ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ НА ПРИМЕРЕ ГЕОГРАФИИ: КАК ПОВЫСИТЬ МОТИВАЦИЮ И УСПЕВАЕМОСТЬ
Конференция: XCIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Секция: Теория и методика обучения и воспитания
XCIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ НА ПРИМЕРЕ ГЕОГРАФИИ: КАК ПОВЫСИТЬ МОТИВАЦИЮ И УСПЕВАЕМОСТЬ
DIFFERENTIATED APPROACH IN TEACHING GEOGRAPHY: HOW TO INCREASE MOTIVATION AND ACADEMIC PERFORMANCE
Rinat Yespayev
Master’s Student, Abai Kazakh National Pedagogical University, Kazakhstan, Almaty
Gulmira Berdygulova
Scientific Supervisor, Candidate of Geographical Sciences, Associate Professor Abai Kazakh National Pedagogical University, Kazakhstan, Almaty
Аннотация. Статья посвящена анализу дифференцированного подхода в преподавании географии, направленного на повышение мотивации и успеваемости учащихся. Дифференцированный подход предусматривает адаптацию учебного процесса к индивидуальным особенностям и потребностям учеников, включая уровень их подготовки, интересы и стиль обучения. Автор рассматривает методы и приемы дифференциации, такие как распределение учащихся на группы по уровню знаний, использование разнообразных учебных материалов и методов оценки. На примере уроков географии демонстрируется, каким образом дифференцированные задания и подходы к подаче материала могут улучшить вовлечённость учащихся, способствуя более глубокому пониманию предмета. Статья подчеркивает, что дифференциация в обучении помогает ученикам ощущать себя успешными, повышая их учебную мотивацию и общую успеваемость.
Abstract. This article is dedicated to the analysis of the differentiated approach in teaching geography, aimed at enhancing students' motivation and academic performance. The differentiated approach involves adapting the learning process to the individual characteristics and needs of students, including their level of preparedness, interests, and learning styles. The author examines the methods and techniques of differentiation, such as grouping students by knowledge level and using various educational materials and assessment methods. Through examples from geography lessons, it demonstrates how differentiated tasks and approaches to material presentation can improve student engagement and promote a deeper understanding of the subject. The article emphasizes that differentiation in education helps students feel successful, thereby increasing their academic motivation and overall performance.
Ключевые слова: дифференциация, учащиеся, мотивация, успеваемость, география.
Keywords: differentiation, students, motivation, academic performance, geography.
Введение. В современном образовании дифференцированный подход становится не просто желательным, а необходимым инструментом для преподавателя, особенно в условиях, где классы состоят из учеников с разными уровнями знаний и интересов. Как найти способы вовлечь каждого ученика, помочь раскрыть его потенциал и при этом не потерять интерес остальных? Ответ на этот вопрос всё чаще заключается в создании гибкой, адаптивной системы обучения, которая позволяет каждому учащемуся двигаться в своем темпе и достигать собственных высот.
В данной статье мы рассмотрим, как дифференцированный подход, ориентированный на особенности и потребности учащихся, может повысить не только их мотивацию, но и успеваемость, преобразуя уроки географии в продуктивный процесс.
Результаты и обсуждения. Дифференцированный подход (или дифференцированное обучение) признается одним из наиболее эффективных методов для удовлетворения разнообразных потребностей учащихся в классе. Исследования, проведённые в разных странах, подтвердили, что дифференцированный подход может повысить успеваемость, вовлечённость и удовлетворённость учащихся процессом обучения. К примеру, метод RTI [2].
RTI (Response to Intervention) – это многоуровневая система, которая направлена на выявление и поддержку учащихся, нуждающихся в дополнительной помощи в обучении. Первоначально метод RTI был разработан для работы с детьми, испытывающими трудности с успеваемостью, однако впоследствии стал применяться для всех учащихся, чтобы адаптировать образовательный процесс под их потребности. Метод RTI предполагает трёхуровневую систему вовлечения в образовательный процесс, где каждый уровень предусматривает всё более интенсивную поддержку для учащихся в зависимости от их успеваемости и нужд:
- Первый уровень – все учащиеся. Общие образовательные программы для всего класса с регулярным мониторингом успеваемости для выявления тех, кому требуется дополнительная поддержка.
- Второй уровень – групповая целевая поддержка. Ученики с трудностями получают дополнительные занятия в небольших группах, направленные на устранение пробелов в знаниях. Прогресс проверяется более часто.
- Третий уровень – индивидуальная интенсивная поддержка. Ученикам с высокими познавательными потребностями предоставляется индивидуальная помощь, возможно, с привлечением специалистов. Прогресс отслеживается очень тщательно [2].
Рисунок 1. Пирамида RTI [5]
Принцип RTI – это раннее выявление проблем и немедленное вмешательство, чтобы не допустить академических трудностей.
