Игра как основа формирования интеллектуально-творческой сферы старших дошкольников в процессе раннего иноязычного образования
Конференция: XII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Секция: Теория и методика обучения и воспитания
XII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Игра как основа формирования интеллектуально-творческой сферы старших дошкольников в процессе раннего иноязычного образования
The game as a basis for the formation of the intellectual and creative sphere of senior preschoolers in the process of early foreign language education
Marina Gruzdeva
Teacher-Methodologist, Private educational institution "Mariol", Russia, Voronezh
Аннотация. В статье определяется роль игровой деятельности старших дошкольников в качестве основы формирования их интеллектуально-творческой сферы на раннем этапе обучения иностранным языкам. Рассматривая функции разных видов игр и опираясь на анализ научных исследований, автор делает вывод о важности их применения в обучении как мощного стимула и прочного основания для развития познавательных и творческих способностей ребенка старшего дошкольного возраста.
Abstract. The role of gaming activity of older preschool children as the basis for the formation of their intellectual and creative sphere in the early stage of teaching foreign languages is defined in the article. Considering the functions of different types of games and relying on the analysis of scientific research, the author concludes the importance of their use in teaching as a powerful stimulus and a solid foundation for the development of the cognitive and creative abilities of a child of senior preschool age.
Ключевые слова: игровая деятельность; интеллектуально-творческая сфера; старший дошкольник; раннее обучение иностранным языкам.
Keywords: gaming, intellectual and creative sphere; senior preschooler; early learning foreign languages.
Одним из приоритетных направлений государственной образовательной политики на современном этапе является раннее иноязычное образование, которое обеспечивает старших дошкольников возможностью познавательно-творческого развития и является одним из эффективных средств формирования их интеллектуально-творческой сферы.
Определение и поиск путей решения ребенком познавательно-творческих задач в иноязычном аспекте реализуется с помощью основного вида деятельности в данном возрасте – игре.
Жизнь и развитие ребенка неразрывно связано с игрой. Посредством игровой деятельности, воспроизводящей жизнь общества, ребенок приобщается к миру взрослых. Игра представляет собой инструмент, с помощью которого формируются и развиваются определенные познавательные операции, коренным образом изменяя позицию ребенка по отношении к окружающему миру.
Развивающее значение игры в формировании умений, навыков и свойств личности ребенка невозможно переоценить. Обучающая игровая деятельность помогает развить такие важные предпосылки креативности как фантазия, воображение и интерес. Игра способствует формированию наглядно-образного мышления, способствует проявлению инициативы, поисков разнообразных способов достижения цели, учит взаимодействию с окружающими. В этой связи задачей педагога становится нахождение такого способа организации игровой деятельности, в результате которого стимулировались бы все процессы, способствующие развитию познавательных и творческих способностей старших дошкольников.
Изучением вопросов влияния игры на развитие интеллектуально-творческой сферы детей дошкольного возраста занимались С.Г.Якобсон, Н.В.Нижегородцева, Л.И.Божович и др. В их работах проанализированы различных виды игр: предметная, дидактическая, режиссерская и сюжетно-ролевая, занимающая в этом списке центральное место. По мнению Д.Б.Эльконина, именно этот вид игры способствует развитию наиболее существенных изменений в психической сфере ребенка, которые подготавливают его к новой ступени развития [1]. Сюжетно-ролевая игра создает все условия для проявления важнейшей способности – осуществлять свою деятельность в соответствии с представлениями, то есть производить манипуляции с одним предметом, представляя на его месте другой. Следуя мысли Л.С.Выготского о том, что «игра ребенка не есть простое воспоминание о пережитом, но творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой действительности, отвечающей запросам и влечениям самого ребенка» [2], можно сказать, что игра является способом реализации творческих, исследовательских и созидательных потребностей ребенка.
Благодаря групповому характеру сюжетно-ролевых игр развиваются социально значимые качества ребенка. В ходе игровой деятельности у дошкольников формируется навык координирования своих действий с другими, развивается способность осуществлять контроль над своими действиями, поведением, эмоциями и чувствами. Исполняемая ребенком роль помогает ему научиться следовать присущим ей нормам поведения, а также сориентироваться в сфере правил человеческих отношений, в процессе чего формируется его духовно-нравственная сфера.
Игровая деятельность предоставляет естественный метод развития оригинальности и гибкости мышления, способности воплощать и развивать свои идеи и замыслы. Увлекательным для детей является сам процесс игры, а также импровизация и экспериментирование, которые необходимы для развития творческих способностей. В познавательном плане игровая деятельность, в процессе которой требуется умение запоминать и затем воспроизводить нужные сведения, способствует развитию произвольного запоминания, что является одним из основных достижений детей старшего дошкольного возраста.
Дидактические игры, сочетающие учебную направленность и игровую форму, способствуют развитию интереса дошкольников к изучаемому предмету и повышают эффективность овладения предлагаемым учебным материалом. В процессе учебной игры совершенствуется умственная деятельность ребенка, позволяющая проводить различные операции в их единстве, внимание становится более устойчивым и целенаправленным, появляется способность к его правильному распределению [3].
В процессе игры возникает естественная мотивация речи на иностранном языке, игровая ситуация делает высказывания осмысленными, а значит, легко запоминаемыми. В этом смысле игра в обучении иностранным языкам не противостоит основной учебной деятельности, а наоборот, является одним из самых эффективных методов формирования и развития умений и навыков, а также является стимулом формирования мотивационно-потребностной сферы, без которой нельзя представить интеллектуального и творческого развития дошкольников [4]. В этой связи педагогической задачей должно стать поиск наиболее актуальных мотивов для ребенка, позволяющих ему по-настоящему увлечься предлагаемой ему учебной игровой деятельностью. Поэтому поставленные перед ним задачи должны быть понятными, вызывать положительные эмоции, а также естественную потребность найти поиск их решения.
Очевидно, что игровая основа обучения иностранному языку на раннем этапе предоставляет обширное пространство для творчества ребенка, способствует обогащению его речи, расширяет кругозор и повышает исследовательский интерес и любознательность.
Занятия, на которых ребенку предлагаются игровые задания, вызывают у него естественный интерес к предмету, помогают создать благоприятную психологическую атмосферу, что облегчает и ускоряет усвоение материала. Занимаясь игровой деятельностью, дошкольники не задумываются о конечном учебном результате, а наслаждаются самим процессом, получая от него яркие впечатления и положительные эмоции. Именно поэтому игровая методика обладает высокой эффективностью в процессе раннего иноязычного образования, развития творческих способностей и повышения интеллектуальных качеств.
Следовательно, игровая деятельность представляет собой прочную основу и мощный стимул развития интеллектуально-творческой сферы старших дошкольников, которая включает в себя познавательный, эмоциональный, творческий, духовный и нравственный аспекты. Поскольку процесс овладения иностранным языком на раннем этапе строится исключительно на игровой методике, иноязычное образование дошкольников предоставляет в этом плане широкие возможности.