Статья:

Перспективы использования ИКТ в коррекционном образовании

Конференция: XXXII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Коррекционная педагогика

Выходные данные
Грибова Е.Н. Перспективы использования ИКТ в коррекционном образовании // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XXXII междунар. науч.-практ. конф. — № 8(32). — М., Изд. «МЦНО», 2019. — С. 10-13.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Перспективы использования ИКТ в коррекционном образовании

Грибова Екатерина Николаевна
начальник Управления по связям с общественностью ФГБОУ ВО «СГУ им. Питирима Сорокина», РФ, г. Сыктывкар

INFORMATION TECHNOLOGIES IN THE EDUCATIONAL PROCESS

Ekaterina Gribova

Head of PR, Pitirim Sorokin Syktyvkar State University, Russia, Syktyvkar

 

Аннотация. Ни для кого не секрет, что сегодня с появлением научно-технического прогресса самым перспективным направлением в развитии коррекционного образования – это использование ИКТ в системе обучения. Движение в этом векторе позволяет разнообразить образовательный процесс и имеет перспективы.

Abstract: It is no secret to anyone that today, with the advent of scientific and technological progress, the most promising direction in the development of correctional education is the use of ICT in the educational system. The movement in this vector allows you to diversify the educational process and has prospects.

 

Ключевые слова: образование; гражданское общество; инфор­матизация; информационные технологии.

Keywords: education; civil society; informatization; information technologies.

 

Ни для кого не секрет, что сегодня с появлением научно-технического прогресса самым перспективным направлением в развитии коррекционного образования – это использование ИКТ в системе обучения. Движение в этом векторе позволяет разнообразить образовательный процесс и имеет перспективы.

Благодаря информационно-коммуникационным технологиям детям с ограниченными возможностями доступны новые перспективы, уровень мотивации становится выше.

Например, уже не надо выходить из дома, чтобы побывать в самых красивых городах мира. Не нужно ходить в библиотеку, чтобы узнать о новинках литературы.

Такие технологии безусловно интересуют детей и хорошо влияют на педагогический процесс. Но нельзя забывать, что это еще и отражается на психологической составляющей жизни ребенка.

Еще десять лет назад практически все были уверены в том, что из-за особенностей развития ребенок-инвалид никак не мог получать знания. С появлением технологий ИКТ, ограниченные возможности в здоровье уже никак не влияют на развитие ребенка и получение им желаемых знаний. У таких людей начинает возрождаться потерянная мотивация и уверенность в своих умственных способностях, что очень важно.

С ИКТ социальные запреты и рамки, выстроенные обществом, рушатся, что благополучно сказывается на развитии детей.

Сейчас современные технологии обучения быстро вытесняют старые и оставляют их для истории. В коррекционном обучении самым важным считается индивидуальный подход к каждому, а ИКТ позволяют воплотить это в реальность без особых проблем. Ребенок может сам, без помощи учителя, поменять формат шрифта в своем учебнике, трансформировать картинку в любое ему удобное положение или воспользоваться голосовым помощником.

Специализированные школы уже используют информационные технологии в образовательных целях в сети Интернет.

Учебный процесс и решение сложных задач становится беспроб­лемным. Благодаря этому электронные учебники имеют огромный потенциал.

Принцип комплексности является одним из приоритетных в педагогике по той причине, что специфика реализации методов в специ­альной школе VIII вида отличается своеобразием усвоения учащимися с ограниченными возможностями здоровья материала.

Наглядность выступает лучшим усвоением темы, которая, в свою очередь, делится на следующие виды: натуральная, образная, символическая; схематические изображения; графические средства.

К наглядности также относят технические демонстрационные средства, главная задача которых уже с начальной школы привить детям нормы гигиены работы за компьютером и убедить их, что компьютер – это не только средство интертеймента, но и способ творческого самовыражения каждого из них. Процесс рисования. На сегодняшний день выступает наиболее естественным, доступным и интересным на начальном этапе обучения.

Не секрет, что с развитием моторики развивается и речь. Таким образом, рисуя, ребёнок отражает, а главное упорядочивает свои знания о мире.

Научно обоснован и доказан факт того, что дети при выполнении простейших движений компьютерной мышью, развивают не только сенсорную память, но и запоминают очертания букв, ежели они выпол­няли бы те же самые движения обычной ручкой на листе бумаги. Графические редакторы ориентированы на процесс “рисования” изображения и их возможности в этом плане огромные. Ребёнок, пользуясь панелью инструментов, может использовать кисти различной формы, распылитель различной насыщенности для рисования букв буквально одним щелчком мыши. Подобное обучение для ребенка превращается в занимательную игру.

Психологи в процессе обучения детей с ограниченными возмож­ностями здоровья предлагают использовать основные сенсорные системы человека, особенно кинестетическую, так как именно она связана с моторной памятью.

Появление интерактивной доски для детей решает многие проблемы в сфере образования. Доказано, что ребята, которые имели возможность хоть раз поработать с интерактивной доской, проявляют большую активность на уроках. Интерактивная доска помогает их самоутверждению, развивает общую и мелкую моторики. Использование наглядности в данном случае не только усиливает мотивацию учащихся к предмету, но служит поддержкой ученикам при самостоятельной деятельности.

Уроки с практикой ИКТ имеют большой потенциал для кор­рекционной работы, направленной на внимание, развитие мышления и мелкой моторики, а также на дальнейшую социальную адаптацию.

На сегодняшний день информационные компьютерные техно­логии – это новый способ передачи знаний, соответствующий новому содержанию обучения. Ребенка легче заинтересовать, когда при обучении он воспринимает связный поток звуковых и зрительных образов. Мультимедиа в таком случае создаёт мультисенсорное обучающее окружение.

Каждому ребенку понравится, когда в конце урока разрешается посмотреть какой-либо видеоклип или ролик. Помимо этого, подобный вариант проведения уроков у учеников усталость и напряжение.

Таким образом, можно говорить о высокой эффективности использования технологий ИКТ в обучении.

Стоит отметить, что перспективы развития и использования информационно коммуникативных технологий не только облегчает нашу жизнедеятельность, но и её несет негативный характер.

Главная задача современной педагогики – это полной принятие новых технологий. В следствие этого, нам необходимо научиться самим работать со средствами ИКТ и показать детям, что в компьютер можно не только играть, но и познавать мир.

 

Список литературы:

1.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М.: Народное образование, 1998.

2.Розов Н.Х. Некоторые проблемы применения компьютерных технологий и продуктов при обучении в средней школе // Вестник МГПУ. Серия «Информатика и информатизация образования». - № 1 (1). - М.: МГПУ, 2003.

3.«ИКТ в образовательном процессе» доклад Мохаммад Н.В. http://pages.marsu.ru/iac/school/sc11/ikt.html

4.Кукушкина О.И. Компьютерные технологии в контексте профессии: обучение студентов. Дефектология — М., 2001. — № 3

5.Новые информационные технологии для образования / Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании. - Москва, 2000.

6.Кречетников К.Г. Проектирование креативной образовательной среды на основе информационных технологий в вузе. Монография. – М., 2002.