.
В рамках темы статьи, было проведено анкетирование среди 120 родителей учащихся начальной школы, которым были заданы следующие вопросы:
1.«Какие на Ваш взгляд цели иноязычного образования приоритетны на начальном этапе: a) воспитание; b) формирование культуры учебного труда; c) формирование культуры общения; d) знакомство с другой культурой». Можно было выбрать несколько позиций. Абсолютное большинство родителей – 56 %, отметило, что главной целью иноязычного образования является воспитание, 28 % – формирование культуры общения,12% – формирование культуры учебного труда. Знакомство с другой культурой называют 4 %. Обработка результатов анкетирования демонстрирует нам важность поэтапной расстановки приоритетных целей при обучении иностранного языка в начальной школе.
2. «Какую цель Вы обозначите отправной точкой, способствующей формированию культуры общения на начальном этапе познания ИЯ: a) развивающая (способность учащихся говорить на иностранном языке на элементарном уровне); b) образовательная (приобщение детей новой культуре, осознание своей собственной культуры и ознакомление с ней представителей других языковых сообществ); c) воспитательная (формирование системы моральных ценностей); d) практическая (формирование иноязычной коммуникативной компетенции учащихся, способность решать средствами языка задачи общения). Полученный в результате опроса результат свидетельствует о том, что большинство родителей выбирают развивающую 38% и воспитательную 54% цели.
Вывод представляющий интерес для нашего исследования, следующий: на этапе начального иноязычного образования воспитательно- развивающая цель является приоритетной.
Учебный процесс сложное явление. Но на сегодняшний день мы начинаем понимать, что он построен в ущерб воспитанию. Учебная нагрузка детей в начальной школе должна быть уравновешенной. Только при грамотном выстраивании баланса между учебой и жизнью можно улучшить результат. Для младших школьников требуется пропедевтические мероприятия, чтобы более эффективно реализовать учебный процесс. Воспитание и развитие младших школьников должно быть основано на диалоге. Любая школьная дисциплина в том числе и изучение ИЯ должна стимулировать младшего школьника задавать вопросы. Присутствие диалога демонстрирует культуру общения. В этом случае обучение имеет обратную связь. Реализовать учебные задачи в режиме диалога гораздо сложнее, но при этом формируется особая среда, в которой ученики чувствуют себя раскрепощенно и комфортно. Конечно же вопросы должны быть в контексте темы урока или связанными с жизненно необходимыми темами по социализации. Ученики таким образом для себя ощупывают свой будущий путь в том числе в обучении