РАЗВИТИЕ ЛЕКСИКО-СЕМАНТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЛОВЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Конференция: LVI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Секция: Коррекционная педагогика
LVI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
РАЗВИТИЕ ЛЕКСИКО-СЕМАНТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЛОВЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
THE DEVELOPMENT OF LEXICAL AND SEMANTIC IDEAS ABOUT THE WORD IN PRIMARY SCHOOLCHILDREN WITH GENERAL SPEECH UNDERDEVELOPMENT
Ilona Korolkova
Teacher-speech therapist, MBDOU kindergarten №15, Russia, Belgorod
Anna Bolotnova
Teacher-speech therapist, MBOU "Lyceum № 32", Russia, Belgorod
Daria Karpelyanskaya
Teacher-speech therapist, MBOU "Secondary School № 37", Russia, Belgorod
Аннотация. В данной статье рассматриваются особенности развития лексико-семантических представлений о слове у младших школьников с общим недоразвитием речи, а также обозначены причины возникновения трудностей овладения лексико-грамматическими основами у младших школьников.
Abstract. This article examines the features of the development of lexical and semantic ideas about the word in primary schoolchildren with general speech underdevelopment, and also identifies the reasons for the emergence of difficulties in mastering the lexical and grammatical foundations in younger schoolchildren.
Ключевые слова: лексико-семантические представления, речевые нарушения, речевая деятельность, общее недоразвитие речи.
Keywords: lexical and semantic representations; speech disorders; speech activity; general speech underdevelopment.
Интерес к изучению детской речи остается актуальным в современной педагогической науке, потому что именно уровень сформированности лексико-семантического представления о слове является показателем общего развития ребенка. В современном мире (по данным статистики) увеличивается процент детей с речевыми нарушениями. Одним из распространенных является общее недоразвитие речи. Из наиболее значимых симптомов общего недоразвития речи, является несформированность лексико-семантического аспекта.
На основе анализа речевой деятельности, обучающихся начальной школы с недоразвитием речи различного генеза, можно проследить проявления сложности в употреблении речевых единиц. Это отражается в аграмматизме, неправильных семантических заменах, а также стереотипных ответах. Все эти нарушения определяются формой речевого дефекта, социальным фактором жизни ребенка и его возрастом.
Нарушения формирования лексики у детей с ОНР, по мнению Р.И. Лалаевой проявляются в скудности словарного запаса, несоответствии объема пассивного и активного словаря, неконкретном употреблении слов в вербальных парафазиях, трудностях актуализации словаря и несформированности семантических полей [1].
Дети с речевыми нарушениями младшего школьного возраста, понимают значения слов (объем их пассивного словаря близок к норме), но применение слов в экспрессивной речи вызывает большие затруднения.
В активном словаре преобладают существительные и глаголы, реже употребляются слова, характеризующие качества, признаки, состояния предметов и действий, а также способы действий. Из числа прилагательных употребляются преимущественно качественные, обозначающие непосредственно воспринимаемые признаки предметов — величину, цвет, форму, некоторые свойства предметов.
Наиболее характерные особенности развития лексико-семантической сферы обучающихся с речевым недоразвитием были выявлены А.В. Ястребовой, которая увидела их в «бедности морфологических обобщений, низкой актуализацией, усваиваемых в процессе обучения слов» [2].
Одним из важных вопросов при работе с младшими школьниками с нарушениями речи, является вопрос возникновения ошибок при назывании предметов и действий. Этот вопрос был описан Л.Ф. Спировой при классификации лексических ошибок, допускаемых детьми с речевой патологией. Автор объясняет их возникновение смысловым сходством слов. Проведя анализ, словестных замен, Л.Ф. Спирова выявила определенную закономерность, которая выражается в расширенном использовании слов [2].
Еще одним признаком недоразвития речевой сферы детей является неточное и неправильное употребление слов, которое проявляется в вербальных парафазиях. Несколько вариантов не правильного применения слов (чрезмерно абстрактное и слишком узкое) отмечены в работах Т.Б. Филичевой и Г.В. Чиркиной. Большинство детей с ОНР смешивают названия предметов, похожих по внешним признакам, а так же названия предметов сходных по назначению. Замена родовых понятий видовыми, а так же замена названий предметов названиями действий, еще одно проявление вербальных парафазий [3].
Наряду со смешением слов по родовидовым отношениям наблюдаются и замены слов на основе других семантических признаков:
а) на основе сходства по признаку функционального назначения (миска - тарелка, метла - щетка и др.)
б) замены слов обозначающих предметы внешне сходные (сарафан - фартук, фонтан-душ, майка - рубашка, подоконник - полка и др.)
