Статья:

МЕДИАКОМПЕТЕНТНОСТЬ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Конференция: LXXXIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: инновационная наука»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Аримкулова Г.А., Айдарбекова А.С. МЕДИАКОМПЕТЕНТНОСТЬ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ // Научный форум: Инновационная наука: сб. ст. по материалам LXXXIII междунар. науч.-практ. конф. — № 4(83). — М., Изд. «МЦНО», 2025.
Обсуждение статей состоится 06.05.2025
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

МЕДИАКОМПЕТЕНТНОСТЬ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Аримкулова Гульмира Асхатовна
докторант, Казахский национальный педагогический университет имени Абая, Казахстан, г. Алматы
Айдарбекова Айжан Сарыбаевна
магистр биологии, старший преподаватель, Южно-Казахстанский педагогический университет имени У. Жанибекова, Казахстан, г. Шымкент

 

MEDIA COMPETENCE IN THE EDUCATIONAL PROCESS

 

Gulmira Arimkulova

PhD student, Kazakh National Pedagogical University named after Abay, Kazakhstan, Almaty

Aizhan Aidarbekova

Master of  biology, senior lecturer, South Kazakhstan University named after O.Zhanibekov, Republic of Kazakhstan, Shymkent

 

Аннотация. В данной статье рассматривается важность формирования медиакомпетентности в системе образования. Обсуждаются навыки эффективного использования цифровых инструментов учащимися, способность работать с информацией и соблюдать меры безопасности в онлайн-среде. Также рассматривается роль формирования цифровой грамотности учащихся в образовательном процессе, а также развитие их критического мышления и навыков.

Abstract. This article discusses the importance of developing media competence within the education system. It explores the skills of students in effectively using digital tools, their ability to work with information, and their competence in maintaining safety measures in online environments. Additionally, the article examines the role of fostering digital literacy, critical thinking, and communication skills in the educational process.

 

Ключевые слова: медиа-компетенция, информационная безопасность, критическое мышление, коммуникация, образовательный процесс, медиообразование.

Keywords: media competence, information security, critical thinking, communication, educational process, media education.

 

В настоящее время умение использовать цифровые приборы, обрабатывать информацию, анализировать данные и работать в онлайн-среде является необходимым навыком для успешной адаптации к быстро меняющимся условиям жизни и труда. В процессе обучения учащимся начальной школы предоставляется возможность самостоятельно и творчески применять свои знания и навыки в цифровой медиасреде. Это способствует развитию навыков работы с информацией, критического мышления, коммуникации и сотрудничества, а также повышает мотивацию к обучению. Кроме того, формирование медиа- и цифровой грамотности способствует развитию цифровой культуры и этичного поведения школьников в онлайн-пространстве. Это важно для защиты персональных данных, предотвращения кибербуллинга и других негативных явлений в цифровой среде. Медийная и цифровая грамотность – это набор знаний, взглядов и навыков, которые позволяют получать доступ к информации и знаниям, анализировать, оценивать, использовать, создавать и распространять их. Это подразумевает наличие навыков устной письменной работы со всеми видами информационных ресурсов и мультимедийными операциями, а также способность критически мыслить, понимать и интерпретировать информацию. В будущем информатизация и цифровизация мира могут оказать сильное влияние на педагогический процесс, поэтому образование будет осуществляться не только «онлайн» с помощью компьютеров и СМИ, но и полностью в виртуальной реальности. Основная цель образования – научить учащихся начальных классов грамотно использовать ресурсы, сортировать и анализировать информацию, найденную в медиапространстве, формировать медиаграмотность и медиакультуру [10, с. 179].

