Подростковый клуб по месту жительства - многогранный инструмент формирования социально значимой личности
Конференция: IV Международная заочная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Секция: Теория и методика обучения и воспитания
IV Международная заочная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Подростковый клуб по месту жительства - многогранный инструмент формирования социально значимой личности
Youth club in the community – a multi-faceted tool for shaping socially relevant personality
Victoria Mayorova
Methodist, MBU DO CVR «Parus», Russia, Samara
Аннотация. Автор статьи разносторонне рассматривает вопрос организации воспитательного процесса в подростковом клубе по месту жительства; освещается практика объединения разноплановых мероприятий в единую воспитательную систему, специфика таких направлений, как: патриотическое, духовно-нравственное, экологическое воспитание, самоуправление, а также работа с семьёй. Материал отражает актуальность и своевременность применения комплексного подхода к вопросу воспитания подрастающего поколения.
Abstract. Author considers the organization of educational process in the teen club in the community, discusses the practice of combining diverse activities into a single educational system, study the specifics of such areas as: patriotic, spiritual and moral, environmental education, self-management, as well as work with the family. Article reflects the importance and relevance of an integrated approach to the education of the younger generation.
Ключевые слова: подростковый клуб; воспитательная программа; социализация детей; самоуправление; работа с родителями.
Keywords: youth club; educational program; socialization of children; self-management; work with parents.
Проблема воспитания каждого отдельно взятого ребёнка как частицы будущего общества в настоящий момент приобретает всё больший вес на государственном уровне. К вопросу воспитания подрастающего поколения в современных образовательных учреждениях подходят комплексно, разрабатывая воспитательные системы и воспитательные программы.
Философия воспитательного процесса МБУ ДО ЦВР «Парус» г.о.Самара основана на приоритетных идеях Концепции развития дополнительного образования, Стратегии развития воспитания в РФ на период до 2025 года, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России; ориентирована на соблюдение конституционных норм и положений Закона РФ «Об образовании».
Воспитание, как составная часть образования ребёнка, имеет на сегодняшний день ничуть не меньший вес, чем обучение.
«Воспитать человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, - значит воспитать угрозу для общества», - говорил Т. Рузвельт [2].
Функция воспитания гражданственности, формирования целостной личности - одно из основополагающих направлений деятельности учреждений дополнительного образования.
Подростковые клубы по месту жительства как структурное подразделение учреждения дополнительного образования в большей степени отвечают социальному запросу формирования морально-нравственных качеств молодого поколения. Клуб не столько ориентирован на обучение, получение тех или иных знаний, сколько на организацию системного воспитательного процесса. Клуб для подрастающего поколения – своего рода микромир, отвечающий за моральное, духовное, нравственное обогащение детей в шаговой доступности от дома.
Не секрет, что именно школьный возраст – это тот период жизни человека, когда в нём зарождаются и укореняются все основополагающие духовно-нравственные ценности. Особенно важно не упустить этот момент, вовремя бросить в благодатную почву зерно человечности, иначе восполнить упущенный воспитательный потенциал в дальнейшем будет достаточно сложно. Следует понимать, что освоенное и принятое детьми на этапе становления в большей степени останется с ними на всю жизнь.
Творческие объединения клуба по месту жительства в первую очередь нацелены на социализацию детей путём отвлечения их от пустого времяпрепровождения. «Увести детей с улицы», максимально приобщить их к культурному досугу - значит дать толчок к полноценному социально ориентированному развитию личности.
Особую роль здесь играет детское самоуправление, ориентированное на формирование лидерских качеств подрастающего поколения. Самостоятельность в принятии решений, возможность участия в организаторской деятельности порождают в обучающихся способность иметь и аргументировано выражать собственное мнение, ответственность за намеченное дело, самодисциплину и самоконтроль. Активная позиция обучающегося в решении внутренних дел Клуба становится предпосылкой к дальнейшей успешной самореализации молодого гражданина.
В то же время педагогика активно выступает за вовлечение в процесс воспитания института семьи. Реалии сегодняшнего дня таковы, что родители, максимально мотивированные на заработок, обеспечение финансового благополучия, зачастую не имеют ни времени, ни сил, ни желания, а более того, не видят необходимости в организации активного совместного с детьми досуга. Однако, формирование духовно-нравственных качеств (другими словами, само воспитание) начинается именно в семье.
В этой ситуации всё более очевидной становится социальная значимость клубов по месту жительства в качестве очага межличностного общения не только между сверстниками-детьми, но и между детьми и их родителями, выступая за единение семьи, возвращая в понимание масс значимость семьи как социального института.
Таким образом, клуб по месту жительства – единое пространство, педагогически грамотно организованное и нацеленное на реализацию творческого потенциала ребёнка – с одной стороны – и на создание общности педагогов, детей и их родителей – с другой.
