Анализ видов деятельности курсантов (на основе ФГОС и нормативных актов войск национальной гвардии)
Конференция: I Международная заочная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Секция: Теория и методика профессионального образования
I Международная заочная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Анализ видов деятельности курсантов (на основе ФГОС и нормативных актов войск национальной гвардии)
Analysis of the types of activities cadets (based on fses and regulations of national guard troops)
Kozlov Oleg Aleksandrovich
adjunct of the Department of military pedagogy and psychology
Saratov red banner military Institute of national guard troops of Russia, Russia , Saratov
Аннотация. Профессиональная подготовка курсантов войск национальной гвардии (далее ВНГ) России, помимо требований ФГОС, должна учитывать квалификационные требования в рамках военно-учетной специальности 370300. Проведен сравнительный анализ и структурирование видов профессиональной деятельности курсантов ВНГ России с учетом вышеназванных нормативных актов.
Abstract. Training of cadets of national guard troops (hereinafter GDP) of Russia, in addition to the requirements of the GEF should take into account the qualification requirements within the military occupational specialty 370300. Comparative analysis and structuring of the professional activities of the cadets VNG Russia taking into account the above regulations.
Ключевые слова: вид профессиональной деятельности; профессиональная подготовка; национальная гвардия.
Keywords: professional activities; professional training; national guard.
Профессиональная подготовка курсантов военных вузов ВНГ России организуется в соответствии с требованиями нормативных документов в сфере образования (ФЗ № 273 «Об образовании в Российской Федерации [4], ФГОС ВПО по направлению (специальности) 030901 (40.05.01) – Правовое обеспечение национальной безопасности) и ведомственных нормативных документов, определяющих порядок организации профессиональной деятельности офицеров ВНГ России (Федеральный закон от 6 февраля 1997 г. № 27-ФЗ «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации» [3]) и требования к их профессиональной подготовке (Квалификационные требования к военно-профессиональной подготовке выпускников образовательных организаций ВНГ России по военно-учетной специальности 370300 «Служебно-боевое применение соединений, воинских частей и подразделений внутренних войск» [1]). Данные документы закрепляют базовые положения, определяющие содержание, объем и порядок организации процесса профессиональной подготовки курсантов.
Анализируя ФГОС ВПО, отметим, что фактически он представляет собой модель подготовки будущего офицера, отражая в своем функциональном поле описание структуры и содержания образовательного процесса, ресурсного и информационного обеспечения, требования к условиям, результату и качеству освоения ООП. Поэтому весьма важно остановиться на характеристике ключевых позиций, представленных в стандарте (область, цели и характеристика профессиональной деятельности выпускников, требования к структуре ООП, условиям их реализации, результатам освоения), поскольку именно они задают ориентиры организации и методического сопровождения профессиональной подготовки.
В соответствии с требованиями стандарта выпускник в рамках профессиональной функциональности реализует следующие виды профессиональной деятельности: правотворческая, правоприменительная, экспертно-консультационная, правоохранительная, организационно-управленческая, научно-исследовательская и педагогическая, которые предполагают решение ряда задач при исполнении профессиональных функций. Исходя из этого, организация профессиональной подготовки курсантов осуществляется с учетом задач по каждому из указанных видов деятельности и предполагает в качестве ориентиров требования к результатам освоения ООП в виде общекультурных (16) и профессиональных (30) компетенций, структурирование в организационном и временном аспектах ООП, представленной, в свою очередь, учебными циклами (гуманитарным, социальным, экономическим, информационно-правовым, профессиональным), разделами, практикой, государственной итоговой аттестацией.
В качестве важного фактора эффективной организации профессиональной подготовки курсантов стандартом определены требования к условиям реализации ООП, которые включают разработку нормативно-правовой и учебно-методической документации, регламентирующей правовые основания и образовательную траекторию деятельности образовательной организации высшего образования, реализацию в образовательном процессе активных и интерактивных форм и методов обучения, обеспеченность учебной, научной и специальной литературой, составляющей информационный базис учебного процесса, требования к научному и педагогическому цензу профессорско-преподавательского состава (ППС).
