Статья:

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ СОЛЬФЕДЖИО В 1 КЛАССЕ ДЕТСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Конференция: LXXXIX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Теория и методика обучения и воспитания

Выходные данные
Миннахметова Я.В. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ СОЛЬФЕДЖИО В 1 КЛАССЕ ДЕТСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЫ // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам LXXXIX междунар. науч.-практ. конф. — № 10(89). — М., Изд. «МЦНО», 2024.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ СОЛЬФЕДЖИО В 1 КЛАССЕ ДЕТСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Миннахметова Янина Викторовна
преподаватель, МБУДО «Детская музыкальная школа №11», РФ, г. Казань

 

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL ASPECTS OF TEACHING SOLFEGGIO IN THE 1ST GRADE OF A CHILDREN'S MUSIC SCHOOL

 

Yanina Minnakhmetova

Teacher, Children's Music School No. 11, Russia, Kazan

 

Аннотация. Статья посвящена актуальной проблеме современной музыкальной педагогики – особенностям преподавания сольфеджио детям младшего школьного возраста. Детально рассматриваются психологические особенности первоклассников, специфика их восприятия и усвоения музыкальной информации. Анализируются эффективные педагогические подходы, методы и приемы обучения, способствующие успешному освоению музыкальной грамоты и раскрытию творческого потенциала учащихся.

Abstract. The article is devoted to an urgent problem of modern music pedagogy – the peculiarities of teaching solfeggio to children of primary school age. The psychological characteristics of first-graders, the specifics of their perception and assimilation of musical information are considered in detail. The article analyzes effective pedagogical approaches, methods and teaching techniques that contribute to the successful development of musical literacy and the disclosure of students' creative potential.

 

Ключевые слова: сольфеджио, начальное музыкальное образование, психолого-педагогические особенности, методы обучения, мотивация, творческое развитие.

Keywords: solfeggio, primary music education, psychological and pedagogical features, teaching methods, motivation, creative development.

 

Сольфеджио – неотъемлемая часть музыкального образования, фундамент, на котором строится дальнейшее обучение игре на инструменте. Эта дисциплина развивает музыкальный слух, чувство ритма, музыкальную память, знакомит с основами музыкальной грамоты.

Первый класс ДМШ – особый этап в жизни ребенка, когда он делает первые шаги в мир музыки. От того, насколько увлекательным и успешным будет этот старт, во многом зависит его дальнейшее отношение к музыке. Задача педагога – сделать процесс обучения максимально эффективным, учитывая при этом психологические особенности детей младшего школьного возраста.

Приведём характеристику психолого-педагогического портрета первоклассника.

Дети 7 лет находятся на грани дошкольного и младшего школьного возраста. Этот период характеризуется рядом специфических особенностей, которые важно учитывать при организации учебного процесса [4, с. 48].

Особенности восприятия и мышления. Преобладание наглядно-образного мышления: в этом возрасте ведущую роль играет правое полушарие головного мозга, отвечающее за образное мышление, эмоции, интуицию. Детям еще сложно оперировать абстрактными понятиями, им необходима опора на конкретные образы, ассоциации.

Непроизвольность внимания и памяти. Внимание первоклассников еще неустойчиво, они легко отвлекаются. То же самое касается и памяти – дети лучше запоминают то, что им интересно, эмоционально значимо.

Высокая эмоциональность и впечатлительность. Первоклассники очень непосредственно выражают свои эмоции, легко заражаются настроением взрослых. Эмоциональный фон урока имеет для них огромное значение.

Особенности мотивационно-волевой сферы. Ведущая деятельность – игра: игра для первоклассника не только развлечение, но и способ познания мира, развития общения, формирования личности.

Несформированность волевых качеств. Детям этого возраста еще сложно сознательно управлять своим поведением, долго удерживать внимание на неинтересном занятии.

Потребность в одобрении и поддержке. Первоклассникам очень важна похвала взрослых, их вера в успех.

Учитывая особенности детей 7 лет, педагог должен строить уроки сольфеджио, опираясь на следующие принципы [7, с. 98].

  1. Принцип наглядности: использование ярких иллюстраций, дидактических материалов, музыкальных инструментов делает урок более интересным и доступным для понимания.
  2. Принцип доступности: материал должен преподноситься небольшими порциями, в доступной форме, с опорой на жизненный опыт детей.
  3. Принцип деятельностного подхода: важно максимально вовлекать детей в активную музыкальную деятельность – пение, ритмические движения, игры.
  4. Принцип индивидуального подхода: учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка (темп работы, уровень музыкальной подготовки, особенности восприятия), педагог варьирует задания, темп работы на уроке.

