Статья:

Значение предмета история искусств в подготовке преподавателей музыки

Конференция: XII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Общая педагогика, история педагогики и образования

Выходные данные
Дадоян Е.Т. Значение предмета история искусств в подготовке преподавателей музыки // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XII междунар. науч.-практ. конф. — № 10(12). — М., Изд. «МЦНО», 2017. — С. 29-35.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Значение предмета история искусств в подготовке преподавателей музыки

Дадоян Елена Тельмановна
преподаватель отделения музыкального образования кафедры музыкальной педагогики, факультета художественного образования Армянский государственный педагогический университет им. Х. Абовяна, Республика Армения, г. Ереван

 

IMPORTANCE OF THE HISTORY OF THE ARTS CLASSES FOR THE TRAINING OF MUSIC TEACHERS

 

Yelena Dadoyan

Lecturer, Kh. Abovyan Armenian State Pedagogical University, Yerevan, Armenia

 

Аннотация. Статья посвящена необходимости включения курса истории искусств в учебную программу музыкального отделения педагогического университета, как значимого фактора в подготовке компетентных высокопрофессиональных кадров для современной школы.

Abstract. The article discusses the importance of including the History of Arts classes in the curriculum of the Music department of the Pedagogical University as a significant component in training of competent and highly professional music teachers in today’s school.

 

Ключевые слова: музыкальное образование; развитие личности; учебный процесс; профессиональная деятельность; история искусств; школьное образование.

Keywords. musical education; personal growth; studying process; professional activity; History of Arts; school education.

 

Одной из важнейших задач государственного образования является подготовка квалифицированных кадров для средних школ. Именно компетентный и высокопрофессиональный школьный учитель выступает гарантом получения подрастающим поколением достойного образования. Следовательно, общеизвестную сентенцию о том, что образование ребенка начинается задолго до того, как ребенок пойдет в школу, можно трактовать в иной плоскости, а именно: образование ребенка начинается в тот момент, когда его будущий школьный учитель поступает в высшее педагогическое учебное заведение.

Последние десятилетия в нашей стране отмечены чередой сменяемых подходов в области школьного образования, порой весьма противоположных друг другу.  Это, в определенной степени, естественный процесс, поскольку за это время мы переживали переход от одной государственной системы к другой, что не могло не отразиться на системе образования. В рамках данной статьи мы не станем комментировать эти изменения – это тема для более развернутого и глубокого исследования. Отметим лишь, что совсем недавно Всемирный банк подготовил «Доклад о мировом развитии 2018», в котором говорится, что «школьное образование по всему миру переживает кризис». По заявлению старшего директора Всемирного банка по вопросам образования Хайме Сааведра, «развивающиеся страны далеки от достижения надлежащих показателей качества обучения... Но дело не только в деньгах — странам необходимо вкладывать средства в наращивание потенциала людей и учреждений, на которых возложена задача обучения наших детей». Этот вывод, на наш взгляд, вполне справедлив и в отношении той ситуации, которая сложилась в большинстве школ Армении, а также в отношении подготовки учителей музыки для образовательных школ. Таким образом, сегодня перед нами стоит непростая задача не только не растерять накопленный за долгое время опыт отечественной школы в подготовке профессиональных учителей, которые должны стать проводниками важнейших духовных, культурных, и эстетических ценностей и идеалов между поколениями, но и поднять этот процесс на более высокий уровень, предлагая новые идеи, созвучные нынешней эпохе, в стремлении обеспечить конкурентоспособность нашей образовательной системы в мировом образовательном пространстве. Говоря о профессиональной компетентности учителя музыки мы имеем в виду музыканта-педагога, который не только досконально владеет своим предметом, но является, в первую очередь образованной высокохудожественной личностью, специалистом, имеющим высокую педагогическую и художественно-творческую подготовку. Это должен быть преподаватель, способный пробудить интерес не только к своему предмету, но и к процессу познания в целом, не ограничивающий себя поурочными планами, но умеющий представить ученикам развернутую картину мира, показать разнообразие жизненных явлений и их и взаимосвязь. При таком подходе урок музыки в школе станет не просто формальным процессом слушания музыкального произведения, а погружением в ту или иную культурно-историческую эпоху. Вот почему курсы по литературе и искусству обязательно должны стать частью учебной программы обучения студентов отделения музыкального образования педагогического университета.

