Статья:

О воспитании читательских интересов подрастающего поколения (на примере суворовцев 2 роты УГСВУ)

Конференция: IV Международная заочная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Теория и методика обучения и воспитания

Выходные данные
Логунова О.Н. О воспитании читательских интересов подрастающего поколения (на примере суворовцев 2 роты УГСВУ) // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам IV междунар. науч.-практ. конф. — № 2(4). — М., Изд. «МЦНО», 2017. — С. 41-44.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

О воспитании читательских интересов подрастающего поколения (на примере суворовцев 2 роты УГСВУ)

Логунова Олеся Николаевна
канд. филол. наук, воспитатель, Ульяновское гвардейское суворовское военное училище, РФ, г. Ульяновск

 

On the education of the younger generation of readers' interests (for example, company UGSVU Suvorov 2)

 

Logunova Olesia Nikolaevna

candidate of philological sciences, educator Ulyanovsk guards Suvorov military school, Russia, Ulyanovsk

 

Аннотация. Главное - сформировать у детей способность к целенаправленному индивидуальному осмыслению книг до чтения, по мере чтения и после прочтения книги. Анализируя читательские интересы суворовцев 10 классов, следует сделать вывод о том, что их предпочтения строго дифференцируются на произведения, необходимые прочесть для прохождения школьной программы, и «для души», те произведения, которые читаются для развлечения, самообразования, потому, что нравятся жанр, автор или что-то еще. Главное-доказать ребенку, что книга – это друг.

Аbstract. The main thing - to form a children's ability to purposeful individual comprehension of books to read, as reading and after reading the book. Analyzing the reading interests of cadets 10 classes, it must be concluded that their preferences are strictly differentiate the works needed to read to pass the school curriculum, and the "soul", those works that are read for entertainment, self-education, because I enjoy the genre, author, or something else. The main thing is to show your child that book - it is a friend.

 

Ключевые слова: литература; воспитание; интерес к чтению.

Keywords: Literature; education; interest in reading.

 

Художественная литература – база для эстетического воспитания, средство овладения богатствами русского языка. Уроки литературы зачастую предлагают ученику работу с художественным текстом, чего в современном мире не достаточно. Современный школьник находится в постоянном поиске необходимой информации, что предполагает работу с такими видами текстов, как публицистический и научно-познавательный.

Одной из особенностей стандарта нового поколения является развитие таких личностных качеств как способность к самооценке, к саморазвитию и самореализации. В настоящее время все более актуальным становится использование приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения, решать проблемы, связанные с развитием у школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития.

Анализируя читательские интересы суворовцев 10 классов, следует сделать вывод о том, что их предпочтения строго дифференцируются на произведения, необходимые прочесть для прохождения школьной программы,  и «для души», те произведения, которые читаются для развлечения, самообразования, потому, что нравятся жанр, автор или что-то еще. Исследование читательского интереса может проводиться разными методами: наблюдение, опрос, интервьюирование, эксперимент, анализ документации, анкетирование. Мы выбрали последний вариант.

Для проведения анализа были опрошены 70 суворовцев 2 роты УГСВУ. Выяснилось, что основной причиной проявления интереса к чтению у суворовцев является изучение школьной программы (около 70% суворовцев так ответили).

Если, изучая химию или физику, школьник изучает химию или физику и ничего более, то, изучая литературу, как это ни парадоксально, он изучает не литературу саму по себе, а жизнь, изображенную в ней. В определенном смысле на вопрос, как жить, отвечает вся классическая литература.

Выдающиеся педагоги прошлого считали литературу великим учебником жизни. Они развивали у читателей способность соизмерять свой внутренний мир с духовным миром персонажей, черпать у них жизнестойкость, находить в них поддержку в решении своих проблем.

Эта задача в наши дни чрезвычайно осложнилась в связи с засильем массовой литературы, навязывающей детям ложные ценности, уводящие от реальности и социальных задач в мир монстров, мутантов, размывающей понятия добра и зла, заставляющей ребенка верить не в свои силы, а в волшебство.

На втором месте оказалось чтение «для души»: это разнообразные фэнтэзи, ужасы, приключенческая и детективная литература (около 20% опрашиваемых). По мнению В.Г. Маранцмана, такие произведения не могут положительно влиять на формирование эстетических и моральных норм у обучающихся, влиять на формирование их словарного запаса [1, с. 302].

