ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТРАДИЦИОННЫХ И НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В КОРРЕКЦИИ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДИЗАРТРИЕЙ
Конференция: LXXXVI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Секция: Коррекционная педагогика
LXXXVI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТРАДИЦИОННЫХ И НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В КОРРЕКЦИИ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДИЗАРТРИЕЙ
USE OF TRADITIONAL AND NON-TRADITIONAL TECHNOLOGIES IN THE CORRECTION OF SOUND PRONUNCIATION IN SENIOR PRESCHOOL CHILDREN WITH DYSARTHRIA
Mariam Tatevosyan
Graduate student, Department of Correctional Pedagogy, Academy of Psychology and Pedagogy SFU, Russia, Rostov-on-Don
Galina Karantysh
Scientific supervisor, Doctor of Biology, Professor, Department of Correctional Pedagogy, Southern Federal University, Russia, Rostov-on-Don
Аннотация. в статье рассматриваются традиционные и нетрадиционные технологии коррекции звукопроизношения у старших дошкольников с дизартрией, комплексное использование которых, позволяет повысить эффективность логопедической работы, сократить время постановки и автоматизации звуков.
Abstract. the article discusses traditional and non-traditional technologies for correcting sound pronunciation in older preschool children with dysarthria, the integrated use of which can increase the efficiency of speech therapy work, reduce the time for setting and automating sounds.
Ключевые слова: дизартрия, старшие дошкольники, коррекция звукопроизношения, традиционные и нетрадиционные технологии.
Keywords: dysarthria, older preschoolers, sound pronunciation correction, traditional and non-traditional technologies.
В настоящее время одной из актуальных проблем коррекционной педагогики является нарушение речи у детей старшего дошкольного возраста. Данный возрастной период является важнейшим этапом, так как связан с переходом ребенка в весьма значительный этап его жизни – поступление в школу. Одним из показателей готовности ребенка к обучению в школе является правильная речь, которая дает возможность ребенку общаться, успешно усваивать образовательную программу. Дети к этому возрасту в норме уже должны освоить звукопроизносительные навыки, иметь достаточно большой пассивный и активный словарь, уметь грамотно строить предложения. Однако процесс овладения речью детьми дошкольного возраста не является столь однозначным. В связи с этим, одной из наиболее актуальных проблем логопедической работы является проблема развития и коррекции звукопроизносительной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями [4].
Логопедия стремительно развивается, появляются новые технологии, которые ранее не использовались в практике учителя-логопеда. Еще одним из актуальных вопросов современной логопедии является интеграция достижений смежных наук в практическую деятельность логопеда с целью повышения эффективности коррекционного процесса.
Сочетание новых технологий с классическими логопедическими технологиями, позволит повысить эффективность реабилитационного процесса. В связи с чем, целесообразно проводить логопедическую работу используя как традиционные, так и не традиционные методы работы.
Целью данной работы явилось проведение анализа традиционных и нетрадиционных логопедических технологий, используемых для коррекции нарушения звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией.
Основное содержание. В «Понятийно-терминологическом словаре логопеда» В. И. Селиверстова под звукопроизношением понимается процесс образования речевых звуков, осуществляемый энергетическим (дыхательным), генераторным (голосообразовательным) и резонаторным (звукообразовательным) отделами речевого аппарата при регуляции со стороны центральной нервной системы [7].
Овладение ребенком правильным произношением всех звуков речи занимает довольно длительный период времени – примерно от года до пяти (реже – до шести) лет. Ребенок достигает довольно высокого уровня в речевом развитии к шести годам. На седьмом году жизни ребенок овладевает правильным звуковым оформлением слов, четко и ясно их произносит, имеет достаточный словарный запас, и, как правило, грамматически правильно выстроенную речь. Если этого не произошло, то приходится говорить уже о патологии, вызванной теми или иными причинами, не позволившими ребенку овладеть правильным звукопроизношением. Соответственно данная категория детей нуждается в сопровождении учителя-логопеда.
