Статья:

Формирование готовности бакалавров педагогического образования к патриотическому воспитанию подростков: уровень изученности проблемы в педагогической науке

Конференция: XIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Теория и методика обучения и воспитания

Выходные данные
Шарина Е.В. Формирование готовности бакалавров педагогического образования к патриотическому воспитанию подростков: уровень изученности проблемы в педагогической науке // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XIII междунар. науч.-практ. конф. — № 11(13). — М., Изд. «МЦНО», 2017. — С. 53-58.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Формирование готовности бакалавров педагогического образования к патриотическому воспитанию подростков: уровень изученности проблемы в педагогической науке

Шарина Елена Валерьевна
учитель биологии ГБОУ РМ «Лицей для одаренных детей», студент магистратуры Мордовский государственный педагогический институт, РФ, г. Саранск

 

Аннотация. В статье рассматриваются основные проблемы, возникающие в педагогической науке при формировании готовности бакалавров педагогического образования к ведению патриотической работы в современной школе.

 

Ключевые слова: бакалавры, педагогическое образование, патриотизм, формирование готовности, подростки

 

Патриотическое воспитание всегда являлось важной составляющей образовательного процесса, так как именно благодаря ему осущест­вляется формирование целостной духовно-нравственной личности, которая впоследствии станет носить гордое звание гражданина своей страны. И возлагается эта тяжкая ноша по воспитанию патриота не только на семью, но и в большей мере на учителя. Из этого следует, что педагог должен быть профессионалом, а также обладать знаниями, умениями и навыками, необходимыми для воспитания патриотического сознания у обучающихся. Учитель является носителем знаний об историческом наследии своего народа, его ценностях, поэтому он обязан свободно ориентироваться в имеющихся программах патриотического воспитания, анализировать информационные потоки информации в современных социально-политических условиях. С точки зрения личностного подхода он должен обладать чувством глубокого и стойкого патриотизма, иметь прочную мотивацию к воспитательной работе, владеть методиками воспитания патриоти­ческого сознания, быть готовым к его осуществлению.

В педагогической науке понятие «готовность» рассматривается в качестве конечного продукта компетентности педагога, как качест­венное состояние профессионала, в виде условия его встраивания в педагогическую деятельность, и это отражено в требованиях Профессионального стандарта педагога: «... формирование у обучаю­щихся гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира...» [13].

Б.Г. Аверьянов в своих работах так часто пользовался термином «готовность», что именно благодаря ему этот термин стал широко распространен в педагогической науке. Современные же исследования характеризуются отсутствием единой трактовки данного понятия. С.И. Ожегов в своем словаре описывает два значения понятия готовности: «согласие сделать что-нибудь» и «состояние, при котором все сделано, все готово для чего-нибудь» [8, с. 59]. В первом случае он рассматривает готовность как установку на что-то, во втором – как результат деятельности. Е. П. Ильин определяет «готовность» как состояние психической и физиологической готовности к действию или деятельности [5, с. 215].

В научных концепциях готовность понимают как психологическое явление, которое можно разделить на временную и долговременную готовность. Временная описывается как состояние мобилизации всех систем организма для качественного выполнения разных действий (воодушевление, сосредоточенность, удовлетворенность) [4]. Долговре­менная определяется личностной устойчивой характеристикой и рассматривает убеждения, интересы, взгляды и потребности [5, с. 220].

Личностный подход определяет готовность как свойство и качество личности [3; 4], как проявление способностей [2], профессио­нальное самосознание [10, с. 123]. Готовность, как устойчивая система, формируется всегда до, а не перед выполнением задания, и проявляется в виде направленности [7].

