Формирование готовности бакалавров педагогического образования к патриотическому воспитанию подростков: уровень изученности проблемы в педагогической науке
Конференция: XIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Секция: Теория и методика обучения и воспитания
XIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Формирование готовности бакалавров педагогического образования к патриотическому воспитанию подростков: уровень изученности проблемы в педагогической науке
Аннотация. В статье рассматриваются основные проблемы, возникающие в педагогической науке при формировании готовности бакалавров педагогического образования к ведению патриотической работы в современной школе.
Ключевые слова: бакалавры, педагогическое образование, патриотизм, формирование готовности, подростки
Патриотическое воспитание всегда являлось важной составляющей образовательного процесса, так как именно благодаря ему осуществляется формирование целостной духовно-нравственной личности, которая впоследствии станет носить гордое звание гражданина своей страны. И возлагается эта тяжкая ноша по воспитанию патриота не только на семью, но и в большей мере на учителя. Из этого следует, что педагог должен быть профессионалом, а также обладать знаниями, умениями и навыками, необходимыми для воспитания патриотического сознания у обучающихся. Учитель является носителем знаний об историческом наследии своего народа, его ценностях, поэтому он обязан свободно ориентироваться в имеющихся программах патриотического воспитания, анализировать информационные потоки информации в современных социально-политических условиях. С точки зрения личностного подхода он должен обладать чувством глубокого и стойкого патриотизма, иметь прочную мотивацию к воспитательной работе, владеть методиками воспитания патриотического сознания, быть готовым к его осуществлению.
В педагогической науке понятие «готовность» рассматривается в качестве конечного продукта компетентности педагога, как качественное состояние профессионала, в виде условия его встраивания в педагогическую деятельность, и это отражено в требованиях Профессионального стандарта педагога: «... формирование у обучающихся гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира...» [13].
Б.Г. Аверьянов в своих работах так часто пользовался термином «готовность», что именно благодаря ему этот термин стал широко распространен в педагогической науке. Современные же исследования характеризуются отсутствием единой трактовки данного понятия. С.И. Ожегов в своем словаре описывает два значения понятия готовности: «согласие сделать что-нибудь» и «состояние, при котором все сделано, все готово для чего-нибудь» [8, с. 59]. В первом случае он рассматривает готовность как установку на что-то, во втором – как результат деятельности. Е. П. Ильин определяет «готовность» как состояние психической и физиологической готовности к действию или деятельности [5, с. 215].
В научных концепциях готовность понимают как психологическое явление, которое можно разделить на временную и долговременную готовность. Временная описывается как состояние мобилизации всех систем организма для качественного выполнения разных действий (воодушевление, сосредоточенность, удовлетворенность) [4]. Долговременная определяется личностной устойчивой характеристикой и рассматривает убеждения, интересы, взгляды и потребности [5, с. 220].
Личностный подход определяет готовность как свойство и качество личности [3; 4], как проявление способностей [2], профессиональное самосознание [10, с. 123]. Готовность, как устойчивая система, формируется всегда до, а не перед выполнением задания, и проявляется в виде направленности [7].
Теперь полезно будет обратиться к понятию «патриотизм». Многие авторы рассматривают его как осознание себя гражданином России, как чувство гордости за свой край, свой народ и его историю, как осознание ответственности каждого за всеобщее благополучие, осознание этнической принадлежности. Традиционно, в современной науке существует ряд мнений по вопросу о сущности патриотизма. Философы – Н.И. Матюшкин, М.В. Митин, П.М. Рогачев – определяют патриотизм как высшее нравственное чувство, ученые-педагоги (Н.И. Болдырев, Н.К. Гончаров, И.П. Тугаев) относят патриотизм к политическим принципам. В.В. Белоусов, А.Н. Вырщиков, Д.Н. Щербаков и Н.Е. Щуркова относят патриотизм к нравственным качествам. Вместе с тем, большинство педагогов (Н.П. Егоров, Л.Р. Болотина, А.К. Быков, Т.А. Ильина, Т.Н. Мальковская, И.С. Марьенко, Р.А. Полуянова, Ю.П. Сокольников) все же считает патриотизм сложным нравственным качеством [13].
Как мы видимым, сложность рассматриваемого явления и обуславливает существующий плюрализм мнений. Исходя из этого, необходимо максимально уточнить сущность и содержание патриотизма, так как результативность патриотического воспитания зависит от точного определения начальных понятий и положений.
Философский словарь дает нам следующее толкование понятия «патриотизм»: «нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы Родины». Большой энциклопедический словарь определяет «патриотизм» как «любовь к Родине; привязанность к месту своего рождения, месту жительства» [11].