Проблеме изучения дизартрии посвящены работы, Е. Ф. Архиповой, Е. Н. Винарской, М. В. Ипполитовой, М. В. Лопатиной, Р. И. Мартыновой, Е. М. Мастюковой, О. В. Правдиной, К. А. Семенова, О. А. Токаревой Т. Б. Филичевой, М. Е. Хватцева, и другие.
По словам Л. С. Волковой и Т. Б. Филичевой, дизартрия – это нарушение звукопроизносительной и просодической стороны речи, обусловленные недостаточностью иннервации речевого аппарата, связанное с органическим поражением центральной и периферической нервных систем.
Е. М. Мастюкова, К. А. Семенова, и М. Я. Смуглин утверждали, что: «Одни авторы относят к дизартрии только те формы речевой патологии, при которых нарушения звукопроизносительной стороны речи обусловлены парезами и параличами артикуляционных мышц. Другие толкуют понятие «дизартрия» более широко и относят к ней все нарушения артикуляции, фонации и речевого дыхания, возникающие в результате поражения различных уровней ЦНС [6].
Дизартрия у детей проявляется двумя основными синдромами – нарушением фонетической стороны речи и ее ритмико-мелодикоинтонационной окраски. По определению Е. Ф. Архиповой, в клинической характеристике дизартрии обнаруживается общность двигательного и речевого расстройства, т. е. патология эфферентной и афферентной регуляции процессами рече- и голосообразования. Неоднородность клинической картины дизартрии выявляет своеобразие голосового нарушения при данном речевом расстройстве [1].
Итак, главными проявлениями дизартрии являются: фонетические и фонематические нарушения, нарушения просодики и лексико-грамматического компонента языка, расстройство общей, мелкой и артикуляционной моторики. В зависимости от сочетания проявлений детей с дизартрией можно условно разделить на группы, различающиеся характером и сложностью нарушений. Особенностью данных нарушений является то, что они носят стойкий характер.
Вопросами дифференциальной диагностики дизартрии у детей дошкольного возраста занимались: Р.И. Мартынова, Л.В. Мелехова, И.Б. Карелина, Э.Я. Сизова, Э.К. Макарова, Р.А. Белова-Давид, Е.Ф. Архипова.
Вопросами коррекции дизартрии занимались: В.А. Киселева, Л.В. Лопатиной, О.В. Правдина, Е.М. Мастюковой, Н.В. Серебряковой, Е.Ф. Соботович, К.А. Семенова.
Теоретическое обоснование необходимости логопедического массажа в комплексной коррекционной работе встречается в работах О.В. Правдиной, К.А. Семеновой, Е.М. Мастюковой, М.Б. Эйдиновой.
Авторы специальной литературы З. Е. Агранович, Е. А. Борисова, Г. С. Швайко, В. И. Селиверстов рекомендуют применять дидактические игры в целях корректировки неправильной речи у дошкольников.
К авторам, активно разрабатывающим вопросы применения нейрогимнастики в коррекции дизартрии, можно отнести В.А. Цинзерлинг, А.Д. Сапаргалиеву, С.В. Медведева, Ю.И. Вайншенкер.
Е.В. Архипова, Т.В. Сорочинская, Р. Г. Бушлякова предлагают вести коррекционно-логопедическую работу приемами нейростимуляции.
Традиционные технологии коррекции звукопроизношения у детей (артикуляционная гимнастика, логопедический массаж, дидактические игры), направлены на устранения недостатков периферического характера без учета работы центрального отдела речевого аппарата [3]. Так как данные методики не позволяют осуществить связь между центральным и периферическим отделом речевого аппарата, тем самым, недостаточно эффективны при коррекции речевых нарушений, обусловленных причинами органического характера. Возникает противоречие между необходимостью коррекции звукопроизношения у детей с дизартрией и невозможностью устранения в полном объеме неврологических нарушений традиционными средствами.
