Статья:

Формирование навыков работы с информацией на примере решения текстовых задач в начальной школе

Конференция: XIV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Теория и методика обучения и воспитания

Выходные данные
Евдашева В.Н., Дохненко Ю.А., Сюмакова В.И. Формирование навыков работы с информацией на примере решения текстовых задач в начальной школе // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XIV междунар. науч.-практ. конф. — № 1(14). — М., Изд. «МЦНО», 2018. — С. 28-31.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Формирование навыков работы с информацией на примере решения текстовых задач в начальной школе

Евдашева Виктория Николаевна
студент, Ставропольский государственный педагогический институт, РФ, г. Ставрополь
Дохненко Юлия Александровна
студент, Ставропольский государственный педагогический институт, РФ, г. Ставрополь
Сюмакова Виктория Игоревна
студент, Ставропольский государственный педагогический институт, РФ, г. Ставрополь

 

Formation of skills of work with information on the solution of word problems in primary school

 

Victoria Evdasheva

student, Stavropol state pedagogical Institute, Russia, Stavropol

Julia Dohnenko

student, Stavropol state pedagogical Institute, Russia, Stavropol

Victoria Sumakova

student, Stavropol state pedagogical Institute, Russia, Stavropol

 

Аннотация. В работе обосновывается необходимость получения полноценных навыков работы с информацией при решении текстовых задач, а также роль учителя в данном процессе. Приведены примеры формирующихся информационных умений при решении текстовых задач.  

Abstract. The work substantiates the necessity of making full use of the skills of working with information in solving word problems and the teacher's role in this process. Examples of emerging information skills in solving word problems.

 

Ключевые слова: текстовая задача; работа с информацией; математика; начальная школа.

Keywords: text task; job information; mathematics; primary school.

 

В современном обществе наблюдается стремительный рост объема информации в разных сферах человеческой деятельности. Это приводит к тому, что возрастает необходимость ее анализа, обработки, систематизации даже в повседневной жизни. Для современного человека весьма актуальным стало наличие таких навыков, как правильная обработка информации, выделение главного и отбрасывание несущественных фактов. Навыки работы с информацией включают умения анализировать факты, сравнивать элементы, обобщать и систематизировать, а также творчески подходить к выполнению задания, и эти умения начинают закладываться уже у учащихся начальной школы. Несмотря на то, что абсолютно каждый раздел математики направлен на умение работать с информацией в различных видах, считаем, что ключевая роль в этом вопросе принадлежит текстовым задачам.

Текстовая задача – словесная модель какого-либо явления, ситуации, процесса, требующая перевода на математический язык [3, с. 104]. Для успешного решения текстовой задачи учащимся необходимы умения анализировать текст, выделять известные и неизвестные компоненты, устанавливать взаимосвязи между ними и моделировать.

Основными этапами решения текстовой задачи являются:

1. Осмысление задачи.

2. Поиск решения задачи.

3. Выполнение плана решения.

4. Проверка.

Этапы работы с информацией схожи с теми действиями, которые мы совершаем при решении текстовой задачи [2]:

1. Постановка цели работы с информацией (этап осмысления).

2. Сбор информации (этап поиска).

3. Обработка полученной информации (этап поиска).

4. Формулирование гипотезы (предположения) на основе выполненной обработки информации (этап поиска).

5. Принятие решения (этап выполнения).

6. Принятие гипотезы или ее отклонение (этап проверки).

В процессе первого этапа решения текстовой задачи учащиеся начинают осмысливать ее суть. Здесь они учатся выделять элементы задачи: условие, вопрос, ее объекты, тем самым анализируя задачу, раскладывая ее на составные части, из которых она состоит. Школьники также учатся выделять главное на данном этапе работы, отбрасывать ненужную информацию и восполнять информационные пробелы в тех случаях, если рассматривается задача с недостающими данными.

Второй этап позволяет школьникам научиться работать в  группе, видеть ситуацию со стороны, преодолевать трудности, высказывать свои предположения, развивая, тем самым, коммуникативные навыки, ведь в начале ученики про себя думают и ищут решение, а затем делятся своими мыслями с одноклассником, учителем или всем классом. Здесь важную роль играет умение творчески подходить к решению задачи и проявлять инициативу. Для поиска решения текстовой задачи ученики могут использовать схемы, таблицы, дополнительные символы, условные знаки, стрелки. Это способствует формированию представлений об отношениях между частями задачи, о связях между величинами, порядке этих связей и в тоже время способствует формированию умений представлять информацию не только в текстовой, но и в графической форме, что составляет основу процесса моделирования в начальной школе [1]. Также на данном этапе происходит формулирование гипотезы о решении задачи, которую впоследствии учащиеся опровергают или подтверждают. 

При решении задачи дети пользуются предложенным планом решения, правилами или необходимыми формулами. Благодаря определенному алгоритму выполнения задач, ребенок осваивает такие навыки работы с информацией, как работа по заданному алгоритму и выполнение инструкции.

На четвертом этапе формируется навык самоконтроля. Одним из способов проверки является формулирование и решение обратной задачи. При ее решении младшие школьники осваивают такие информационные умения, как проверка выдвинутой гипотезы и ее обоснование, обоснование предложенной модели.

Несомненно, что математика является важнейшим условием интеллектуального развития школьников. А так как навык решения текстовых задач – это необходимая база, на основе которой дети учатся преодолевать проблемные ситуации, стоит поговорить и о роли учителя в данном процессе. Например, педагогу необходимо научить детей распознавать типы текстовых задач, выбирать и применять верный способ решения (в соответствии с выбранном типом), распознавать отношения между величинами, о которых идет речь в задаче, что также соответствует формированию таких логических умений работы с информацией, как анализ, сравнение, обобщение, синтез. Также полезно давать задания учащимся самим составлять задачи и решать их. Тем самым они учатся не только понимать зависимость между величинами, но, в принципе, понимать информацию и оперировать ей. Задача педагога - научить детей работать с текстовой задачей в широком смысле слова. А для того, чтобы вызвать интерес у обучающихся и ликвидировать у них страх перед задачей, педагоги используют различные формы и методы работы.

Вследствие решения задач у детей формируются математические понятия. Задачи являются средством развития логического, наглядно-образного мышления, показывают значение математики в повседневной жизни, помогают детям использовать полученные знания в практической деятельности, где приходится воспринимать, обрабатывать и выдавать адекватную ответную информацию.

 

Список литературы:
1. Вендина А.А. Моделирование при решении текстовых задач в начальной школе // Проблемы и перспективы развития образования в России. Сборник материалов XLVII Всероссийской научно-практической конференции. Под общей редакцией С.С. Чернова. 2017. С. 59-63.
2. Вендина А.А., Малиатаки В.В., Богомолов Е.В. Формирование информационной грамотности учащихся на уроках математики в начальной школе как средство реализации требований ФГОС // Мир педагогики и психологии. 2017. № 11 (16). С. 69-75.
3. Стойлова Л.П. Математика: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2002. 424 с.