Повышение эффективности современной системы военно-профессионального образования в вузах внутренних войск МВД России требует, наряду с реализацией комплекса мер организационного, финансового, материально-технического и кадрового характера, внедрения и разработки научно обоснованных средств и методов повышения эффективности процесса образования [2, с. 103]. Таким образом, ФГОС ВПО задает общую канву профессиональной подготовки курсантов, интегрируя в своем поле требования к различным аспектам организации образовательного процесса в образовательной организации высшего образования, организующей образовательный процесс в рамках вышеназванного стандарта.
Анализируя содержание и организацию профессиональной подготовки будущих офицеров ВНГ России и указывая на ее специфику, отметим, что помимо требований ФГОС ВПО в этой подготовке должны учитываться квалификационные требования в рамках военно-учетной специальности 370300 «Служебно-боевое применение соединений, воинских частей и подразделений внутренних войск», которые служат логическим дополнением стандарта и расширяют его смысловое поле применительно к подготовке офицеров ВНГ России, так как в нем обозначены особенности военно-профессиональной подготовки курсантов, дана характеристика профессиональной деятельности офицеров ВНГ России, приведены специальные (военно-профессиональные) требования к результатам освоения программы специалитета (военно-профессиональные компетенции – 54), определена специфика структурирования программы специалитета, требования к условиям реализации программы и качеству ее освоения.
В качестве основной цели профессиональной подготовки будущего офицера ВНГ России по указанной военно-учетной специальности квалификационными требованиями обозначено (наряду с целевой установкой ФГОС ВПО) формирование военно-профессиональных компетенций, отражающих аспекты, связанные с руководством воинскими подразделениями в мирное время, в условиях общевойскового боя, локального вооруженного конфликта, возникновения чрезвычайных ситуаций, проведения контртеррористических мероприятий. Обозначенная цель определяется специфическими видами профессиональной деятельности офицера ВНГ России в соответствии с военно-учетной специальностью, которые подразделяются на командную, педагогическую, воспитательную, военно-техническую и административно-хозяйственную.
Кажущееся различие в видах профессиональной деятельности офицеров ВНГ России, обозначенных в ФГОС ВПО и квалификационных характеристиках, вполне объяснимо тем, что последний документ определяет более конкретные, специфические для военного специалиста сферы приложения профессиональной функциональности, которые либо напрямую коррелируют с видами, представленными в стандарте, либо определенным образом интегрируют их (см. рисунок). При этом должно обеспечиваться комплексная задействование всех видов компетенций (ПК, ВПК), определяющих профессиональный и военно-профессиональный ценз выпускников при «сквозной» роли общекультурных (ОК) и общих военно-профессиональных компетенций (ОВПК).
Рисунок 1. – Виды профессиональной деятельности офицеров ВНГ России (квалификационные требования по военно-учетной специальности 370300, ФГОС ВПО по направлению (специальности) 030901 (40.05.01))
Программа профессиональной подготовки будущих офицеров ВНГ уровня специалитета имеет блочную структуру и включает в себя три установленных современным образовательным стандартом блока: блок 1 – «Дисциплины (модули)», представленный дисциплинами, относящимися к базовой и вариативной части программы; блок 2 – «Практики», представленный войсковой стажировкой, полевой практикой, методической практикой, практикой при вооружении и технике, учебной практикой в несении службы, преддипломной практикой и научно-исследовательской работой; блок 3 – «Государственная итоговая аттестация», что в полной мере согласуется с содержанием квалификационной характеристики профессиональной деятельности офицеров ВНГ.
Таким образом, правомерно сделать вывод о том, что содержание профессиональной подготовки будущих офицеров ВНГ России обусловлено структурой и содержанием сферы профессиональной деятельности, структурой совокупного объекта усвоения, представленного в ФГОС ВПО и квалификационных требованиях в виде компетенций, приобретаемых курсантами в процессе изучения дисциплин учебного плана, предполагающих развитие их личности, профессионально-личностных стратегий, что является приоритетной целью образования и обеспечивает возможность ее эффективного достижения.