Теперь полезно будет обратиться к понятию «патриотизм». Многие авторы рассматривают его как осознание себя гражданином России, как чувство гордости за свой край, свой народ и его историю, как осознание ответственности каждого за всеобщее благополучие, осознание этнической принадлежности. Традиционно, в современной науке существует ряд мнений по вопросу о сущности патриотизма. Философы – Н.И. Матюшкин, М.В. Митин, П.М. Рогачев – определяют патриотизм как высшее нравственное чувство, ученые-педагоги (Н.И. Болдырев, Н.К. Гончаров, И.П. Тугаев) относят патриотизм к политическим принципам. В.В. Белоусов, А.Н. Вырщиков, Д.Н. Щербаков и Н.Е. Щуркова относят патриотизм к нравственным качествам. Вместе с тем, большинство педагогов (Н.П. Егоров, Л.Р. Болотина, А.К. Быков, Т.А. Ильина, Т.Н. Мальковская, И.С. Марьенко, Р.А. Полуянова, Ю.П. Сокольников) все же считает патриотизм сложным нравственным качеством [13].

Как мы видимым, сложность рассматриваемого явления и обуславливает существующий плюрализм мнений. Исходя из этого, необходимо максимально уточнить сущность и содержание патрио­тизма, так как результативность патриотического воспитания зависит от точного определения начальных понятий и положений.

Философский словарь дает нам следующее толкование понятия «патриотизм»: «нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы Родины». Большой энциклопедический словарь определяет «патриотизм» как «любовь к Родине; привязанность к месту своего рождения, месту жительства» [11].

И.Ф. Харламов считает патриотизм взаимосвязанной совокуп­ностью нравственных чувств и поведенческих черт, присоединяя к этому любовь к Отечеству, активный труд на его благо, следование трудовым традициям и умножение их, бережное отношение к памятникам истории и обычаям своего края, привязанность и любовь к тем местам, где родился, желание укреплять честь и достоинство Отечества, готовность и умение защищать его, а также воинскую храбрость, мужество и самоотдачу, дружбу различных народностей, отсутствие расовой и национальной неприязни, уважительное отношение к обычаям и культуре других стран и народностей, стремление сотрудничать с ними [12].

На сегодняшний день в педагогической литературе нет единого определения понятия «готовность к патриотическому воспитанию». И.В. Албутова в своем диссертационном исследовании дает следующую ее трактовку: «готовность к патриотическому воспитанию – сложное индивидуально-личностное образование, предполагающее владение теоретическими, методическими, психолого-педагогическими знаниями и практическими умениями, навыками организации этого процесса, сформированность патриотизма, наличие положительной мотивации к патриотическому воспитанию обучающихся» [1, с. 9].

Стоит признать, что проблемы патриотического воспитания всегда были в центре интересов специалистов в области гуманитарных наук, которые рассматривали их в соответствии с базовой тенденцией развития общества и государства. Формирование патриотизма и гражданственности, становление гражданской личности школьника нашло отражение в классических педагогических работах К.Д. Ушинского, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского и др. На совре­менном этапе это направление разрабатывается в исследованиях И.В. Следзевского, Н.Ю. Синягиной, ЛВ. Кузнецовой, Е.Е. Вяземского, Т.М. Толкачевой, С.В. Колотий и др. [13].

А.М. Кузьмин и М.Г. Домбровская понятие «готовность учителя к воспитанию патриотизма подростков» рассматривают как интегра­тивное свойство личности учителя, основанное на владении правовым, теоретическим, методическим и психолого-педагогическим материалом (знания, умения и приемы деятельности), направленным на формирование мотивов, ценностей и установок, создающих отношение учащихся к своей стране [7].

Формирование патриотических настроений должно обеспечить взаимодействие, единство и целостность самосознания личности как гражданина мультикультурного общества на основе присвоения системы общечеловеческих нравственных ценностей, свободу его самовыра­жения на основе учета многообразия социальных установок и норм. Решение новых задач заявлено в четвертой Государственной прог­рамме «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2016–2020 годы». Они направлены на основные социальные и возрастные группы граждан России, особое внимание при этом уделяется патриоти­ческому воспитанию подрастающего поколения [9].

Профессиональная педагогическая деятельность, направленная на процесс воспитания патриотизма, должна быть сосредоточена на взращивании духовных качеств личности, которые включают в себя ценностное отношение к своей стране, ее культуре и истории, а также созидательную активную деятельность во благо Родины [7].