И.Ф. Харламов считает патриотизм взаимосвязанной совокупностью нравственных чувств и поведенческих черт, присоединяя к этому любовь к Отечеству, активный труд на его благо, следование трудовым традициям и умножение их, бережное отношение к памятникам истории и обычаям своего края, привязанность и любовь к тем местам, где родился, желание укреплять честь и достоинство Отечества, готовность и умение защищать его, а также воинскую храбрость, мужество и самоотдачу, дружбу различных народностей, отсутствие расовой и национальной неприязни, уважительное отношение к обычаям и культуре других стран и народностей, стремление сотрудничать с ними [12].
На сегодняшний день в педагогической литературе нет единого определения понятия «готовность к патриотическому воспитанию». И.В. Албутова в своем диссертационном исследовании дает следующую ее трактовку: «готовность к патриотическому воспитанию – сложное индивидуально-личностное образование, предполагающее владение теоретическими, методическими, психолого-педагогическими знаниями и практическими умениями, навыками организации этого процесса, сформированность патриотизма, наличие положительной мотивации к патриотическому воспитанию обучающихся» [1, с. 9].
Стоит признать, что проблемы патриотического воспитания всегда были в центре интересов специалистов в области гуманитарных наук, которые рассматривали их в соответствии с базовой тенденцией развития общества и государства. Формирование патриотизма и гражданственности, становление гражданской личности школьника нашло отражение в классических педагогических работах К.Д. Ушинского, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского и др. На современном этапе это направление разрабатывается в исследованиях И.В. Следзевского, Н.Ю. Синягиной, ЛВ. Кузнецовой, Е.Е. Вяземского, Т.М. Толкачевой, С.В. Колотий и др. [13].
А.М. Кузьмин и М.Г. Домбровская понятие «готовность учителя к воспитанию патриотизма подростков» рассматривают как интегративное свойство личности учителя, основанное на владении правовым, теоретическим, методическим и психолого-педагогическим материалом (знания, умения и приемы деятельности), направленным на формирование мотивов, ценностей и установок, создающих отношение учащихся к своей стране [7].
Формирование патриотических настроений должно обеспечить взаимодействие, единство и целостность самосознания личности как гражданина мультикультурного общества на основе присвоения системы общечеловеческих нравственных ценностей, свободу его самовыражения на основе учета многообразия социальных установок и норм. Решение новых задач заявлено в четвертой Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2016–2020 годы». Они направлены на основные социальные и возрастные группы граждан России, особое внимание при этом уделяется патриотическому воспитанию подрастающего поколения [9].
Профессиональная педагогическая деятельность, направленная на процесс воспитания патриотизма, должна быть сосредоточена на взращивании духовных качеств личности, которые включают в себя ценностное отношение к своей стране, ее культуре и истории, а также созидательную активную деятельность во благо Родины [7].
Студенты высших учебных заведений – это в большинстве своем уже взрослые люди, с устоявшимися ценностями и взглядами на жизнь, со сложившимися характерами и психическим складом личности. Главной задачей педагогов является сохранение и укрепление этих черт, в развитии в них чувства гражданственности, долга перед своим Отечеством, желания донести до сознания своих будущих учеников усвоенное. Это должно стать их самоцелью.
В патриотическом воспитании учащихся, в подготовке будущих специалистов главная роль должна отводиться воспитанию их личностных качеств: принципиальности, развитию памяти, гражданского долга, патриотических чувств. Представляется необходимым формировать глубокую идейную убежденность, знание предмета, эрудицию, культуру речи. Это можно сделать на основе принципа народности. Принцип народности в подготовке студентов к патриотическому воспитанию учащихся предполагает использование в учебно-воспитательном процессе колоссального опыта патриотического воспитания подрастающих поколений, накопленных традиционной народной педагогикой; знакомство с народными традициями и обычаями в воспитании учащихся; историей родного края и т. д. Вооружение будущих педагогов необходимыми знаниями формирует базу для их успешной самостоятельной педагогической деятельности в школе [6].
Анализ подготовки будущих учителей к патриотическому воспитанию учащихся показывает, что для его осуществления предполагается использование различных возможностей: учебной и внеучебной деятельности, семьи и различных общественных институтов. Это требует от учителя умений исследовать целостный педагогический процесс во всех его взаимосвязях; решать задачи патриотического воспитания как составной его части на основе использования различных видов деятельности воспитанников; учета влияния различных факторов, постоянного повышения уровня самообразования, объединения усилий всех участников воспитательного процесса [13].