На сегодняшний день в коррекционной педагогике получили широкое распространение нетрадиционные методы. Существуют как аппаратные, так и безаппаратные методы коррекции, которые могут быть использованы в практике специалистов «службы сопровождения»: неврологов, логопедов, психологов, реабилитологов, дефектологов.
В качестве аппаратных методов выступают: электромиостимуляция; трансмагнитная стимуляция; транскраниальная электростимуляция; биоакустическая коррекция; микротоковая рефлексотерапия; ДЭНС – терапия; микрополяризация. Указанные процедуры, осуществляющие прямое воздействие на головной мозг, позволяют повысить эффективность логопедической работы, сократить время постановки и автоматизации звуков [8; 9].
Стимуляция периферических звеньев речедвигательной системы способствует функциональному и анатомическому дозреванию ее корковых отделов.
В настоящее время разработаны специальные технологии безаппаратного (непрямого) воздействия, которые могут быть использованы в коррекционной работе: Бобат терапия, мозжечковая стимуляция; биоэнегропластика; кинезиотерапия; точечный массаж; фасциальное тейпирование. Рассмотрим данные технологии.
Бобат-терапия – это современная реабилитационная методика, позволяющая восстановить тонус мышц, возобновить моторную функцию двигательного аппарата и развить мелкую моторику рук.
Методика Бобат направлена на восстановление нервных клеток путем как физических, так и мыслительных упражнений. Для каждого пациента бобат-терапия формирует индивидуальный подход.
В основе методики – лечение движением, получившее название кинезитерапии. Специалист управляет движениями ребенка, одновременно контролируя его реакции на трех уровнях: голова – плечевой пояс – тазовый пояс. Когда одна из этих зон пассивно перемещается (руками терапевта), активизируются реакции выпрямления, равновесия. При развитии в норме эти рефлексы закладываются и закрепляются между первыми 6-8 месяцами жизни, а простейшие – начиная с одного месяца.
Бобат-терапия помогает ребенку освоить все позиции, являющиеся естественными. Постоянное повторение поз – лежание, стойка на четвереньках, сидя или на корточках – закрепляет правильность движений и упрощает стабилизацию вертикального положения. Со временем правильные позиции начинают превалировать, вытесняя патологические и переходя на уровень безусловных рефлексов [11].
Мозжечковая стимуляция. Метод мозжечковой стимуляции – один из эффективных нейропсихологических методов, способных комплексно воздействовать на развитие речи, чтения, письма у детей. Мозжечковая стимуляция – это система физических упражнений, направленных на совершенствование функций мозжечка и базальных ганглиев структур мозга, которые активно участвуют в формировании речи [10].
Данный метод предполагает выполнение упражнений с использованием нейропсихологического оборудования: батута, балансировочной доски для мозжечковой стимуляции Бильгоу, диска для тренировки равновесия, сенсорных мячиков, специального подвесного оборудования, диска для тренировки равновесия.
Биоэнегропластика. Термин «биоэнергопластика» состоит из двух слов: биоэнергия и пластика. Биоэнергия – это та энергия, которая находится в человеке. Пластика – это плавные движения тела, рук, что и является основой биоэнергопластики. Для коррекционной работы логопедов в момент выполнения артикуляционного упражнения рука показывает, где и в каком положении находится язык, нижняя челюсть или губы. Синхронизируя движения руки и органов артикуляционного аппарата, можно выработать контроль над качеством произношения звуков у детей. Движения кисти и пальцев рук многократно усиливают импульсы, идущие к коре головного мозга от органов артикуляционного аппарата. Синхронизация приводит к возбуждению речевых центров головного мозга. Это усиливает согласованную деятельность речевых зон и способствует улучшению артикуляционной моторики, а значит, улучшению звукопроизношения.