Студенты высших учебных заведений – это в большинстве своем уже взрослые люди, с устоявшимися ценностями и взглядами на жизнь, со сложившимися характерами и психическим складом личности. Главной задачей педагогов является сохранение и укрепление этих черт, в развитии в них чувства гражданственности, долга перед своим Отечеством, желания донести до сознания своих будущих учеников усвоенное. Это должно стать их самоцелью.

В патриотическом воспитании учащихся, в подготовке будущих специалистов главная роль должна отводиться воспитанию их личностных качеств: принципиальности, развитию памяти, граж­данского долга, патриотических чувств. Представляется необходимым формировать глубокую идейную убежденность, знание предмета, эрудицию, культуру речи. Это можно сделать на основе принципа народности. Принцип народности в подготовке студентов к патриотическому воспитанию учащихся предполагает использование в учебно-воспитательном процессе колоссального опыта патриотического воспитания подрастающих поколений, накопленных традиционной народной педагогикой; знакомство с народными традициями и обычаями в воспитании учащихся; историей родного края и т. д. Вооружение будущих педагогов необходимыми знаниями формирует базу для их успешной самостоятельной педагогической деятельности в школе [6].

Анализ подготовки будущих учителей к патриотическому воспитанию учащихся показывает, что для его осуществления предпо­лагается использование различных возможностей: учебной и внеучебной деятельности, семьи и различных общественных институтов. Это требует от учителя умений исследовать целостный педагогический процесс во всех его взаимосвязях; решать задачи патриотического воспитания как составной его части на основе использования различных видов деятельности воспитанников; учета влияния различных факторов, постоянного повышения уровня самообразования, объединения усилий всех участников воспитательного процесса [13].

 

Список литературы:
1. Албутова И.В. Формирование готовности к патриотическому воспитанию учащихся у студентов педвузов в процессе педагогической практики: автореф. дис. канд. пед. наук / И.В. Албутова. – Чебоксары, 2009. – 23 с.
2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. – СПб.: ПИТЕР, 2001. – 282 с.
3. Горностай П.С. Формирование психологической готовности будущего учителя к воспитательной работе в школе / П.С. Горностай, Л.И. Кобзарь, Л. Н. Король // Психология учителя. – М., 1989. – С. 144–145.
4. Дьяченко М.И. Готовность к деятельности в напряженных ситуациях / М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович, В.А. Пономаренко. – Минск: Изд-во БГУ, 1985. – 207 с.
5. Ильин Е.П. Психофизиологическое состояние человека / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2005. – 412 с.
6. Ильинская И.В. Воспитание патриотизма у младших школьников как одно из направлений подготовки будущих учителей начальной школы / И.В. Ильинская, Г.Н. Лашкова, Н.Н. Чистякова //. Материалы I Всерос-сийской (заочной) научно-практической конференции (с международным участием); том 1 (секция «Общегуманитарные науки») – Нефтекамск: РИО ООО «Наука и образование», 2014. – С. 56-59.
7. Кузьмин А.М. Готовность учителя к воспитанию патриотизма подростков как педагогическая проблема / А.М. Кузьмин, М.Г. Домбровская, Е.А. Сироткин // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки». – 2016. – Т. 8. – № 2. – С. 56–61.
8. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. – М.: АЗЪ, 1992. – 944 с.
9. Послание Президента РФ Федеральному Собранию // Президент России. 4 декабря [Электронный ресурс]. – URL: http//www.kremlin.ru/transcripts/47173 (Дата обращения: 29.10.2017).
10. Сластенин В.А. Педагогика: учеб. для студентов учреждений высш. проф. образования / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. – М.: Академия, 2012. – 608 с.
11. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. – 7-е изд., перераб. – М.: Республика, 2001. – 483 с.
12. Харламов И.Ф. Педагогика / И.Ф. Харламов. – М.: Гардарики, 1999. – 520 с.
13. Чистякова Н.Н. Формирование у бакалавров педагогики (направление подготовки – начальное образование) готовности к воспитанию патриотизма младших школьников / Н.Н. Чистякова, Г.Н. Лашкова // Крымский научный вестник. – 2016. –№ 3 (9) – С. 136–147.