Педагогические возможности организации проектной деятельности детей предшкольного возраста в процессе развития их познавательного интереса
Конференция: IV Международная заочная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Секция: Теория и методика обучения и воспитания
IV Международная заочная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Педагогические возможности организации проектной деятельности детей предшкольного возраста в процессе развития их познавательного интереса
Pedagogical opportunities of project activity in development of cognitive interest at children of preschool age
Alidе Ablitarova
candidate of pedagogical sciences, associate professor, Crimean engineering and pedagogical university, Russia, Republic of Crimea, Simferopol
Natalya Revinskaya
undergraduate, Crimean engineering and pedagogical university, Russia, Republic of Crimea, Simferopol
Аннотация. В статье наглядно продемонстрированы воспитательно-образовательные возможности организации проектной деятельности в дошкольном образовательном учреждении с целью развития познавательного интереса у детей предшкольного возраста, рассмотрены современные научные концепции в контексте проектной технологии. Определена интерференция проектной деятельности на развитие активного познавательного интереса детей предшкольного возраста.
Abstract. In article educational opportunities of project activity in development of cognitive interest at children of preschool age are visually shown, modern scientific concepts in a section of project technology are considered. The interference of project activity on development of active cognitive interest of children of preschool age is defined.
Ключевые слова: метод проектов; проектная деятельность; педагогические возможности; познавательный интерес; инновационные технологии.
Keywords: method of projects, project activities, quasi-real situation, educational opportunity, cognitive interest, innovative technologies.
Постановка проблемы. Ребенок неустанно познает мир с первых дней своей жизни и на протяжении всего периода посещения детского сада. Современный окружающий ребенка мир меняется со скоростью света. Возникает проблема – самостоятельно ребенок не может найти ответ на все интересующие его вопросы. В мире компьютеризации, инновационных технологий и громадного количества литературы и телепередач следует научить дошкольника найти необходимую информацию.
В связи с этим возникает потребность в выборе наиболее эффективных способов обучения и воспитания, построенных на основе современных методов и инновационных интегрированных технологий. Одним из главных структурных компонентов познавательного развития в дошкольном возрасте становится инновационный, оптимальный и перспективный метод – проектный, который занял достойное место в современной системе дошкольного образования.
Таким образом, актуальность темы обусловлена потребностью системы образования и общества в формировании творческой личности ребенка предшкольного возраста и развитии его познавательного интереса посредством использования проектной деятельности.
Цель исследования: определить педагогические возможности организации проектной деятельности детей предшкольного возраста в процессе развития их познавательного интереса.
Вопросами изучения проектной деятельности как средства развития познавательного интереса детей предшкольного возраста занимались такие авторы, как Е.А. Аркадьева [1], Е.С. Евдокимова [2], Л.Д. Морозова [4]. Большой вклад в изучение особенностей влияния проектной деятельности на познавательные процессы детей различных возрастных групп был внесен коллективом авторов: Л.С. Киселевой, Т.А. Данилиной, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйковой [5].
Участвуя в решении проектных задач, дошкольники, как утверждает А.И. Савинков, с одной стороны, имеют возможность в модельной (квазиреальной) ситуации осуществлять поиски, пробы, испытания средств и способов действия, конструируемых в ходе решения системы проектных задач в разных специально созданных ситуациях. С другой стороны, дети фактически осваивают способы проектирования как базу для будущей проектной деятельности в начальной школе [7].
В первую очередь следует отметить, что метод проектов рассматривается рядом исследователей, среди которых можно назвать Л.С. Киселеву, Т.А. Данилину, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкову, а как один из вариантов интеграции его трактуют Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса, Л.В. Михайлова-Свирская [6]. Благодаря интегрированному комплексно-тематическому подходу к реализации содержания дошкольного образования в процессе проектной деятельности создаются условия для развития детей при значительном уменьшении регламентации их действий взрослыми (воспитателями, родителями, специалистами). Взрослые же берут на себя роли ассистентов и помощников [2; 9]. Детям дается возможность исследовать, размышлять, делать выводы, то есть знания доносятся не в готовом виде, а ребята сами добывают их, становятся авторами своих собственных творческих, а также приключенческих, исследовательских, практико-ориентированных проектов. По мнению Л.В. Михайловой-Свирской [9], в группах, в которых организуется проектная деятельность, дети являются полноправными субъектами образовательного процесса. Они:
· влияют на выбор темы проекта;
· устанавливают ход выполнения деятельности и ее продолжительность;
· являются активными участниками и инициаторами деятельности, а не исполнителями распоряжений взрослых;
· реализуют свои потребности в общении, знаниях, игре, экспериментировании в основном по собственному решению об участии или неучастии в общем проекте или действии.