Образование – основа развития и процветания общества. В XXI веке качественное образование является ключевым фактором устойчивого развития, поскольку оно позволяет людям приобретать необходимые навыки, развивать критическое мышление и учиться на протяжении всей жизни. Цель устойчивого развития ООН (СНГ), 4 цель – «Качественное образование» – направлена на обеспечение инклюзивного и равноправного доступа к образованию для всех и предоставление возможностей обучения на протяжении всей жизни. Эта цель направлена на совершенствование системы образования, устранение неравенства и создание условий для получения каждым человеком доступного и качественного образования за счет использования современных технологий. Цели устойчивого развития – это глобальные цели, принятые для защиты земного шара и поддержания мира. Они направлены на реализацию 17 целей к 2030 году [9].

Образ жизни людей в информационном обществе, в том числе и развитие молодежи, то есть все стороны жизни основанные на современных информационных технологиях формируются на основе информационного общения. В настоящее время, образовательная деятельность в развитых странах – педагогическая информатика, занимающаяся вопросами создания и реализации концепции образования для людей, живущих в информационном обществе. Среди целей информатизации образования подростков, наряду с универсальными (развитие интеллектуальных способностей, качество и доступность образования), выделяют ряд частных (компьютерная грамотность, информационное обеспечение образования), в том числе индивидуальное образование на основе новых компьютерных технологий обучения [3, с. 9]. Медиа-техническое средство, предназначенно для создания, записи, копирования, тиражирования, хранения, распространения, получения и обмена информацией между субъектом (автором) и объектом (общественной аудиторией). В различных источниках медиаобразование (медиапедагогика) определяется как: «Процесс обучения и развития личности посредством средств массовой информации и материалов в целях формирования культуры взаимоотношения с медиа, творческих и коммуникативных способностей, критического мышления, навыков интерпретации, анализа и оценки медиатекстов, различных форм самовыражения». А медиаграмотность (эквивалент «медиазнания») – это способность воспринимать, анализировать и синтезировать пространственно-временную реальность, «считывать» медиатексты [8, с. 4].

Медиаобразование – процесс, обеспечивающий личностное и социальное развитие человека посредством использования медиа- и материальных ресурсов, осуществляемый посредством средств массовой коммуникации.

То есть, это развитие культуры взаимоотношения с медиа, творчества, коммуникативных способностей, критического мышления, навыков полноценного восприятия, интерпретации, анализа и оценки медиатекстов, а также обучение различным формам самовыражения с помощью медиатехнологий.

Медиакомпетентность – это совокупность навыков отбора, использования, критического анализа, оценки, выражения и создания медиатекстов различных типов, форм и жанров, работа медиа при анализе сложных процессов в обществе [3, с. 36].

Современное образование представляет собой динамичный процесс, на который влияют многочисленные факторы. Наличие открытой информационной среды оказывает очень сильное влияние на процесс обучения.

Новые факты, новые интерпретации этих фактов, разные подходы к объяснению исторических событий, фейковые новости, информационные войны – все это лишь вершина огромного айсберга, способная кардинально изменить традиционные взгляды во многих научных областях [2, с. 84].

Медиа является прекрасным инструментом, который можно использовать в образовательном процессе, оказывая влияние на современных школьников.

В процессе обучения медиа можно использовать для развития потенциальных возможностей личности человека в сфере образования и воспитания: обеспечены мнгочисленными возможностями для развития: эмоций, интеллекта, творческого мышления, формирования мировоззрения, активизации накопленных знаний, эстетического сознания (восприятия, художественного анализа и т. д.) [7, с. 73].

Анализируя вышеперечисленные необходимые навыки, понятие «компетенция» можно интерпретировать по-разному.

Например, А.Д. Майматаева в своих работах дает определение термину «компетенция» следующим образом: «компетенция – это круг вопросов и явлений, интересующих лицо обладающее авторитетом, знаниями и опытом в определенной области» [5, с. 4]. Э.А.Кырбасова в своих работах понятие «компетентность» представляет следующим образом: «Компетентность – это комплексная характеристика личности, основанная на знаниях и умениях, составленная из теоретического и практического компонентов, применяемая в определенной предметной области и эффективно решающая практические задачи» [4, с. 12].