в) замены слов, обозначающих предметы, объединенные общностью ситуации (каток - лед, вешалка - пальто)
г) смешения слов, обозначающих часть и целое (воротник - платье, паровоз - поезд)
д) замена обобщающих понятий словами конкретного значения (обувь - ботинки, посуда - тарелки)
е) использование словосочетаний в процессе поиска слова (кровать - чтобы спать, щетка - зубы чистить)
ж) замены слов обозначающих действия или предметы словами существительными (открывать - дверь, играть - кукла), или наоборот, замена существительных глаголом (лекарство – болеть).
К вопросам развития лексико-семантического развития и возможности формирования его у детей с нарушением речи обратилась С.Н. Шаховская. Она изучила возможность развития речевой системности у детей с ОНР. По данным её исследования задержка формирования семантических полей у детей с ОНР, вызвана трудностью усвоения единства формы и значения слова, что проявляется в уменьшении количества логических связей и недостаточности их объема, что приводит к несформированности синтагматических и парадигматических союзов. А так же к неумению применять языковые единицы. С.Н. Шаховская, обращает наше внимание на недоразвитие динамических структур значений слов, на их неправильную группировку. Речь большинства детей с недоразвитием неточна, по значению: проявляются системные изменения и расширения значения слов с взаимозаменами. Нарушения речевой стороны охватывают все признаки слова, лексический запас не развивается, как система множественных связей [4].
Количество семантических нарушений младших школьников с ОНР очень многообразно: слабая дифференциация значений, медленное усвоение многозначных слов, незнание точных смыслов слов, неумение использовать способы лексико-семантических вариантов, неправильное использование прямой и косвенной речи, нарушение норм лексики – «таков далеко неполный перечень недочетов, заметно ограничивающий семантический кругозор детей с нарушение речи». Все это приводит к нарушению лексических норм, неправильному их употреблению в составе речи.
Кроме того, была обнаружена слабость смысловых ассоциаций, замедление темпа перехода от конкретных значений к абстракции. У большинства детей вызвало трудность применение переносных значений слов. Особенностью детей с речевой патологией являются стойкие речевые неточности, которые вызваны сложностью усвоения вторичных смыслов, незнанием законов смыслового соответствия, нарушением лексического сочетания слов, трудностью употребления близких по значению слов.
Нарушение развития лексических реакций у детей с ОНР проявляется и в более позднем формировании лексической системности, организации семантических полей, качественном своеобразии этих процессов. Л.С. Выготский рассматривал формирование обобщающих понятий как сложный внутренний психический процесс, включающий в себя постепенно развивающееся понимание нового слова, собственное применение его ребенком и в заключении действительное освоение его. У младших школьников с общим недоразвитием речи, усвоение обобщающих понятий происходит аномально, неравномерно, с большим отставанием в своем развитии.
Формирование лексической системности, семантических полей проявляется не только в характере вербальных ассоциаций, но и в особенностях классификации слов на основе семантических признаков. Так, выполнение заданий на группировку семантически близких слов сопровождается большим количеством ошибок. При группировке существительных младшие школьники с ОНР часто не выделяют общий понятийный признак, а осуществляют классификацию на основе общности ситуации, функционального назначения.
Обучающиеся младшего школьного возраста с ОНР часто допускают ошибки при подборе синонимов и антонимов. При этом наблюдается разнообразный характер ошибок. В процессе поиска слов-антонимов дети с ОНР часто теряют цель задания, противопоставляют слова по несущественным, ситуативным признакам. Вследствие этого часто воспроизводят слова, не противоположные по значению, а другие, семантически близкие слову-антониму, что свидетельствует о неумении выделить существенный признак исходного слова.
У младших школьников с ОНР недостаточно сформированы системные отношения между лексическими единицами языка. Можно выделить целый комплекс причин данного явления:
-трудности выделения существенных дифференциальных семантических признаков, на основе которых противопоставляется значение слов;
-недоразвитие мыслительных операций сравнения и обобщения;
-недостаточная активность процесса поиска слова;
-несформированность семантических полей внутри лексической системы языка;
-неустойчивость парадигматических связей внутри лексической системы языка;
- ограниченность объема словаря, что затрудняет выбор нужного слова.
Исходя из анализа научной и методической литературы по проблеме формирования лексико-семантических представлений о слове у младших школьников с общим недоразвитием речи, можно сделать вывод, что развитие лексико-семантических представлений о слове у младших школьников с общим недоразвитием речи характеризуется целым рядом трудностей и проблем, которые связаны с недостаточностью объема и количества лексических связей, неумением применять языковые единицы, слабым лексическим запасом, несформированностью множественных связей, трудностями усвоения единства формы и значения слова, семантическими нарушениями парадигматического и синтагматического характера, стойкими речевыми неточностями, несформированностью системных отношений между лексическими единицами языка.