Статья:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОДУЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ РЕЧИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА

Конференция: LIV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Коррекционная педагогика

Выходные данные
Артемова О.В., Вотчель Е.В. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОДУЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ РЕЧИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам LIV междунар. науч.-практ. конф. — № 9(54). — М., Изд. «МЦНО», 2021. — С. 5-8.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОДУЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ РЕЧИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА

Артемова Оксана Владимировна
учитель русского языка и литературы, ГКОУ ВО «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат г. Коврова для глухих, слабослышащих и позднооглохших детей», РФ, г. Ковров
Вотчель Елена Владимировна
воспитатель, ГКОУ ВО «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат г. Коврова для глухих, слабослышащих и позднооглохших детей», РФ, г. Ковров

 

THE USE OF MODULAR TECHNOLOGY IN RUSSIAN LANGUAGE LESSONS AND IN EXTRA-TIME ACTIVITIES AS A MEANS OF DEVELOPING THE SPEECH OF STUDENTS WITH HEARING IMPAIRMENT

 

Oksana Artemova

Teacher of russian language and literature, GKOU VO "Special (correctional) comprehensive boarding school in Kovrov for deaf, hearing impaired and late-deaf children," Russia, Kovrov

Elena Votchel

Teacher, GKOU VO "Special (correctional) comprehensive boarding school in Kovrov for deaf, hearing impaired and late-deaf children," Russia, Kovrov

 

Аннотация. Школьники с нарушением слуха испытывают значительные трудности в овладении знаниями по русскому языку, что обусловлено их речевым недоразвитием. В данных условиях особую актуальность приобретает использование технологий коррекционно – развивающего обучения, которые направлены на развитие и коррекцию психических и физических отклонений в развитии обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, способствуют усвоению ими знаний, умений и навыков, необходимых для становления  жизненной компетентности таких детей.

Abstract. Students with hearing impairment have significant difficulties in mastering knowledge of the Russian language, which is due to their speech underdevelopment. In these conditions, the use of technologies of corrective and developmental training, which are aimed at the development and correction of mental and physical abnormalities in the development of students with disabilities, contributes to their assimilation of the knowledge, skills and skills necessary for the development of life competence of such children.

 

Ключевые слова: школьники; психическое; физическое развитие; обучающиеся с нарушением слуха, мыслительные операции; наглядно – действенный тип мышления; психосоматические расстройства; социальная адаптация; модульная технология.

Keywords: schoolchildren; mental; physical development; learning with hearing impairment; thought operations; clearly - an effective type of thinking; psychosomatic disorders; social adaptation; modular technology.

 

Одним из приоритетных направлений работы современного образования является развитие личности обучающегося, его познавательных и творческих способностей. Основные задачи коррекционно – развивающего обучения состоят в следующем:

  1. Обогащение культурного фона школьников, расширение их кругозора посредством формирования разносторонних представлений о различных предметах и явлениях окружающего мира, что позволяет обучающимся с нарушениями слуха сознательно относиться к учебной деятельности, более глубоко и точно понимать преподаваемый учебный материал.
  2. Формирование мыслительных операций (анализа, синтеза, обобщения, сравнения, классификации, абстрагирования, конкретизации), умение делать умозаключения.
  3. Формирование общеучебных умений и навыков, как то: способность ориентироваться в предложенном задании, активно планировать и осуществлять работу в соответствии с представленным алгоритмом, образцом, памяткой, планом, инструкцией, в процессе выполнения деятельности осуществлять самоконтроль, в итоге - проводить рефлексию.
  4. Формирование благоприятного психологического климата на уроках и во внеурочное время и положительной учебной мотивации, которые способствуют развитию познавательной активности и помогают преодолеть интеллектуальную пассивность обучающихся с нарушениями слуха.
  5. Коррекция психического, физического развития, слуховой, зрительной и других функций.
  6. Системный, дифференцированный и разносторонний контроль за формированием и развитием личности обучающегося.

Школьники с нарушением слуха испытывают значительные трудности в овладении знаниями по русскому языку, что обусловлено их речевым недоразвитием, а также бедностью, ограниченностью словарного запаса, преобладанием наглядно – действенного типа мышления.