Цель взрослых – помочь ребенку сделать собственный выбор и спланировать свою деятельность на пути достижения поставленных целей, а по сути – помочь ему стать успешным.
Охарактеризуем метод проектов с позиции Н.В. Нищевой [6], которая трактует его как дидактический метод, применяемый в четкой этапной последовательности при организации обучения детей.
На первом этапе происходит подготовка методического и технического обеспечения, анализ состояния знаний детей об объекте, обсуждение имеющихся сведений с детьми и выявление противоречий, речевое оформление проблемы, формулировка вывода о необходимости исследования.
На втором этапе выдвигаются предложения по разработке проекта, которые выступают основанием для определения начальной идеи для совместного обсуждения с детьми. Затем разрабатывается план работы по проекту в виде описания последовательности действий.
На третьем этапе происходит непосредственная реализация проекта воспитанниками при активной помощи педагога в соответствии с запланированной идеей.
По мнению Е.С. Евдокимовой, интенсивное развитие познавательных интересов детерминировано процессом учения, когда основополагающее содержание жизнедеятельности ребенка заключается в поуровневом переходе с одной ступени знаний на другую, с одного этапа овладения практическими и познавательными умениями к другому, более возвышенному, ибо в самой структуре образовательного процесса имеется большое количество объективных предпосылок для формирования познавательных интересов [3].
В условиях дошкольного учреждения очень важна роль педагога при организации проектной деятельности дошкольников. Метод проектной деятельности в дошкольном учреждении можно представить как способ организации образовательного процесса, основанный на взаимодействии педагогов и воспитанников и ориентированный на овладение детьми способами взаимодействия с окружающим миром и выполнения деятельности по решению поставленной проблемы.
Как справедливо отмечает Л.Д. Морозова, организация проектной деятельности предъявляет особые требования к педагогам, а также содействует возникновению новых возможностей для их личностного, профессионального роста. Педагог, воспитывающий творческую личность, должен обладать следующими качествами: наличие методических знаний и навыков, организаторских способностей; умение устанавливать доверительные отношения с детьми и родителями; умение работать с большим объемом информации; владение методами сотрудничества; владение новыми технологиями. Следовательно, внедрение метода проектной деятельности в образовательный процесс позволяет повысить профессиональный уровень педагогов.
Выяснив, что собой представляет метод проектов, рассмотрим влияние данного инновационного метода на детей предшкольного возраста с позиции познавательного компонента.
Организация проектной деятельности в ДОУ, как подчеркивает Е.А. Аркадьева в своем научном исследовании, позволяет:
- формировать систему плодотворного взаимодействия между участниками процесса;
- повышать степень вовлеченности педагогов в деятельность, а также их профессиональный уровень;
- развивать у дошкольников такие качества, как активность, самостоятельность [1].
Наряду с этим у дошкольников повышается интерес к познанию, самооценка, появляется желание планировать свою деятельность, дети общаются на равных, учатся беречь чужой и свой труд. В деятельности, характеризующейся практической направленностью, позволяющей ребенку легко входить в проблемную ситуацию, происходит постепенное развитие познавательного интереса как сложного личностного образования.
В заключение обозначим выявленные нами преимущества проектной деятельности в развитии познавательного интереса детей предшкольного возраста:
1. Сущностная характеристика проектной деятельности лежит в плоскости развития познавательных умений дошкольников, умения самостоятельно структурировать свои знания, опознавать полезное и нужное в информационном пространстве.
2. Проектная деятельность направлена на качество образовательного процесса и служит развитию творческого и критического мышления детей.
3. Проектная деятельность способствует повышению компетентности педагогов-воспитателей.
Вывод. Всё вышеизложенное позволяет говорить о том, что только в деятельности и через деятельность происходит активизация познавательного интереса детей. При этом дидактический смысл проектной деятельности состоит в том, что она способствует связи обучения с жизнью, развитию у детей навыков исследовательской деятельности, имеет огромное значение для формирования их познавательных способностей. Проектирование в целом дает возможность дошкольникам самостоятельно добывать и обобщать полученные знания, учит находить новые источники и ресурсы знаний, экспериментировать, применять результаты на практике, что является своеобразной гарантией их успешности на всех этапах дальнейшего обучения.