Следует с сожалением отметить, что в процессе подготовки будущих учителей в самих вузах подход к воспитанию многосторонне образованной личности бывает достаточно формальным. Так например, в прежние годы предмет История изобразительного искусства входил в учебную программу теоретического и композиторского отделений Ереванской государственной консерватории им. Комитаса. Сегодня по непонятным причинам, студенты консерватории его не изучают.

В учебной программе Армянского государственного педагогического университета им. Х. Абовяна студенты отделения музыкального образования проходят углубленное изучение музыкальных и музыкально-педагогических дисциплин, что естественно и правомерно. Вместе с тем, тот факт, что другие гуманитарные науки представлены в учебной программе будущих преподавателей музыки только историей Армении и Всеобщей историей, на наш взгляд, является непростительным упущением. Как следствие, выпускник университета в реальной жизни не оправдывает звания человека с университетским образованием, и скорее становится специалистом с крайне ограниченным набором знаний и узким кругозором.

В1865 году в статье «Скульптура, живопись и музыка» Н. В. Гоголь писал: «Благодарность зиждителю мириад за благость и сострадание к людям! Три чудные сестры посланы им украсить и усладить мир: без них он бы был пустыня и без пения катился бы по своему пути» [4, с. 17]. Человека, связанного по роду деятельности с музыкой, но недостаточно знакомого с мировой культурой в целом, нельзя назвать не только профессионально подготовленным, но и просто образованным. Такой человек и есть та самая пустыня, о которой говорит Гоголь.

Все без исключения исторические эпохи, начиная с античности и до наших дней находили свое отражение в произведениях искусства, будь то пластические и визуальные искусства, архитектура, литература и музыка. Ни одна отрасль гуманитарной деятельности человека не существует изолированно, сама по себе – все они теснейшим образом взаимодействуют друг с другом, влияют и обогащают друг друга. Данная статья обращается к необходимости изучения студентами-музыкантами истории искусств, именно исходя из того, что музыка и искусство развиваясь параллельно, проходят в своем развитии через одни и те же стадии, и в конечном итоге, воспроизводят по-своему окружающий мир, пользуясь собственными творческими методами.

Студенты кафедры музыкальной педагогики АГПУ изучают историю музыки в отрыве от истории смежных искусств, что является огромным упущением, поскольку история музыки – это часть всеобщей истории культуры. Более того, искусство как таковое, являясь отражением закономерностей, происходящих в обществе на том или ином историческом этапе со временем становится неким связующим звеном между прошлым и современностью.   Восприятие любого объекта искусства, будь то музыкальное произведение, картина, скульптура, архитектурный объект или литературное произведение будет наиболее полным для человека, который достаточно хорошо представляет в какую именно эпоху оно было создано, и как именно особенности этой эпохи, ее идеалы, эстетика и философия отразились  в нем. Таким образом, изучая историю искусств, студент детально и наглядно знакомится с фактическими и историческими реалиями того или иного периода.

Давними и глубокими корнями искусство связано с религией, которая уже в доисторические времена содействовала зарождению искусства, на протяжении веков религиозные образы и  концепции становились основой сюжетов во всех видах искусства. Следовательно, изучая историю искусств, студент одновременно знакомится с историей религии, от язычества и до современности. Так, античная скульптура, изображения языческих богов отсылают нас к античной мифологии, сюжеты которой уже несколько тысячелетий служат питательной средой как для изобразительного искусства, так и для художественной литературы и, разумеется, музыки. Позднее, европейское искусство, став результатом органической связи с христианством, зарождалось, и во многом продолжает свое существование в неразрывной связи с музыкой.

Изобразительное искусство, тем самым, следует понимать как феномен, отображающий и обобщающий культурный опыт человечества, своего рода иллюстрацию истории цивилизации. Пользуясь современной терминологией можно говорить об искусстве как о средстве массовой информации прошедших эпох.