Кинезиотерапия. Межполушарные связи играют важную роль в преодолении нарушений звукопроизношения их можно развить при помощи кинезиотерапии. Данная терапия, основанная на развитие головного мозга через движения. Кинезиотерапия включает в себя следующие виды упражнений:
- гомолатеральные (односторонние), движения выполняются одной рукой или ногой, сначала правой, затем левой;
- гетеролатеральные, движения выполняются двумя руками одновременно;
- гетеролатеральные с пересечением средней линии тела;
- упражнения на скручивания;
- упражнения для развития мелкой моторики;
- глазодвигательные упражнения;
- упражнения на релаксацию.
Точечный массаж. Точечный массаж является непрямым механическим способом воздействия. Данный метод способствует активизации артикуляционных мышц, улучшению речевого дыхания, повышению силы голоса. Массаж приводит к нормализации мышечного тонуса, воздействуя на нервные окончания, кровеносные сосуды и ткани речевого аппарата. Однако при дизартрических расстройствах нарушаются двигательные функции всего организма в целом, а не только речевого аппарата, поэтому чаще всего случаях целесообразно нормализовать мышечный тонус и двигательные функции всего организма, А это повлечет за собой нормализацию мышц артикуляционного аппарата, а соответственно и звукопроизносительной стороны речи.
Тейпирование. Метод тейпирования может быть использован логопедами в коррекционной практике тех случаях, когда необходима коррекция мышечного тонуса и улучшение функциональной активности мышц: дизартрии, ринолалии, дислалии, заикании, некоторых видах дисграфии.
Метод тейпирования пришел из спортивной медицины. Данный метод использовался для профилактики спортивных травм, восстановления мышц, связок и суставов после тяжелых физических нагрузок. В настоящее время существует несколько видов метода тейпирования.
Кинезиологическое тейпирование – современное направление, на сегодня активно используется во всем мире. Метод кинезиологического тейпирования был разработан японским доктором Кензо Касе в 1973 г. Кинезиологические тейпы улучшают микроциркуляцию в тканях, улучшают мышечный тонус и мелкую моторику, стимулирюет нервные окончания.
В логопедической практике для аппликаций на мускулатуру лица и шеи оптимальными являются тейпы, изготовленные на основе хлопка и спандекса, а также хлопка и эластана. Они обладают достаточной эластичностью и воздухопроницаемостью.
Тейпы могут накладываться в проекции круговой мышцы, для формирования смыкательного рефлекса губ и улучшения произношения губных звуков. Аппликации в проекции гайморовых и лобных пазух дают улучшение носового дыхания и улучшают дифференциацию носового и ротового выдоха. Тейпирование в проекции ножек и купола грудо-брюшной диафрагмы улучшает физиологическое и речевое дыхание. Тейпирование шейно-воротниковой зоны нормализует кровоснабжение головного мозга, уменьшает гипоксию, а также влияет на нормализацию тонуса языка. Тейпы, наложенные в проекции гортани, стимулируют работу верхнего и нижнего гортанных нервов, снимают напряжение в голосовых связках, улучшают состояние голоса [5].
Таблица 1.
