Статья:

Игровые технологии в работе учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи

Конференция: XXIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Коррекционная педагогика

Выходные данные
Королева Е.В., Кондратьева С.В. Игровые технологии в работе учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XXIII междунар. науч.-практ. конф. — № 10(23). — М., Изд. «МЦНО», 2018. — С. 5-9.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Игровые технологии в работе учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи

Королева Елена Валерьевна
учитель-логопед, Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа № 949», Россия, г. Москва
Кондратьева Светлана Викторовна
учитель-логопед, Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа № 949», Россия, г. Москва

 

Game technologies in the work of the teacher-speech therapist with children of preschool age with severe speech disorders

 

Svetlana Kondrateva

Teacher speech therapist State Budgetary Educational Institution of the City of Moscow  "School No. 949", Russia, Moscow

Elena Koroleva

Teacher speech therapist State Budgetary Educational Institution of the City of Moscow "School No. 949", Russia, Moscow

 

Аннотация. В последнее время в системе дошкольного воспи­тания и образования особенно явно стала прослеживаться тенденция к росту детей с тяжелыми нарушениями речи. Нами замечено, что активное включение в образовательный процесс разнообразных игр и игровых ситуаций, прежде всего стимулирует именно речевую актив­ность таких детей, что и определяет важность создания и использования игровых технологий.

Abstract. In recent years, the system of preschool education and education has become particularly evident trend towards the growth of children with severe speech disorders. We have noticed that the active inclusion in the educational process of a variety of games and game situations, primarily stimulates the speech activity of such children, which determines the importance of the creation and use of gaming technologies.

 

Дети с тяжелыми нарушениями речи – это особая категория детей с отклонениями в развитии, у которых сохранен слух, первично не нарушен интеллект, но есть значительные речевые дефекты, влияющие на становление психики [9]. Эти дети обладают скудным речевым запа­сом, некоторые совсем не говорят. Характерно для тяжёлых нарушений речи общее ее недоразвитие, что выражается в неполноценности как звуковой, так и лексической, грамматической сторон речи. Эти дети соматически ослаблены, они отличаются низкой познавательной актив­ностью, у них отмечается недостаточность протекания психических процессов, эмоциональная неустойчивость. Из тяжелых нарушений речи чаще всего встречаются алалия, афазия, заикание и различного типа дизартрии [1].

В настоящее время дети с тяжелыми нарушениями речи инклюзи­руются в массовые группы дошкольных отделений, где для каждого ребенка разрабатывается индивидуально–образовательный маршрут, в котором определяются направления коррекционной работы и условия ее организации.

Как повысить интерес детей к занятиям? Как сделать занятие наиболее эффективным? - Этот вопрос задает себе каждый педагог.

Из своего опыта, можем с уверенностью сказать, что, используя игро­вые технологии, учитель – логопед может почти на 50 % улучшить результаты сво­ей коррекционно – образовательной деятельности.

Понятие «игровые технологии» [8] включает обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще, педагоги­ческая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатам, которые обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются познавательной направленностью.

Игровая деятельность помогает ребенку с тяжелым нарушением речи находить решения различных сложных задач, побуждает детей конкурировать между собой, учат их отстаивать собственную позицию [8]. Благодаря играм, они умственно развиваются, учатся использовать свое воображение и мышление, учатся общаться друг с другом и задействовать свои мыслительные способности [2]. Важно определить, насколько та или иная игра или игровая ситуация будет стимулировать использование ребёнком вербальных или невербальных средств общения.

В системе коррекционной работы у детей с тяжелыми нарушениями речи мы включаем игры и игровые упражнения, которые совер­шен­ствуют речевые навыки, формируют нарушенные психические процессы, личностные качества, моторику, интеллект и повышают эмоциональную активность детей. Элементы сюжетно – ролевой игры, театрализованные игры, игры с природными материалами, подвижные, дидактические игры активно включаются в занятия с детьми по всем направлениям коррекционно-развивающей работы [2; 6].

