Статья:

Формировании основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста

Конференция: XXXIV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Теория и методика обучения и воспитания

Выходные данные
Рустамова Н.Ю. Формировании основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста / Н.Ю. Рустамова, К.Ю. Николаева, Т.Н. Фесенко, Г.П. Петрова // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XXXIV междунар. науч.-практ. конф. — № 10(34). — М., Изд. «МЦНО», 2019. — С. 41-44.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Формировании основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста

Рустамова Наталья Юрьевна
воспитатель, МАДОУ «Детский сад №47», РФ, г. Стерлитамак
Николаева Кристина Юрьевна
воспитатель, МАДОУ «Детский сад №47», РФ, г. Стерлитамак
Фесенко Тамара Николаевна
воспитатель, МАДОУ «Детский сад №47», РФ, г. Стерлитамак
Петрова Галина Павловна
воспитатель, МАДОУ «Детский сад №47», РФ, г. Стерлитамак

 

Социальная и экологическая обстановка вызывает особую тревогу за безопасность детей дошкольного возраста. Подготовить их ко всем жизненным ситуациям является главной целью педагогов дошкольного образовательного учреждения.

Основными задачами обеспечения безопасности дошкольников является:

- формирование представления об опасных для человека ситуациях в природе и способах поведения в них;

- формирование знаний о безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;

- воспитание осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека ситуациям в быту, на улице, в природе;

- обеспечение сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей;

- научить детей пользоваться полученными знаниями на практике;

- воспитывать бережное отношение к своему здоровью и здоровью близких людей, бережное отношение к окружающему миру.

Меры безопасности и правила поведения постоянно связаны с условиями проживания человека. Несмотря на то, где он живет – в современном городе или в сельской местности – любая среда диктует разные способы поведения и меры предосторожности. Работая с дошколятами, замечаешь, что они стали несамостоятельными, безынициативными, не могут самостоятельно принимать какое-либо решение, не все знают, к кому обратиться за помощью, не умеют принимать решение в экстремальных ситуациях, не знают правила поведения по технике безопасности. Тем более важной становится задача: научить основам безопасности, ведь впереди их ждет самостоятельная школьная жизнь, выработать защитный механизм, который автоматически сработает в нужный момент. Повышенная любознательность нередко приводит к возникновению травмоопасных ситуаций в доме, детском саду, на улице, в транспорте, на природе и т.д.

Важно не только развить у дошкольников самостоятельность и ответственность, но и научить объяснять собственное поведение. Если ребенок сможет объяснить свое поведение, хорошо это или плохо, почему это случилось, что он чувствует, то лучше сможет понять, что делает не так и можно ли исправить случившуюся ситуацию. С детских лет получить первые знания о здоровом образе жизни, возможных чрезвычайных ситуациях природного криминального характера о правилах дорожного движения, поведении на улице и правилах пожарной безопасности. Воспитание основ безопасного поведения осуществляется познанием окружающего мира, любознательностью дошкольников. Решение задач безопасного поведения, здорового образа жизни возможно при постоянном общении взрослых и детей на равных.

Работа по воспитанию безопасного поведения проводится систематически и во взаимодействии с родителями и детьми:

- консультации на темы;

- просмотр видеодисков: «Уроки безопасности», «Уроки осторожности»;

- настольно-печатные игры: «Осторожно, улица!», «Водитель и пассажир», «Правила дорожного движения», «Дорожные знаки»;

- развлечения «Красный, желтый, зеленый», «Азбука безопасности», «В гостях у Мойдодыра», «Папа, мама, я – спортивная семья», «Путешествие в страну дорожных знаков»;

- чтение художественной литературы: «Рассказ о неизвестном герое» С. Маршак, «Сказка про город дорожных знаков» С. Михалков и др.

- памятки и буклеты о пожарах, о безопасности на улицах города;

- оформление стендов «Ребенок и дорога», «Безопасность»;

- выставки детских рисунков по разным темам «Мчатся пожарные автомобили», «Опасная улица»;

- сюжетно-ролевые игры «Пожарные», «Больничка»;

- родительские собрания «Правила дорожного движения», «Безопасность в вашем доме», «Что, где, когда?».

