Статья:

СВЯЗЬ КРЕАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ С ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИЕЙ В КАЧЕСТВЕ МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПОНЕНТА ЛИНГВОДИДАКТИКИ

Конференция: LX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: инновационная наука»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Буковский С.Л. СВЯЗЬ КРЕАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ С ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИЕЙ В КАЧЕСТВЕ МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПОНЕНТА ЛИНГВОДИДАКТИКИ // Научный форум: Инновационная наука: сб. ст. по материалам LX междунар. науч.-практ. конф. — № 5(60). — М., Изд. «МЦНО», 2023.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

СВЯЗЬ КРЕАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ С ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИЕЙ В КАЧЕСТВЕ МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПОНЕНТА ЛИНГВОДИДАКТИКИ

Буковский Станислав Леонидович
канд. пед. наук, доцент, Российский государственный аграрный университет – МСХА им. К.А. Тимирязева, РФ, г. Москва

 

LINKING CREATIVE THINKING WITH EXISTENTIAL COMPETENCE AS A METHODOLOGICAL COMPONENT OF LINGUODIDACTICS

 

Stanislav Bukovsky

PhD in pedagogy, associate professor, “Russian State Agrarian University – Moscow Timiryazev Agricultural Academy”, Russia, Moscow

 

Аннотация. Цель исследования заключается в анализе связи креативного мышления с экзистенциальной компетенцией и их роли в качестве методического компонента в теории и методике обучения иностранным языкам.

Автором статьи также рассматриваются креативное мышление и экзистенциальная компетенция как методы обучения в образовательном процессе.

В статье анализ связи креативного мышления с экзистенциальной компетенцией представлен в виде перечня тождественностей определенных общих компонентов и критериев, синтез которых позволяет рассматривать возможность связи креативного мышления с экзистенциальной компетенцией.

Abstract. The aim of the study is to analyze the connection between creative thinking and existential competence and their role as a methodological component in the theory and methodology of foreign language teaching.

The creative thinking and existential competence as teaching methods in the educational process are also considered by the author of the article.

The analysis of the link between creative thinking and existential competence is presented in the article as a list of identities of certain common components and criteria, the synthesis of which allows to consider the possibility of linking creative thinking with existential competence.

 

Ключевые слова: креативное мышление; экзистенциальная компетенция; лингводидактика; экзистенциальная философия; экзистенциальная психология; процесс обучения; иностранные языки; тождественность; компонент обучения; рефлексия.

Keywords: creative thinking; existential competence; linguodidactics; existential philosophy; existential psychology; learning process; foreign languages; identity; learning component; reflection.

 

В большинстве работ не содержится однозначного ответа на вопрос, как свойства личности, взятые в их совокупности, влияют на творческий процесс, на развитие одаренности.

Как отмечает К.А. Абульханова-Славская [1], проблема соотношения интеллекта и личности не полностью интерпретируется в полном объеме. Однако отдельные аспекты этой проблемы исследуются. Рассматривается связь процессов понимания, высокое развитие которого предполагает творческая деятельность, с отношением личности к действительности, ее смысловой сферой и регуляторными когнитивными структурами, в частности, с установкой и оценкой [3]. Личностные детерминанты мыслительной деятельности исследуются в плане анализа мотивации [6] и регуляторных механизмов психической активности [7]. Значимое направление в исследовании влияния структуры личности на ее творческую деятельность составило изучение личностной рефлексии в ее связи с рефлексивными механизмами творчества [5]. В анализе когнитивной сферы личности в связи с ее творческой направленностью во главу угла поставлена умственная активность [2], [4].

В связи с этими исследованиями, в каждом из которых выделяются те или иные факторы творчества, возникает проблема номер два: какие из личностных факторов являются базовыми в структуре творческой деятельности?

К анализу влияния личностный факторов на творческую деятельность мы относим связь компонентов экзистенциальной компетенции обучающихся с содержанием их креативного мышления. На наш взгляд, необходимо определить связь между экзистенциальной компетенцией и креативного мышления. Сделать этом можно, по нашему утверждению, посредством тождественности их компонентов.

Мы рассматриваем следующие такие компоненты тождественности, как:

1. Тождественность противоречия между человеческим внутренним миром и окружающей жизнью. Данная тождественность подразумевает идентичность между экзистенциальной философией (и психологией) и психологией креативности, заключающуюся в многогранности и экстраординарности личности человека, его восприятия и мышления относительно реальной действительности, а также расхождения с ней в соответствии со своим внутренним представлением материального (природного) бытия. В экзистенциальной философии противоречия индивида с социумом в виду комплексной структуры личности имеет идентичность с необходимостью демонстрации богатого опыта экстраординарности человеком, выполняющим психодиагностические тесты по креативности.

