Статья:

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕПЕТИТОРОВ

Конференция: LXXXVII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Общая педагогика, история педагогики и образования

Выходные данные
Смирнова Е.Г. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕПЕТИТОРОВ // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам LXXXVII междунар. науч.-практ. конф. — № 8(87). — М., Изд. «МЦНО», 2024.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕПЕТИТОРОВ

Смирнова Елена Геннадьевна
канд. психол. наук, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Кургана «Гимназия № 19» - МБОУ «Гимназия № 19, РФ, г. Курган

 

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE EFFECTIVENESS OF TUTORS' ACTIVITIES

 

Elena Smirnova

Candidate of Psychological Sciences, Municipal budgetary educational institution of Kurgan "Gymnasium  № 19" – MBOU "Gymnasium No. 19", Russia, Kurgan

 

Аннотация. Существенным отрицательным последствием занятий ученика с репетитором является формирование зависимости ученика от помощи педагога, его учебная несамостоятельность. Эффективная компенсаторная мера – формирование у ученика субъектной  позиции. Это требует от педагога составления для ученика индивидуального образовательного маршрута, формирования у ученика мотивации к полной его реализации. Образовательный процесс должен учитывать принципы ризомоподобного и номадологического подходов. Важна тьютерская позиция педагога, отслеживание экзаменационной конъюнктуры.

Abstract. A significant negative consequence of a student's lessons with a tutor is the formation of a student's dependence on the help of a teacher, his educational independence. An effective compensatory measure is the formation of a student's subjective position. This requires the teacher to draw up an individual educational route for the student, and to motivate the student to fully implement it. The educational process should take into account the principles of rhizome-like and nomadological approaches. The tutor's position of the teacher is important, and the examination situation is monitored

 

Ключеные слова: репетиторство, образовательная услуга, функции репетиторства, учебная несамостоятельность, компенсаторные меры, индивидуальный образовательный маршрут, мотивация, ризомоподобный подход, номадологический принцин, тьюторская позиция.

Keywords: tutoring, educational service, tutoring functions, educational independence, compensatory measures, individual educational route, motivation, rhizome-like approach, nomadological principle, tutor position.

 

Репетиторство стало частью системы образования. По данным экспертов РАНХиГС, каждый год наблюдается повышение востребованности услуг репетиторов на 3-5% . В России с репетиторами занимаются около  40% школьников, в других странах – от 42% до 86%. Снижения данной тенденции специалисты не прогнозируют [6, c. 1].

А.А. Наумова выделила макрофакторы и микрофакторы, способствующие росту потребности в услугах репетиторов. Основной макрофактор – недостаточная доля государственных расходов на образование, вследствие чего снижается качество коммуникативного взаимодействия в системе «учитель-ученик». Микрофакторы  –  личностные образовательные потребности, которые не удовлетворяет общеобразовательная школа, семейные ценности, отдающие приоритет перспективному будущему ребёнка, уровень доходов в семье, допускающий оплату занятий с репетиторами [5, c. 386].

Правовые основы репетиторства как вида педагогической деятельности закреплены Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ с 1 сентября 2013 года (ст. 32 и 46) [3, c. 58, 81]. Наиболее подробное определение понятию «репетиторство» дала Н.Г. Крылова: «Во-первых, вид преподавательской деятельности, смысл которой в том, чтобы обучать определённому предмету индивидуально или в малых группах… Во-вторых, это теневой социальный институт общества по использованию социальных ресурсов, позволяющий удовлетворить определённые потребности. В-третьих, это особый вид образовательной услуги» [4]. Н.Г. Крылова констатирует институционализацию явления репетиторства: его «типизацию», «привычные действия» [4, c. 180, 181].  Институционализацию репетиторства подтверждают возникновением общественной потребности, развитием соответствующих организационных структур (индивидуальное репетиторство, ассоциации репетиторов, он-лайн-репетиторство), формированием социальных норм (ценообразование на услуги репетиторов, механизмы привлечения учеников репетиторами). Предложены типизации репетиторов: по целям занятий (подготовка к экзаменам или олимпиадам, углублённое изучение отдельных интересующих вопросов), по числу участников занятий (индивидуальные, в малых группах, групповые), по организационному признаку (на дому у ученика или репетитора, по месту основной работы репетитора, он-лайн) [6, c. 3].  Один из первых исследователей явления репетиторства М. Брэй отмечает его  интернациональный характер, «общемировую тенденцию»,   огромное влияние «теневого образования» на социальное и экономическое развитие [1, c. 65].

Репетиторство реализует ряд функций:

- восполнение пробелов в знаниях;

- помощь в усвоении нового материала;

- повышение успеваемости;

- подготовка к Государственной итоговой аттестации (соответственно, и к поступлению в высшие учебные заведения);

- обеспечение повышенных образовательных запросов в углублённом изучении предметов (подготовка к олимпиадам, профориентация).

Эти функции востребованы объективно, если ребёнок имеет ограниченные возможности здоровья, затрудняющие усвоение учебного материала в массовом классе, либо вследствие жизненных обстоятельств  возникли пробелы в знаниях, либо общеобразовательная школа не обеспечивает образовательные запросы ученика или его семьи в изучении предмета на повышенном уровне. К функциям репетиторства также относят развитие самостоятельности обучающегося и формирование умения ориентироваться в мире. Эти позиции неоднозначны. C одной стороны, повышение качества знаний и развитие навыков реально способствуют самостоятельности и социальной активности обучающегося. С другой стороны, репетиторы ограничены в вариативности методики проведения занятий: поскольку время их работы оплачивается потребителем услуг или его родственниками, нет возможности «дать подумать» ученику, попробовать несколько вариантов решения, самостоятельно выбрать верные и отказаться от неверных. Репетитор «вынужденно злоупотребляет» собственным объяснением, «наводящими подсказками» ученику, что существенно мешает интериоризации знаний, а именно «переходу внешних предметных действий в план восприятия или в умственный план» (третий этап поэтапного формирования умственных действий по теории П.Я. Гальперина) [2, c. 285].