В старшем дошкольном возрасте возрастает значение дидакти­ческих игр, которые активно используются в логопедической работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи. Эти дети малоактивны в общении, а использование дидактических игр обеспечивает повышение их познавательной активности [6]. Для игр подбирается доступный речевой материал, который активизирует механизмы речевой деятель­ности. Игры предполагают подготовку органов речи и слуха ребенка к восприятию правильного звука и к правильному артикуляционному укладу. Поэтому на первом месте стоят игры по развитию слуха [6; 7]. Подбор игр идет в строгой последовательности: сначала для развития слухового внимания, т. е. умение различать неречевые звуки по их звукочастотным свойствам. Затем для развития речевого слуха, т. е. умения ребенка различать голоса людей, понимать смысл фразы говорящего. И лишь после этого следует переходить к развитию фонематического слуха, т. е. умению слышать составные части слова, слышать в словах звуки, дифференцировать на слух сходные по звучанию звуки, правильно выделять во фразах нужные слова.

В случаях нарушения темпа и плавности речи, при различных расстройствах голоса у детей с тяжелыми нарушениями речи полезны игры и упражнения на развитие дыхания и голоса. Посредством специ­альных игр у детей формируется интонационное «окрашивание» речи, модуляции голоса.

Игры для формирования правильного звукопроизношения, для автоматизации и дифференциации различных звуков у детей с тяжелыми нарушениями речи, подобраны в принятой последовательности [5] на различные группы звуков, наиболее часто искажающиеся у детей.

В своей работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи мы уделяем большое внимание развитию общей и мелкой моторики через игры с мячами, пластилином, пазлами и су-джок терапию. Используем традиционные и нетрадиционные методы развития мелкой моторики: песочная терапия, ароматерапия, музыкотерапия, хромотерапия и др.

Театрализованные и сюжетно-ролевые игры – один из самых эффективных способов коррекционного воздействия на речевое развитие ребенка с тяжелым нарушением речи [9]. Творческие игры и инсценировки позволяют максимально выразить свои замыслы, фантазии, абстрагироваться от своего дефекта. Театрализованные игры проводятся с использованием объёмного и плоскостного театров, а также пальчикового театра. Выбираются такие тексты, чтобы было возможно применение таких психокоррекционных технологий, как сказкотерапия, куклотерапия и пр., чтобы дать возможность ребёнку с тяжелым нарушением речи усвоить разнообразные выразительные вербальные и невербальные средства речи.

Подвижные игры у детей с тяжелыми нарушениями речи проводятся с речевым сопровождением. Они способствуют развитию правильного дыхания и голоса, звукопроизношения, координирован­ности темпа речи с движением [2; 5].

Во время подготовки к игровой деятельности с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи, необходимо учесть, что они нуждаются в создании особых условий, формирующих их развитие речи. Важно помочь детям с речевыми нарушениями достичь такого уровня речевого развития, который был бы максимально приближен к возрастной норме [1; 4].

Для этого необходимо при выборе игр учитывать:

· возрастные и личностные особенности ребенка, характер дефекта, степень его выраженности;

· игры должны быть направлены на формирование всех компонентов речевого развития (звукопроизношение, фонематическое восприятие, грамматический строй речи, связная речь, обогащение словарного запаса);

· игры должны обогащать ребенка знаниями и способами умствен­ной деятельности, формировать познавательные интересы и способности.

 
Список литературы:
1. Волкова Л.С., Шаховская С.Н. Логопедия: Учеб. для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений – 3–е изд., перераб. и доп. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 680 с. – (Коррекционная педагогика).
2. Воробьёва Т.А., Крупенчук О.И. Логопедические игры – СПб.: изд. Дом ЛИТЕРА, 2009. – 63 с.
3. Селивестров В.И. Игры в логопедической работе. – М., 2007. 
4. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Коррекция нарушений речи: программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида. – М.: «Просвещение», 2009. – 272 с. 
5. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения: Пособие для логопеда и воспитателя дет. сада. – 4–е изд., М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. – 320 с.
6. Черник А.М., Фомичева М.Ф. Использование логопедических игр в логопедической работе. Сост. Д.А. Мазо, М., 1971.
7. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. – М., 1998.
8. Введение в педагогическую деятельность https://studfiles.net/preview/6266114/page:75.
9. Дети с тяжелыми нарушениями речи https://lektsii.org/12-79650.html.