У обучающихся возникают различные проблемы при изучении нового материала, при выполнении упражнений для повторения, обобщения и закрепления знаний по определённым темам, при самопроверке выполненных заданий, при выполнении домашних заданий, что, в свою очередь, отрицательно сказывается  на успеваемости школьников. В результате чего у обучающихся формируется негативное отношение к урокам русского языка, к учебной деятельности в целом, появляются психологические барьеры и  коммуникационные трудности, начинают проявляться психосоматические расстройства различного характера.

В данных условиях особую актуальность приобретает использование технологий коррекционно – развивающего обучения, которые направлены на развитие и коррекцию психических и физических отклонений в развитии обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, способствуют усвоению ими знаний, умений и навыков, необходимых для становления  жизненной компетентности таких детей, успешной их социальной адаптации. Поскольку главным фактором  педагогической деятельности является ориентация на индивидуальность ребёнка, его личность, то, следовательно, методическую основу будут составлять индивидуализация и дифференциация учебного процесса. Обучение важно проводить, опираясь на максимальную активизацию зоны ближайшего развития школьников. Оказывать своевременную помощь каждому обучающемуся как на этапе сообщения новых знаний, так и на этапах их закрепления, повторения и применения. Методика обучения должна ликвидировать у обучающихся не только неуверенность в своих  интеллектуальных и слухоречевых возможностях, но и чувство собственной неполноценности. Использование модульной технологии на уроках русского языка и во время подготовки домашних заданий способствует решению поставленных задач, является средством активизации познавательной деятельности школьников. Модульное обучение базируется на деятельностном принципе, обеспечивая самоуправляемый  рефлексивный образовательный процесс. Система модульного обучения состоит из нескольких этапов:

  1. Создание уроков – модулей, которые предполагают формулировку темы, цели и конечный результат обучения, подбор необходимого теоретического материала, отбор форм, методов и приёмов преподавания и контроля, определение способов учебной деятельности школьников, разбивку учебного материала на отдельные учебные элементы, что способствует актуализации и обогащению словарного запаса обучающихся, овладению ими  фактическими знаниями о языке, развитие у них навыков связной, логичной, внятной, понятной для окружающих речи.
  1. Создание учебных элементов, которые включают:

- определение цели обучения;

- определение уровня уже имеющихся знаний по теме (беседы, интеллектуальные разминки, вариативные упражнения, тесты, творческие работы);

- информационный блок (рассказ учителя, чтение учебника, просмотр презентации и т.д.);

- отработка материала (выполнение заданий по изучаемой теме);

- выходной контроль знаний (различного рода проверочные работы);

- подведение итогов занятия, определение домашнего задания, рефлексия.

3. Создание методических пособий и дидактического материала.

Модульная организация учебного процесса позволяет обеспечить быстрое, качественное и прочное  усвоение знаний школьниками. В модульном обучении учитель выступает как организатор обучения, он управляет процессом учебной деятельности, что способствует дальнейшему совершенствованию его профессионального мастерства. При этом решаются такие коррекционные задачи, как:

  1. развитие слухового восприятия;
  2. совершенствование навыка чтения с губ;
  3. формирование связной монологической речи;
  4. развитие личностных качеств обучающихся;
  5. расширение культурного фона школьников с ограниченными возможностями здоровья.

Таким образом, учебная деятельность обучающихся направлена на образование и формирование своей личности, где главный мотив деятельности – это высокий познавательный интерес на уроках русского языка.

 

Список литературы:
1. Зуробьян С.А., Речицкая Е.Г. Уроки русского языка и литературы в школе для слабослышащих детей: Учеб. пособие для педагога – дефектолога., М.: ООО «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2012. 
2. Комаров К.В. Методика обучения русскому языку в школе для слабослышащих детей: Учеб. пособие для вузов. 2-е изд., испр. М.: Изд. дом «ОНИКС 21 век», 2005.
3. Колтуненко И.В., Носкова Л.П. Обучение русскому языку в 5 – 7 классах школы глухих. – М.: Просвещение, 1982.
4. Кузьма А.Я. Русский язык. Комплексная подготовка к Единому государственному экзамену. – М.: Айрис – пресс, 2006.