Так как ведущей деятельностью в жизни детей является игра, то знакомство с той или иной темой в основном происходит через игры:

- словесные;

- настольно-печатные;

- дидактические;

- сюжетно-ролевые;

- театрализованные.

В играх ярко проявляются особенности мышления и воображения, эмоциональность, активность, потребность в общении, происходит становление личности. В них дети отображают то, что особенно их поразило.

Ежедневные «минутки безопасности» включаемые в различную совместную образовательную деятельность и режимные моменты помогают закреплению знаний и умений личной безопасности воспитанников. Они начинают понимать, что нужно быть осторожными при спуске и подъеме по лестнице, об опасности открытых окон, имеют четкое представление о поведении при встрече с незнакомыми людьми. Вовлекать детей в решение разных ситуаций, выявлять, обсуждать поведение.

Рассматривать иллюстрации о безопасном обращении с бытовыми предметами. Особое внимание обращать на безопасное поведение детей на улице, на дороге. Они используют свои знания в играх с применением специальной атрибутики.

Дошкольники узнают приемы оказания элементарной первой помощи при травмах, ушибах, первых признаках недомогания. Закрепляют правила обращения за помощью в опасных ситуациях, номера телефонов вызова экстренной помощи.

Педагоги вовлекают детей в решение разнообразных проблемных игровых и практических ситуаций, в которых они применяют накопленный опыт безопасного поведения: как оказать первую помощь; когда необходимо проявить осторожность и осмотрительность в своих действиях; как правильно обращаться с острыми предметами, как вести себя по отношению к незнакомым людям, что делать при пожаре и т.д.

В совместной деятельности с воспитанниками создают наглядные пособия (модели, плакаты, макеты, коллажи), чтобы разыгрывать ситуации опасного и безопасного поведения в быту. Благодаря систематической работе по ОБЖ, дети понимают, что такое безопасное поведение в подвижных играх, в спортивном зале, на прогулке, избегают контактов с животными, с незнакомыми людьми; различают съедобные и несъедобные грибы, ягоды, травы.

Закрепить усвоенный материал можно с применением экспресс-беседы с использованием иллюстраций, дающей общее представление о всех видах опасностей:

- Как тебя зовут?

- Где ты живешь?

- Как зовут твоих родителей?

- К кому и по каким телефонам обращаться при пожаре, травме, дорожном происшествии?

- С какими предметами нельзя играть?

- Из-за чего бывают пожары?

- Где можно купаться?

Безопасное поведение – это не просто сумма усвоенных знаний, а адекватное поведение в различных ситуациях. Особое место уделяется работе по безопасному поведению детей на улице, на проезжей части. Целевые прогулки и экскурсии по поселку с посещением мест, наиболее опасных, к светофору, перекрестку, пешеходному переходу – помогают закрепить дорожные правила. Дети наглядно видят, как надо переходить дорогу.

Воспитание безопасности – непрерывный, систематический, последовательный процесс, начинающийся в раннем детстве. Именно в нем закладывается фундамент знаний об окружающем мире и все, что усвоит ребенок останется у него навсегда. И только тогда наш труд будет не напрасен.

Подводя итоги о проделанной работе, можно сказать, что вопрос о формировании основ жизнедеятельности является актуальным. Хочется надеяться, что воспитанники, выйдя из стен детского сада, будут строго соблюдать определенные правила поведения и не попадут в опасную ситуацию, а если и случится такое, то найдут из нее достойный выход.

 

Список литературы:
1. Анастасова Л.П., Иванова И.В., Ижевский П.В. Жизнь без опасностей. Первые шаги к самостоятельности. - М., 1996.
2. Белая К.Ю. Как обеспечить безопасность дошкольников. – М.; Просвещение, 2006 – 94 с.
3. Болотов В.Н. О новых актуальных программах по дошкольному образованию // Дошкольное воспитание. - 2003. - №1.-С. 4-9.
4. Извекова Н.А., Медведева А.Ф. Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста. – М.; ТЦ «Сфера», 2007 – 275 с.
5. Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. – Спб.; «Детство-Пресс», 2004 – 144 с.