Статья:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕЙРОИГР В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ ПРИ АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ

Конференция: LXXXI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Коррекционная педагогика

Выходные данные
Мордасова Е.А. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕЙРОИГР В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ ПРИ АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам LXXXI междунар. науч.-практ. конф. — № 2(81). — М., Изд. «МЦНО», 2024.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕЙРОИГР В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ ПРИ АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ

Мордасова Елена Анатольевна
учитель-логопед, МАДОУ – детский сад № 38, РФ, г. Екатеринбург

 

Аннотация. В данной статье описывается практический опыт автора по устранению речевых нарушений у детей дошкольного возраста. Приведены эффективные средства для преодоления недостатков детской речи. Статья актуальна, поскольку в настоящее время наблюдается рост речевых нарушений у детей дошкольного возраста. У ребят с речевыми нарушениями отмечаются трудности в полноценной коммуникативной деятельности. Эффективному развитию речевой функции способствуют нейроигры.

 

Ключевые слова: логопедическая работа; нейроигры; дошкольники, автоматизация звуков, логопед, произносительные навыки.

 

В настоящее время наблюдается рост речевых нарушений у детей дошкольного возраста. Психолого-педагогическая характеристика детей с недостатками речи представлена в трудах Р. Е. Левиной, Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной, О. Е. Грибовой и др. [1; 2].

Речевые нарушения могут затрагивать различные компоненты речи. Они могут выражаться в нарушении произносительных навыков и проявляться в снижении внятности речи без других проявлений. Вторые затрагивают фонематическую сторону языка, при этом нарушается не только звукопроизношение, но и звуковой состав слова, в последствии влекущие за собой нарушения чтения и письма. Другие представляют собой коммуникативные нарушения, которые могут препятствовать обучению ребенка.

У части детей отмечается соматическая ослабленность и замедленное развитие локомоторных функций; им присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы — плохая координация движений, снижение скорости и ловкости их выполнения.

Также у детей с речевыми нарушениями отмечаются трудности в полноценной коммуникативной деятельности, формировании саморегуляции и самоконтроля, отмечаются разнообразные недостатки познавательной деятельности и нарушения эмоционально-волевой сферы.

Состояние здоровья таких детей предусматривает создание для них специальных условий развития и обучения.

Одним из средств, позволяющих эффективно развивать речевую функцию, моторную и психическую сферу детей, имеющих особые образовательные потребности, являются нейроигры. Они помогают развивать межполушарное взаимодействие, зрительно-пространственную координацию, моторику рук, синхронизируют работы глаз и рук, повышают уровень устойчивости и переключения внимания, самоконтроль и моторное планирование. А также помогают разнообразить процесс автоматизации звуков.

В нейроиграх особое внимание уделяется одновременному развитию обоих полушарий головного мозга.

В своей коррекционной работе я использую нейроигры на всех этапах коррекционной работы. Сначала при выполнении подготовительных упражнений, далее при автоматизации звуков в речи воспитанников, а затем и при дифференциации звуков. Разберу примеры нейроигр на этапе автоматизации звуков.

Автоматизацию звуков начинаем с изолированного произнесения звука, в таком случае мы можем использовать такие нейроигры как:  

«Звуковые дорожки». После того как звук поставлен, мы предлагаем ребенку двумя руками провести по дорожке и произнести звук.

 

Рисунок 1. Звуковые дорожки

 

«Нейродоски». Точно также предлагаем ребенку произнести поставленный звук и провести два бегунка по дорожкам.

 

Рисунок 2. Нейродоски

 

Далее идет работа по автоматизации звука в слогах. Для этого мы можем использовать вот такие упражнения:

«Поп-ит». Одновременно двумя руками надавливаем на кружочки и называем нужные для автоматизации слоги.

 

Рисунок 3. «Поп-ит»

 

«Сортировка». Перед ребенком ставят две тарелочки разного цвета и предлагают разложить в них предметы тех же цветов, что и тарелки. Предметы выкладываем перед тарелочками в таком порядке: красный, желтый, красный, желтый. При раскладывании ребенок произносит слоги са, со, су и т.д. Для начала можно просто складывать предметы, а затем усложнить и складывать наперекрест.

 

Рисунок 4. «Сортировка»

 

Следующий этап автоматизации звуков в словах, для этого мы можем использовать нейроигры:

«Покажи одновременно». Ребенку предлагается карточка, на которой изображены картинки. Одновременно двумя руками он должен показать одинаковые картинки и назвать их. На самих карточках изображены картинки с автоматизируемым звуком.

 

Рисунок 5. «Покажи одновременно»

 

«Ладошки». Предлагаем ребенку карточку и просим произнести слово и сделать действие двумя руками.

 

Рисунок 6. «Ладошки»

 

«Шестиугольник». Предлагаем ребенку карточку с шестиугольником, на каждом из углов шестиугольника изображена картинка с автоматизируемым звуком. Просим ребенка проводить пальцами обеих рук одновременно от угла к углу и называть картинки.

 

Рисунок 7. «Шестиугольник»

 

Таким образом, использование нейроигр на логопедических занятиях дает положительный результат, а также вовлекает детей в процесс автоматизации звуков, что способствует повышению эффективности коррекционной работы.

 

Список литературы:
1. Волкова Л.С. Логопедия. – М.: Просвещение, 2004. – 703 с.
2. Визель Т.Г. Основы нейропсихологии: учеб. для студентов вузов. – М.: АСТАстрель Транзиткнига, 2005. – 384 с.