Данная тождественность имеет функцию формирования комплексной структуры личности обучающегося, ответы которого должны иметь некий элемент противоречивости, расхождения со стандартными штампами. Данная противоречивость суждений является показателем формирования комплексности структуры личности, ее опыта и неповторимости.

2. Тождественность уникальности человеческой личности. Понятие уникальности личности присуще как экзистенциальной философии, так и психодиагностике креативности. В обоих случаях данное понятие является одним из концептуальных индикаторов личности человека, без которого невозможно рассмотрение индивида в качестве личности.

Идентичность уникальности личности в креативности и экзистенциализме может проявляться в обучении иностранным языкам в качестве необходимости соответствующего отношения и восприятия обучающегося в процессе обучения. Без данного рассмотрения совершенно невозможен процесс социализации обучающегося, т.е. формирования его личности. Каждый обучающийся уникален по-своему, и данная уникальность должна учитываться в использовании принципа учета индивидуальных психологических особенностей обучающегося.

3. Тождественность абстрагирования человека от социума. Понятие выделения, обособления человека от социума является одним из центральных в экзистенциальной философии, при этом данное обособление также учитывается и при психологии креативности, где экстраординарность решения задачи требует от испытуемого значительного абстрагирования от остальной группы испытуемых. Данная ситуация также характерна и для экзистенциальной психологии и психотерапии, при которых прослеживается аналогичная закономерность.

Данная тождественность может иметь свое воплощение в обучении иностранным языкам через нонконформизм, способствующий формированию индивидуальных качеств личности обучающегося.

4. Тождественность проблемы внутреннего выбора. Проблема внутреннего выбора человека является одной из центральных в экзистенциальной философии, при этом внутренний выбор также присущ и психологии креативности, с которым сталкивается испытуемый при выполнении креативных заданий.

В обучении иностранным языкам данная тождественность может представлять собой необходимость самоанализа, рефлексии и саморазвития обучающегося при выполнении определенных заданий, связанных с устным продуцированием иноязычного высказывания.

5. Тождественность экстраординарности восприятия окружающего мира. Экстраординарность является одним из концептуальных индикаторов в психодиагностике креативности, требуемых от испытуемого при выполнении креативных заданий. Следует заметить, что и в области экзистенциальной философии данное понятие также прослеживается в виде определенных действий со стороны индивида в виде субъективного восприятия и определенного отношения к реальной действительности. Следует также подчеркнуть, что и в экзистенциальной психологии и психотерапии экстраординарность представляется необходимым реакцией-ответом в процессе психоанализа. В этой связи, между креативностью и экзистенциализмом прослеживается тесная связь относительно экстраординарности личности.

6. Тождественность дифференциации сопоставительных понятий. Данная тождественность заключается в аналогии сопоставления сущности и существования в экзистенциальной философии с сопоставлением конвергентного и дивергентного мышления в психологии креативности. В этой связи, сопоставления имеют значение преобладания одного противоположного понятия в отношении другого. Исходя из этого, преимущество существования (как многообразия изменчивых вещей в их связи и взаимодействии) над сущностью (как совокупности глубинных связей и законов, определяющей основные черты развития явления) в экзистенциальной философии является аналогией преимуществу преобладания дивергентного (креативного) мышления над конвергентным (логическим) мышлением в психологии креативности. Данная аналогия преимуществ заключается в идентичности существования с дивергентностью и сущности с конвергентностью.

 

Список литературы:
1. Абульханова-Спавская К.А. Личностные типы мышления. Когнитивная психология. Материалы советско-финского симпозиума. ‒ М., 1986. С. 154-172.
2. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. Учебник для вузов. ‒ М., 2002.
3. Гурова Л.Л. Психология мышления. ‒ М.: ПЕР СЭ, 2005. ‒ 136 с.
4. Матюшкин А.М. Основные направления в исследовании мышления и творчества // Психол. журн. 1984. № 1. С. 9-17.
5. Семенов К.Н. Системный подход к исследованию организации продуктивного мышления//Исследование проблем психологии творчества. ‒ М., 1983. С. 27-61.
6. Телегина Э.Д. Мотивация в структуре мыслительной деятельности// Искусственный интеллект/ Ответственный редактор О.К. Тихомиров. ‒ М., 1976. С. 41-80.
7. Туровская А.Е. Регуляторные механизмы психической активности. Таллинн: «Валгус», 1992.