Адаптированные задания становятся более достижимыми для учеников. Учащиеся, получая упражнения, соответствующие их уровню подготовки, чувствуют себя увереннее и более мотивированы, видя результаты своего труда. Например, ученикам с базовыми навыками можно дать задания с четкими инструкциями, а для более подготовленных – аналитические задачи, требующие самостоятельных решений. Также дифференцированный подход позволяет учитывать индивидуальные интересы учеников. Например, для любителей природы предлагаются задачи, связанные с экологией, а для других – темы по урбанистике. Учащиеся занимаются тем, что им интересно, и становятся более вовлеченными в учебный процесс. Важным аспектом является предоставление ученикам возможности выбирать формат выполнения заданий. Это развивает ответственность и мотивацию, так как учащиеся чувствуют причастность к учебному процессу. Например, им можно предложить выбрать между эссе, мультимедийной презентацией или интерактивным плакатом.
Дифференцированные задания также помогают ребятам постепенно расширять свои знания. Постепенное увеличение сложности снижает страх перед непростыми задачами и укрепляет уверенность в своих силах. Например, сначала можно анализировать простые карты, а затем переходить к более глубокому анализу. Ощущение успеха является ключевым фактором мотивации. Дифференцированный подход позволяет каждому ученику достичь успеха и ощутить свои достижения, что побуждает его к новым свершениям. Получая задания, соответствующие их уровню, ребята видят собственные успехи и становятся более мотивированными к обучению [3].
Влияние дифференцированного подхода на успеваемость учащихся является одной из ключевых тем современных педагогических научных работ. Исследования и практика показывают, что успешное применение дифференциации может не только поддерживать высокий интерес к учебе, но и существенно повысить академические результаты. Дифференцированный подход учитывает индивидуальные способности, уровень подготовки и мотивацию каждого ученика, что позволяет создавать оптимальные условия для усвоения материала.
В контексте географии дифференциация дает возможность школьникам изучать сложные темы в комфортном темпе и на уровне, который соответствует их текущим знаниям. Например, ученики с высоким уровнем подготовки могут получать задания повышенной сложности, анализировать реальные географические процессы и исследовать глобальные проблемы. С другой стороны, учащиеся с базовым уровнем могут работать с более простыми заданиями, направленными на закрепление основ, что не вызывает у них перегрузки и повышает уверенность в собственных силах.
В рамках темы «Классификация форм рельефа» в географии 8 класса были разработаны дифференцированные задания с учетом их уровня подготовки. Эксперимент был проведен в частной школе в Алматинской области. Класс, состоящий из 12 учащихся, был разделен на три группы по уровням: базовый, средний и высокий уровень подготовки [1].
- Базовый уровень. Ученики с базовым уровнем подготовки получили простые задания, направленные на усвоение основных понятий и визуальное различие форм рельефа (горы, равнины, холмы и другие). Им предлагалось работать с иллюстрациями и подписями, а также создать небольшую таблицу с названиями и краткими характеристиками основных форм рельефа. Такой подход обеспечивал базовое понимание классификации и терминологии без перегрузки сложными терминами и деталями.
- Средний уровень. Ученики со средним уровнем знаний работали с более сложными заданиями, включая анализ карт рельефа и классификацию форм рельефа по их происхождению (например, вулканические, тектонические, эрозионные). Им также было предложено описать процессы, формирующие каждую из предложенных преподавателем категорий. В дополнение к таблице, ученики создавали мини-описания, обобщающие факторы, влияющие на формирование рельефа.
- Высокий уровень. Для учеников с высоким уровнем подготовки были предложены исследовательские задания. Им предлагалось изучить, каким образом рельеф изменяется под влиянием естественных и антропогенных факторов, и подготовить проекты на тему: «Как человек влияет на рельеф?». Учащиеся исследовали примеры изменений рельефа в реально существующих областях, таких как вырубка лесов, добыча полезных ископаемых и градостроительство. Им также предлагалось провести небольшой анализ и предложить рекомендации для снижения негативного воздействия на окружающую среду. По окончании темы был проведен тест для проверки знаний и анкетирование для оценки уровня мотивации. Итоги показали, что дифференцированный подход существенно повлиял на усвоение материала и интерес к географии:
Рисунок 2. График успеваемости и усвоения
- Базовый уровень: успеваемость повысилась на 22 % по сравнению с предыдущими темами, общее усвоение материала составило 78 %.
- Средний уровень: ученики улучшили свои результаты на 19 %, усвоение знаний составило 85 %.
- Высокий уровень: ученики с высоким уровнем подготовки продемонстрировали наибольший прогресс, увеличив успеваемость на 26 % и достигнув усвоения материала на уровне 93 %.
Анкетирование выявило, что 83 % учеников отметили, что задания были интересными и помогли им лучше разобраться в классификации рельефа, 74 % из них стали более заинтересованы в изучении природных процессов и формирования земных структур. Около 60 % выразили желание углубленно изучать географию и природу. Дифференцированный подход при изучении темы «Классификация форм рельефа» позволил каждому ученику участвовать в образовательном процессе на своем уровне подготовки, что повысило их уверенность в себе и мотивированность. Благодаря разделению заданий на группы, учащиеся лучше усвоили сложные географические процессы, а многие начали интересоваться темами, связанными с рельефом и его изменением. Такой подход способствовал повышению успеваемости и сделал уроки географии более увлекательными и доступными, что благотворно сказалось на общем уровне вовлеченности и образовательных результатов.