Таким образом, анализируя перечисленные необходимые навыки, нужно отметить, что разные ученые дают разные определения понятию «компетенция».

Информационное общество открывает людям беспрецедентные возможности доступа к информации и знаниям. В то же время, это вызывает множество опасностей и рисков. Большой объем противоречивой и разнородной информации, предоставляемой современными информационными технологиями, создает для людей трудности в получении и обработке информации. Энергия информационных технологий вызывает риск манипулирования сознанием и поведением человека, что может привести к снижению нравственности. Поэтому современному человеку необходимо обладать медийно-информационной грамотностью. Каждое из этих двух понятий (медиаграмотность и информационная грамотность) выражает особое качество, связанное с используемой информационной технологией или типом информации [1, с. 186]. Влияние информационных технологий и медиасредств способствует информатизации, цифровизации общества, модернизации системы образования. Но это, в свою очередь, создает новые угрозы и риски. Поэтому сегодня развитие информационной и медиаграмотности является не только частью образовательного процесса, но и важной задачей всего общества. Умение правильно обрабатывать, оценивать, распространять и безопасно использовать информацию – важнейший навык, отвечающий требованиям XXI века.

В заключение следует отметить, что медийная и информационная грамотность важна не только в контексте образования, но и для устойчивого развития и будущего всего общества.

Соответствующая времени система образования обучает подрастающее поколение медийно-информационной грамотности, вносит вклад в формирование ответственного и сознательного общества за счет эффективного использования современных технологий.

 

Список литературы:
1. Гендина Н.И., Косолапова Е.В. Медийно-информационная грамотность в структуре профессиональной подготовки педагогов, журналистов, библиотекарей // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. – 2019. – №. 46. – С. 180-194.
2. Интеграция медиаобразования в условиях современной школы : сб. науч. трудов I Всеросс. науч.-практ. конф. с международным участием / А. В. Федоров [и др.]. – Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2020 – 211 с. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  https://ifap. ru/library/book601. pdf. (дата обращения: 27.04.2025).
3. Интеграция медиаобразования в условиях современной школы: сборник научных трудов III Всероссийской заочной научно-практической конференции с международным участием / под. ред. А. С. Галченкова. – М.: Изд-во МОО «Информация для всех», 2016. – 135 с.
4. Кырбасова Э.А. Болашақ биологтардың кәсіби құзіреттіліктерін қалыптастыруда ақпараттық-коммуникациялық технологияларды пайдалану («Дәрілік өсімдіктер мен олардың қоры» элективті пән тәжірбиесінде) Философия докторы (PhD) дәрежесін алу үшін дайындалған диссертация – А.: 2020. – 122 б.
5. Майматаева А.Д. Болашақ биолог мұғалімдердің ақпараттық құзыреттілігін қалыптастыру әдістемесі Философия докторы (PhD) дәрежесін алу үшін дайындалған диссертация – А.: 2019. – 121 б.
6. Перизат Сейтқазы. Медиапедагогика: БАҚ,білім және тәрбие. – Алматы 2024. – 9-10-б.
7. Рыжих Н.П. Использование медиаобразования в воспитании детей. – Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та., 2011.
8. Таженова Г.С. Студенттердің медиақұзыреттілігін қалыптастырудың  психологиялық-педагогикалық шарттары:  Философия докторы (PhD) дәрежесін алу үшін дайындалған диссертация – А.: 2022. – 164 б.
9. Тұрақты даму мақсаты туралы түсінік  [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://elibrary.kaznu.kz/kk/node/17367(дата обращения: 27.04.2025).
10. Avdarsol S., Ongarbayeva A.D. Бастауыш сынып окушыларына медиа цифрлык сауаттылыкты калыптастыру // Bulletin of Abai KazNPU. Series of Physical and mathematical sciences. – 2024. – Т. 85. – №. 1. – С. 179-188.