Статья:

Игровые способы разрешения конфликтов в подготовительной дошкольной группе

Конференция: XII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Теория, методика и организация социальнокультурной деятельности

Выходные данные
Дьяков Д.А. Игровые способы разрешения конфликтов в подготовительной дошкольной группе // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XII междунар. науч.-практ. конф. — № 10(12). — М., Изд. «МЦНО», 2017. — С. 145-149.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Игровые способы разрешения конфликтов в подготовительной дошкольной группе

Дьяков Денис Александрович
магистрант, МПГУ, РФ, г. Москва

 

Аннотация. Данная статья содержит рекомендации по обучению, воспитанию детей позитивным методам разрешения конфликтных ситуаций в игровой форме. Отмечу, что владение навыками позитив­ного разрешения не только улучшает эмоциональный фон ребёнка, повышает уровень стрессоустойчивости, но и способствует укреплению здоровья. По определению Всемирной Организации Здравоохранения: «Здоровье – это состояние полного физического, духовного и соци­ального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».

 

Ключевые слова: Игра; конфликт; психология; управление; воспитание; образование; ценности; сотрудничество; социализация; развитие; эмпатия.

 

Данная тема является важной и актуальной на современном этапе развития дошкольного образования. Ведь от характера взаимоотношений детей со сверстниками зависят их эмоциональное самочувствие и формирования нравственных качеств; общения, в основе которого лежат сотрудничество, взаимная приязнь и доброжелательность, способствует становлению личности каждого воспитанника и одновременно влияет на общую атмосферу в группе детского сада. В дошкольном возрасте интенсивно развиваются нравственные чувства детей, нормы и правила поведения, формируются черты характера и этические навыки, начинает складываться стиль взаимо­отношений со сверстниками. Именно поэтому в последние годы значительно возрос интерес педагогов и психологов к проблеме детских взаимоотношений.

Психологами установлено, что положительное эмоциональное отношение детей дошкольного возраста друг к другу определяется харак­тером их совместной деятельности (А.В. Запорожец, П. Лаврентьева, Я.З. Неверович, Ю.А. Приходько и другие), которая, по мнению ученых, является основой сотрудничества. Формирование навыков сотрудничества у дошкольников являются базовыми в умении разрешения конфликтов у детей.

Проблема формирования культуры поведения, общения, положи­тельных взаимоотношений в игровой деятельности старших дошкольников достаточно широко изучалась отечественными педагогами и психологами (Л.И. Божович, Т.А. Маркова, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и др.). Все они соглашались в том, что в условиях общественного дошкольного воспитания ребенок с первых лет жизни находится в кругу сверстников. Дети охотно играют вместе, работают, занимаются, у них ярко выраженное стремление к общению. Воспитатель совместно с семьей формирует в процессе целенаправленного педагогического воздействия те навыки и привычки поведения, начала тех личностных качеств, которые определяют характер взаимоотно­шений ребенка с другими людьми [1; 4; 5].

Вместе с тем, в практическом аспекте нельзя считать эту проблему решенной. Она еще требует практического решения и воплощения в ДОУ. Именно поэтому мы поставили своей задачей использования игровой деятельности с целью формирования положи­тельных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста.

Старший дошкольный возраст является сензитивным периодом для начала становления многих базовых умений ребенка, в том числе и для формирования его позитивных взаимоотношений. В ДОУ благодаря сложившейся позитивных взаимоотношений у детей налаживаются контакты с людьми, практикуются навыки работы в группе, воспитанник находит свое место в обществе и учится понимать, использовать и уважать возможности других.

Установлено, что в формировании позитивных взаимоотношений ребенка старшего дошкольного возраста лучших результатов можно достичь, играя с ним, потому что каждая игра выполняет важную воспитательную, социализирующую и коммуникативную функции, формируя типичные навыки социального поведения и систему ценностей старшего дошкольника.

Именно в игре ребенок приобретает опыт общения, столь важного для жизни в обществе, в коллективе. Это социальная практика жизни в коллективе. Во время игры происходит формирование общественных качеств детской личности: доброжелательность, отзывчивость, взаимо­помощь, умение учитывать интересы другого, считаться с ними. Появляется чувство долга и ответственность перед сверстниками [2].

Исходя из этого мы провели семинар для педагогов дошкольных учебных заведений на тему: «Игра как средство формирования позитивных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста», цель которого - ознакомление воспитателей с базовыми положениями теории общения; формирование их профессиональных умений по использованию эффективных подходов для развития позитивных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста.

Характеризуя позитивные взаимоотношения детей старшего дошкольного возраста, мы выделили следующие критерии:

· когнитивный с показателями: работа с нормами социального поведения, умение понимать эмоциональное состояние других детей, понимание ребенком специфики ситуации общения, знакомство с играми;

· эмоциональный с показателями: умение контролировать свои эмоции и настроение, владение социально принятыми способами выражения эмоций, эмоциональная направленность на сверстников в группе, способность строить бесконфликтные взаимоотношения;

· коммуникативно-интерактивный с показателями: умение вести диалог со взрослыми и сверстниками, получать необходимую информацию во время диалога, взаимодействовать в процессе игровой деятельности, соотносить свои желания с интересами других, выслушивать собеседника, спокойно отстаивать собственное мнение [3].