Исходя из принципов, можно выделить следующие методы и приемы обучения сольфеджио в 1 классе [1, с. 55].

Музыкально-дидактические игры.

Игры – неотъемлемая часть урока сольфеджио в 1 классе. Они способствуют развитию музыкальных способностей, формированию интереса к музыке, создают благоприятный эмоциональный фон.

На уроках целесообразно использовать следующие игры.

  1. Игры на развитие музыкального слуха: «Угадай мелодию», «Высоко – низко», «Музыкальное эхо».
  2. Ритмические игры: «Ритмическое лото», «Повтори ритм», «Хлопки – притопы».
  3. Игры на развитие музыкальной памяти: «Что изменилось?», «Запомни мелодию».
  4. Творческие игры: «Придумай мелодию», «Музыкальный рисунок».

Использование наглядных пособий.

Наглядность играет огромную роль в обучении сольфеджио детей младшего школьного возраста.

На уроках по сольфеджио можно использовать следующие наглядные пособия и инструменты.

  1. Карточки с изображением нот, ритмических рисунков: помогают наглядно представить музыкальную информацию.
  2. Музыкальные инструменты: металлофон, ксилофон, треугольник и др. позволяют «увидеть» звук, поэкспериментировать с ним.
  3. Интерактивные доски, презентации: делают урок более ярким, динамичным, привлекают внимание детей.

Музыкально-ритмические движения.

Приведенные ниже музыкально-ритмические движения способствуют не только физическому развитию детей, но и развитию музыкальности, чувства ритма, координации.

  1. Ходьба и бег в разных темпах: развивают чувство ритма, умение согласовывать движения с музыкой.
  2. Хлопки, притопы, щелчки: помогают освоить ритмический рисунок.
  3. Пластическое интонирование: развивает пластику, эмоциональную выразительность.
  4. Музыкальные игры, хороводы: способствуют раскрепощению, развитию творческой фантазии.

Интеграция с другими видами искусства.

Соединение музыки с другими видами искусства обогащает урок, делает его более интересным, способствует всестороннему развитию детей [9, с. 122].

Урок по сольфеджио можно интегрировать со следующими видами искусства.

  1. Литература: разучивание песен на стихи детских поэтов, музыкальные инсценировки.
  2. Изобразительное искусство: рисование под музыку, иллюстрирование музыкальных произведений.
  3. Театр: музыкальные сказки, мини-спектакли.

Создание благоприятного психологического климата на уроке.

Эмоциональный фон урока имеет огромное значение для успешного обучения. Задача педагога – создать атмосферу доброжелательности, доверия, взаимопонимания.

Можно использовать следующие приемы.

  1. Позитивный настрой: улыбка, доброжелательный тон, искренний интерес к детям.
  2. Похвала и поощрение: важно замечать и поощрять даже небольшие успехи детей, поддерживать их в случае затруднений.
  3. Уважение к личности ребенка: учет его мнения, предоставление возможности для самовыражения.

Таким образом, преподавание сольфеджио в 1 классе ДМШ – сложный и многогранный процесс, требующий от педагога не только глубоких профессиональных знаний, но и педагогического мастерства, любви к детям, умения находить индивидуальный подход к каждому ребенку. Именно от педагога зависит, станет ли первое знакомство с миром музыки для маленького человека ярким и незабываемым, пробудит ли оно в нем любовь к музыке и желание продолжать обучение.

 

Список литературы:
1. Апраксина, О. А. Методика музыкального воспитания в детском саду / О. А. Апраксина. – Москва : Просвещение, 2023. – 189 с.
2. Баренбойм, Л. А. Путь к музыке / Л. А. Баренбойм. – Ленинград : Советский композитор, 1979. – 244 с.
3. Ветлугина, Н. А. Музыкальное развитие ребенка / Н. А. Ветлугина. – Москва : Просвещение, 2019. – 289 с.
4. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л. С. Выготский. – Москва : Просвещение, 1991. – 365 с.
5. Давыдова, М. А. Музыкальное воспитание в детском саду / М. А. Давыдова. – Москва : Просвещение, 2010. – 194 с.
6. Кононова, Н. Г. Методика обучения игре на фортепиано / Н. Г. Кононова. – Москва : Музыка, 1985. – 290 с.
7. Михайлова, М. А. Развитие музыкальных способностей детей / М. А. Михайлова. – Ярославль : Академия развития, 2020. – 203 с.
8. Теплов, Б. М. Психология музыкальных способностей / Б. М. Теплов. – Москва : Педагогика, 1985. – 302 с.
9. Шацкая, В. Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества / В. Н. Шацкая. – Москва : Просвещение, 2021. – 286 с.