Компенсацией должна быть самостоятельная домашняя работа ученика по закреплению знаний и навыков, формируемых на занятии с репетитором. Но реально и дома ученики предпочитают не самостоятельно преодолевать трудности и «доходить» до правильных решений, а находят заданные или аналогичные задания в сети Интернет вместе с решениями. Вследствие недостаточности самостоятельной работы спустя непродолжительное время ученик испытывает затруднения в выполнении разобранных с репетитором заданий.  Если  методика работы репетитора не предполагает регулярного повторения, а только продвижение вперёд в «выдаче» программы, постоянное рассмотрение новых теоретических положений и разбор новых типов заданий, высока вероятность, что затруднения ученик испытает на экзамене. Проведённое в 2016г  Высшей школой экономики исследование не подтвердило связи между занятиями с репетитором и успехом на экзамене [6, c. 3]. Особенно опасно, если репетитор постоянно помогает ученику начальных классов, так как это препятствует реализации одной из важнейших задач начальной школы – формированию учебной самостоятельности и ответственности за собственные учебные результаты

Вторым проблемным следствием обращения к репетиторам может стать то, что ученик может начать игнорировать школьные уроки, рассчитывая, что получит от репетитора все необходимые для успеха на экзамене или олимпиаде знания и навыки. Это и снижает его личное качество школьной жизни, ухудшает взаимоотношения с учителями и не реализует возможности совершенствовать на уроке знания и навыки по предмету, которым ученик дополнительно занимается с репетитором. Даже если на уроках и с репетитором изучаются разные темы, для закрепления материала полезно «переключаться» между темами и видами заданий. В этом отношении со стороны репетитора и родителей ученика этичным поступком будет ориентировать ученика серьёзно относиться к школьным урокам, не рассчитывать только на репетитора, понимать личную ответственность за качество своих знаний.

Гитис Л.Х. отмечает, что «экономическая суть репетиторства – ответственность», и  чтобы ответственно гарантировать соответствие качества своей преподавательской деятельности актуальным требованиям рынка образовательных услуг репетитор обязательно должен  «следить за экзаменационной конъюнктурой» [3, c. 2].

В диссертационном исследовании Е.Н. Шипковой [8, c. 14–16] обоснована модель «эффективного частного вспомогательного занятия». Условием эффективности является формирование у ученика субъектной позиции. Субъектная позиция требует:

- осознания проблемы (которую необходимо решить посредством занятий с репетитором),

- собственные возможности (на которые необходимо постоянно опираться и развивать),

-построение плана действий (индивидуального образовательного маршрута, который репетитор обсудил с учеником, и ученик осознал ответственность за результат реализации). 

Со стороны репетитора для формирования у ученика субъектной позиции необходима, прежде всего, реальная индивидуализация образовательного процесса. Возможность индивидуализации – главное  достоинство занятий с репетитором, если они осуществляются индивидуально или в малых группах.

Принцип ризомоподобного построения образовательного процесса, обязательный для работы репетитора, предполагает подбор учебно-методических материалов, оптимальных для конкретного ученика, готовность при необходимости менять и совершенствовать материалы. От репетитора требуется неизменно придерживаться номадологического подхода: перестраиваться, пробовать новые методики преподавания, выбирать эффективные для ученика. Тьюторская позиция педагога реализуется, если репетитор заинтересован не только в академической успеваемости ученика, а содействует его эмоционально-личностному развитию, мотивирует ученика на реализацию индивидуального образовательного маршрута, взаимодействует в достижении этой цели с семьёй ребёнка.

 

Список литературы:
1. Брэй М. Частное дополнительное обучение (репетиторство): сравнительный анализ моделей и последствий // Вопросы образования. –  2007. – № 1. – С. 65–83.
2. Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий // Психология как объективная наука. – М.: Издательство Институт практической психологии, Воронеж: НПО Модек, 1998. – С. 272–317.
3. Гитис Л.Х. Репетиторство как элемент качественного образования // ГИАБ. – 2004. – №12. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/repetitorstvo-kak-element-kachestvennogo-obrazovaniya/viewer (дата обращения 25.08.2024).
4. Крылова Н.Г. Репетиторы выходят из тени // Народное образование. – 2011. – № 5 (1408). – С.180–184.
5. Наумова А.А. Роль репетиторства в современной системе образования // Россия между модернизацией и архаизацией: 1917-2017гг.: сб. ст. ХХ Всероссийской научно-практической конференции Гуманитарного университета. – Екатеринбург, 2017. – С. 385–390.
6. Санников Д.А. Репетиторство как вид педагогической деятельности  // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2021. №199. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/repetitorstvo-kak-vid-pedagogicheskoy-deyatelnosti (дата обращения 20.07.2024).
7. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 (ред. от 22.06.2024г.) «Об образовании в Российской Федерации». –  Ст. 58, 81. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=473652 (дата обращения 20.07.2024).
8. Шипкова Е.Н. Частные вспомогательные занятия как средство формирования субъектной позиции обучающегося с особыми образовательными потребностями: автореф дис. … канд. пед. наук. – Ярославль, 2023. – 263 с.