Помимо культурологического родства между искусством и музыкой, эти два феномена родственны семантически, и это очевидно уже потому, что многие художественные формы используют похожие описательные термины по предметам искусства. Музыка, живопись, драма и архитектура используют такие термины, как повторение, разнообразие, интенсивность, ритм, диалог, баланс, единство и т. д. Однако, еще больше общего мы находим в музыкальной и художественной терминологии – как в музыке, так и в изобразительном искусстве используются понятия тембр, колорит, нюанс, гамма, палитра и др.

«В живописи колорит — наиболее музыкальный элемент, в музыке — наиболее живописный. Таким образом, в каждом из этих искусств колорит как бы ведет в сторону другого, вторгается в его область. В своем колорите музыка и изобразительное искусство словно тянутся навстречу друг другу. И когда они соединяются, колорит оказывается звеном их синтеза, точкой их соприкосновения».

Сопоставления музыки и живописи не ограничиваются лишь областью колорита, тембра. Жан-Жак Руссо уподоблял мелодию в музыке рисунку в живописи; Б. В. Асафьев видел в мелодии «душу музыки», а в рисунке — «душу живописи». М. Сарьян писал: «Если ты проводишь черту, то она должна звучать, как струна скрипки: или печально, или радостно. А если она не звучит – это мертвая линия. И цвет то же самое, и все в искусстве так». Ритм, являясь основой поэзии и музыки, выступает также и как неотъемлемый компонент архитектуры и живописи.

Неразрывно связаны между собой слуховое и зрительное восприятие. Уже в древности эту связь использовали во время проведения священных мистерий, в которых соединялись зрелища, музыка, песнопения и танец. Особое значение устроители мистерий придавали звуковым и световым эффектам, как способным вызывать наиболее сильные эмоции у участников таинства. Способность музыки вызывать у слушателя яркие зрительные представления, позволяет композиторам создавать музыкальные картины («Рассвет на Москве-реке» М. П. Мусоргского, «Времена года» П. И. Чайковского, «Утро» Э. Грига, «Лунный свет» К. Дебюсси, «Игра воды» М. Равеля и др.). В то же время, определенные сочетания линий, цвета в живописи могут вызывать у зрителя ощущения звука, создавая так называемый эффект звучащей живописи.

Таким образом, изучение истории искусств для студентов отделения музыкального образования педагогического университета должно способствовать решению следующих задач:

• знакомству с моделями эволюции, связанными с событиями в истории западного искусства, от античности до современности;

• развитию представления о культурной значимости произведений искусства в историческом и современном контексте;

• умению связать основные события и тенденции в истории изобразительного искусства с аналогичными или параллельными событиями в музыке;

• умению анализировать взаимосвязь и взаимодействие между историей искусства, религией, философией и литературой.

Суммируя вышеизложенное можно с уверенностью утверждать, что включение предмета История искусств в учебную программу студентов отделения музыкального образования педагогического университета чрезвычайно способствовало бы воспитанию квалифицированных кадров, становлению личности с широким кругозором, не ограничивающейся узкоспециальными задачами. Сегодня в школе ощущается сильнейшая нехватка преподавателей, способных стать примером для подражания для учеников. В наше время, когда любую информацию без особых усилий можно почерпнуть в интернете, роль эрудированной и высокоинтеллектуальной личности, становится как никогда важной. Расширение списка гуманитарных дисциплин, изучаемых в педагогическом вузе самым непосредственным образом может способствовать воспитанию такой личности. 

 

Список литературы:
1. Асафьев Б. В. Русская живопись. Мысли и думы. Л.; М., 1966
2. Ванслов В. В. Всестороннее развитие личности и виды искусства. М., 1963.
3. Гнедич П., История искусств, Красноярск, 1994
4. Гоголь Н.В., Скульптура, живопись и музыка, Собрание сочинений в шести томах, т. VI.
5. Руссо Ж.-Ж. Избранные сочинения. Т. 1. М., 1961.
6. Сарьян М., Из моей жизни, М., 1970
7. Газета «Коммерсант» от 28 сентября 2017.