Традиционные и нетрадиционные методы коррекции дизартрических нарушений речи
Авторы |
Методы, подходы |
Эффективность |
Традиционные методы |
|
|
М.Е. Хватцев, О.В. Правдина, М.В. Фомичева |
Пассивная артикуляционная гимнастика |
Укрепление мышц речевого аппарата. Увеличение подвижности структур, необходимых для произношения звуков. Увеличение амплитуды движений. Выработка и автоматизация правильных речевых паттернов. Нормализация мышечного тонуса артикуляционных мышц. Подготовка ребенка к правильному произношению звуков. |
И.З. Заблудовский О.В. Правдина, К.А. Семенова, Е.М. Мастюкова |
Логопедический массаж |
Позволяет привести к норме тонус мышц в речевом аппарате. Улучшает кровоснабжение и питание тканей. Позволяет убрать беспокоящие симптомы. Нормализует артикуляцию, улучшает иннервацию. |
З. Е. Агранович, Е. А. Борисова, Г. С. Швайко, В. И. Селиверстов |
Дидактические игры |
Позволяют установить контакта логопеда с ребенком; Активизируют формирование произвольности психических процессов; Развивают умения распознавать и различать звуки по высоте и силе; Формируют безбоязненное общение в среде сверстников. |
А.Н. Стрельникова |
Дыхательная гимнастика |
Развивает дыхание и позволяет корректировать его нарушения; Позволяет формировать дифференциацию носового и ротового вдоха и выдоха. |
В.М. Бехтерев, В.А. Гиляровский, В.А. Киселева, Н.С. Самойленко, Н.А. Власова, Г.А. Волкова |
Логоритмика |
Развивает чувство ритма, слухового внимания. Позволяет формировать, развивать и корректировать слухо-зрительно-двигательную координацию. Расширяет и обогащает словарный запас. Позволяет формировать связную речь и грамматический строй. Способствует снижению импульсивности. Формирует артикуляционную базу звуков. Развивает фонематический слух. |
Нетрадиционные методы |
|
|
Б. Бобат, К. Бобат |
Бобат терапия |
Восстанавливает мышечный тонус и стимулирует развитие правильной моторики. |
Ф. Белгау |
Мозжечковая стимуляция |
Стимуляция работы ствола головного мозга и мозжечка. Развитие координации и ловкости. Развитие и тренировка зрительно-моторной координации, а так же связи «рука-глаз». Развитие саморегуляции, контроля и внимания. |
Р. Г. Бушлякова. |
Биоэнергопластика |
Повышает интерес детей к занятиям. Активизирует естественное распределение биоэнергии в организме. Укрепляет мышцы артикуляционного аппарата. Развивает гибкость отдельных частей речевого аппарата. Развивает координацию движений и мелкую моторику рук. |
Дж.Гудхарт. |
Кинезиотерапия |
Позволяет активизировать межполушарное воздействие; Повышает способность к произвольному контролю. Коррекция основных психических процессов. |
Кензо Касе |
Фасциальное тейпирование |
Позволяет воздействовать на рецепторы в мышцах. Улучшается лимфоток и микроциркуляция в мышцах. Позволяет формировать новый физиологический двигательный стереотип. Позволяет восстановить сознательный контроль над движением губ. Способствует формированию диафрагмального типа дыхания. |
Особенности нетрадиционных методов
Методы, подходы |
Особенности метода, подхода |
Бобат терапия |
В основе метода отработка движений: ползание, поднятие на ножки, ходьба и т.д. Благодаря многократному повторению упражнений, корректная двигательная активность вытесняет патологическую, формируется правильная мышечная память. |
Мозжечковая стимуляция |
В основе метода физических упражнения, которые направленны на совершенствование функций мозжечка и ствола — структур мозга, активно участвующих в формировании движений, речи, координации. |
Биоэнергопластика |
В основе метода соединение движений органов артикуляционного аппарата с движениями кисти руки. Система упражнений способствует развитию подвижности речевого аппарата, что влияет на точность в усвоении артикуляционных укладов. |
Кинезиотерапия |
В основе метода комплекс движений, которые позволяют активизировать межполушарное воздействие, синхронизировать работу полушарий, развить мелкую моторику, внимание, мышление память. |
Фасциальное тейпирование |
В основе метода накладывание кинезио тейпа на необходимые области. В результате стимулируются нервные окончания, улучшается микроциркуляция в тканях, улучшается мышечный тонус. Тейпирование подъязычного нерва - вспомогательная методика, которая широко используется при комплексной коррекции звукопроизношения. |
Таким образом, в данной статье рассмотрены особенности формирования звукопроизношения у детей с дизартрией, традиционные и нетрадиционные технологии, которые используются специалистами в коррекционной работе. Каждая из перечисленных технологий обладает высокой эффективностью, оказывают положительное воздействие на развитие речи. Однако, с целью повышения эффективности, целесообразно применять традиционные и нетрадиционные технологии в комплексе для реабилитации старших дошкольников с дизартрией.