Однако, как показывает практика, количество прочитанного зачастую переходит в качество, поэтому я поощряю у суворовцев их читательские интересы «для души».

И на последнем месте находится чтение для самообразования (около 10%).   Среди программных произведений дети предпочитают лирике и драме все-таки эпические произведения, так как событийный ряд произведения более интересен, чем, например, поэтические произведения, однако есть такие суворовцы, которым очень нравится лирика, ведь признания в любви для их возраста очень актуальны, лирические произведения именно теперь становятся созвучны их внутреннему миру. Некоторые суворовцы проявляют интерес к научно-популярной литературе.

Был проведен анализ влияния на читательский интерес детей других лиц. Это учителя, родители, друзья. Как показал анализ анкет, мнение учителей является определяющим только для 10 % суворовцев. Основополагающим в этом вопросе является фактор наличия домашней библиотеки: какие книги есть в домашней библиотеке, то дети и читают.

Однако этого нельзя сказать о школьной библиотеке: она помогает детям лишь в поиске книг научных, специфических. Также школьная библиотека необходима детям для помощи в подготовке, например, к конференциям, диспутам, викторинам – к внеклассным мероприятиям, в которых дети должны участвовать, независимо от того, интересно им это или нет. Играет роль и внешний вид книги: яркая обложка, картинки, шрифт.

Эти данные говорят о том, что многие суворовцы не имеют потребностей и навыков ориентировки в художественной литературе. Можно отметить, что читательские вкусы детей пока еще находятся на стадии формирования.

В связи с тем, что профильный социально-гуманитарный класс в роте только один, проблема развития читательского вкуса у суворовцев становится очень острой. Необходимо последовательно формировать умения работать с книгой, воспитывать читательский вкус и навыки самостоятельной работы с книгой, добиваться большого охвата учащихся систематическим чтением. Это функция ложится, прежде всего, на воспитателя в условиях УГСВУ. Ведь именно он направляет деятельность ребенка на самостоятельной подготовке.

Необходимо ориентирование на внутренние связи литературных произведений между собой, обращать внимание детей на разнообразные влияния одних художественных явлений на другие, на интертекст, на особые формы диалога культур, прошлого и будущего, прошлого и настоящего. Необходимо обращать внимание детей на сложившиеся традиции в литературе и искусстве, на то, как они могут меняться на протяжении времени. Только тогда мы сможем воспитать гармоничную личность, умеющую работать с текстом художественного произведения и видеть контекст этого произведения. 

На основе проведенного анкетирования можно сделать вывод, что читательская культура суворовцев недостаточно развита. Это можно сказать и о других школьниках Ульяновска.

Для того, чтобы повысить читательский интерес суворовцев, следует целенаправленно сотрудничать библиотекарю, преподавателю, воспитателю, а также родителям, таким образом, будет достигнута комплексная модель взаимодействия участников образовательного процесса по развитию читательского интереса у суворовцев.

Подытоживая все вышесказанное, отметим, что юность – период завершения формирования личности. Но нельзя забывать, что старшеклассники уже являются личностями, часто весьма яркими и необычными, разными по возможностям и интересам. Именно в юности у человека складываются критерии подхода к себе и к окружающей действительности, что отражается на его отношении к искусству в целом и к литературе в частности.

Восприятие читателем – учеником художественного произведения - сложный творческий процесс, обусловленный жизненным, эстетическим и эмоциональным опытом ученика. Читательские интересы в значительной мере определяют личность человека, ведь компетентность предполагает и умение адекватно воспринимать текст, осознавать его идею, и желание вести грамотный диалог с писателем.

Как важно научить ребят видеть в чтении не неизбежную и скучную необходимость, а удовольствие; в книге - не «орудие пыток», а друга, у которого можно спросить совета и найти ответ на жизненно важный вопрос, а в писателе - не картинку на стене, а личность неординарную, интересную!

Неслучайно одним из приоритетов государственной программы «Внедрение современной модели образования» является «формирование всесторонне развитой личности, освоившей интеллектуальную и практическую деятельность, владевшей знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире».

 

Список литературы:
1. Литература: 10 класс: метод. рекомендации / В. Г. Маранцман, Е. К. Маранцман, О. Д. Полонская / под ред. В. Г. Маранцмана. М., 2007. - 288 с.