Общий уровень сформированности позитивных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста оценивался количественно по всем описанным критериям. Диагностику мы провели в двух группах старших дошкольников. Как показали экспериментальные данные, в старших дошкольников обеих групп на констатирующем этапе преобладал средний уровень сформированности позитивных взаимо­отношений. Однако у детей группы «А» аналогичные показатели были несколько ниже, чем в группе «В». Поэтому группу «А» мы определили как экспериментальную, а группу «В» - в качестве контрольной. Результаты констатирующего этапа исследования дали основания говорить о необходимости повышения эффективности формирования позитивных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста.

Предложенная модель формирования позитивных взаимоотно­шений включала три этапа. На первом - организационно-мотивационном этапе были реализованы такие педагогические условия, как: обеспечение методического сопровождения формирования позитивных взаимо­отношений детей старшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности; создание развивающей потенциала предметно-игровой среды дошкольного образовательного учреждения. На деятельностно-игровом этапе воплощено педагогическую условие: погружение старших дошкольников в активную социально-коммуникативную и игровую деятельность с детьми и взрослыми. Целью третьего - эмоционально-творческого этапа было приобретение детьми опыта коллективно-творческого взаимодействия, общения и выработки умений выражать чувства в процессе игровой деятельности.

Для развития позитивных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста мы использовали игровые методики: 1) умение устанавливать доброжелательные контакты с собеседником - игровые упражнения «Вежливые слова», «Пожалуйста», «Солнечный зайчик» и др; 2) невербальное общение - игры «мимическая гимнастика», «Отгадай подарок», «Покажи» и др.; 3) совершенствование умения артикуляции (умение ясно и четко произносить слова) - детям советуют озвучить как бурлит море. Как говорит Белоснежка, Баба Яга, Робот, Волк и другие сказочные персонажи; произнести слова шепотом, максимально громко, грустно, радостно, удивленно, безразлично; 4) умение вести себя в конфликтной ситуации - анализ с детьми старшего дошкольного возраста негативного прошлого опыта их общения (жестокое обращение с другого сравнивают с поведением Карабаса-Барабаса, Бармалея и др.), Предлагают игру «Спина к спине»; 5) формирование эмпатии и эмпатического поведения - игры и игровые упражнения «Волны», «Сделай пиктограмму», «Передача чувств», «Тренировка эмоции», «Добрые эльфы» и др.; 6) закрепление коммуникативных умений - общение с детьми старшим дошкольникам нужно отреагировать на жалобу младшего на неэтичные высказывания детей, а также решить столкновение между ними и тому подобное [6].

Установлено, что проведение серии игровых занятий в течение эксперимента способствовало расширению и обогащению опыта детей по взаимодействию с людьми, которые их окружают, построения позитивных отношений путем развития соответствующих способов коммуникации, приобретению знаний о нормах общения, а также формированию потребности согласовывать свои действия с другими воспитанниками, умение отличать социально одобряемого поведения от асоциального, поддерживать друг друга, проявлять эмоциональный отклик, воспринимать сверстников как друзей и партнеров.

Выявлена эффективность проведенной экспериментальной работы во время контрольного эксперимента. Сравнительный анализ уровней позитивных взаимоотношений экспериментальной и конт­рольной групп показал положительное влияние применения игровых средств формирования позитивных взаимоотношений на детей экспериментальной группы, в которых определены значительное повышение рассматриваемых уровней. Характеристика уровневой дина­мики свидетельствует высокая степень социально-коммуникативных умений у 35 % старших дошкольников экспериментальной и у 20 % воспитанников контрольной групп.

Установлено, что реализуемая нами развивающая программа обусловила повышение уровня сформированности позитивных взаимо­отношений детей старшего дошкольного возраста в экспериментальной группе.

 

Список литературы:
1. Божович Л .И. Проблемы формирования личности [Электронный ресурс] / Л.И. Божович. – М. : Воронеж, 1997. – Режим доступа : http://psyjournals.ru/kip/2008/n2/Korepanova.shtml.
2. Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста / Под ред. А.В. Запорожца, Т.А. Марковой. – М., 1978. – 155 с.
3. Коломийченко Л. B. Концепция и программа социального развития детей дошкольного возраста / Л. В. Коломийченко. – Пермь : ПГПУ, 2007. – 115 с.
4. Макаренко А.С. Педагогические сочинения: в 8 т./ А.С. Макаренко– М., 1985. – Т. 4, 5.
5. Мухина B.C. Детская психология. - М., 2000.
6. Панфилова М.А. Игротерапия общения. - М.,2000.