Одним из наиболее востребованных среди населения клубов по месту жительства Центра внешкольной работы «Парус» г.о.Самара на протяжении многих лет является клуб «Огонёк» (педагог-организатор Попова Ирина Вадимовна). Под её руководством здесь из года в год ведётся активная разноплановая деятельность, направленная на формирование у обучающихся важнейших человеческих качеств. Обобщив опыт многолетнего труда, педагог организатор И.В. Попова предложила к реализации на базе Клуба ряда воспитательных мероприятий, объединённых перспективной целью. Таким образом, в 2015 году была разработана воспитательная программа «За нами - будущее»; тогда же было начато её воплощение в жизнь.
Воспитательная программа – это алгоритм осуществления замысла педагога по формированию социально значимых личностных качеств обучающегося. Она позволяет педагогу выстроить чёткий план собственных действий, прогнозируя ожидаемый на выходе продукт.
В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России современный национальный воспитательный идеал определён как «высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации» [1, с.11].
Таким образом, Воспитательная программа Клуба по месту жительства призвана: сформировать чувство патриотизма, личной ответственности за судьбу Отечества; понимание личностной ценности окружающих людей; понимание важности для государства экологической безопасности и природосбережения; желание и умение формулировать и отстаивать свою общественную позицию; сформировать желание обучающегося к самосовершенствованию; а также чувство толерантности в сознании обучающихся; добиться осознания детьми (и их родителями) семьи как основы социума; пробудить желание к самостоятельным поступкам на основе морального самоопределения.
Следует понимать, что при реализации этих задач огромная роль отводится авторитету педагога, так как он всегда влечёт за собой подражательные действия воспитанника. Воспитательная программа никогда не будет иметь должного эффекта, если личное поведение педагога, его поступки и мировоззрение идут в разрез с пропагандируемыми постулатами.
Максимальный воспитательный эффект может быть достигнут путём привлечения к проведению совместных мероприятий и акций сторонних организаций, что позволит расширить эмоциональное поле обучающихся, а значит усилить восприятие позиционируемых ценностей.
Реализация воспитательной программы будет успешной только тогда, когда ребёнок сам осознает потребность в решении обозначенных ему проблем, а его участие в запланированных мероприятиях будет добровольным и посильным.
Особое внимание необходимо уделить взаимодействию обучающихся друг с другом, а также сотрудничеству детей и взрослых, что приводит к взаимному обогащению, социальной активности, терпимости и самодисциплине.
Воспитательный процесс предполагает, что только каждодневность, комплексность, планомерность и последовательность реализации всех направлений воспитательной работы может стать залогом максимальной результативности и достижения намеченной цели.
Патриотическое воспитание в работе Клуба по месту жительства «Огонёк» ЦВР «Парус» г.о.Самара, пожалуй, один из наиболее актуальных на сегодняшний момент векторов педагогического воздействия. Патриотизм в глобальном его смысле зарождается в подрастающем поколении с осознания любви к своей малой родине, микрорайону, двору, в котором ты живёшь, уважения к окружающим тебя людям. Возможности Клуба предполагают разнообразие форм работы по патриотическому направлению. Это:
· целевые экскурсии, прогулки по историческим местам города, знакомство с иторико-культурным наследием;
· беседа «Куйбышев периода ВОВ – город трудовой и боевой славы».
· проведение встреч с ветеранами и выдающимися людьми города;
· знакомство с фольклорными традициями, народными ремёслами и промыслами;
· исследовательская и проектная деятельность детей;
· просмотр и обсуждение тематических художественных фильмов
Логическим продолжением патриотического направления воспитательной программы является духовно-нравственная составляющая. Повышение общей культуры учащихся лежит в основе этого направления воспитательного процесса. Личность духовно развитая, высоко нравственная – это личность толерантная, ориентированная на служение добру, служение окружающим людям. Следовательно, особое внимание следует уделить духовным упражнениям ума, чувств и сердца обучающегося. Педагог-организатор Попова И. В. с этой целью проводит разноплановые мероприятия, применяя следующие формы работы
· дискуссия;
· проблемная ситуация;
· дежурство по клубу и поддержание порядка в помещениях;
· участие в общественно-полезных работах;
· посещение театров и музеев;
· акции детской благотворительности.
Экологическое воспитание в условиях современной природоохранной ситуации приобретает всё больший вес в формировании личностных качеств подростков. Их сознание сегодня должно быть экологически ориентированным, то есть осознанно выступать за единство человека и природы. Обучающийся должен воспринимать себя как часть экологической системы; понимать, что все процессы в природе взаимосвязаны и от каждого из нас зависит, какая природа будет окружать нас, и какое природное наследие мы оставим потомкам.
Педагоги дополнительного образования Клуба «Огонёк» под руководством педагога-организатора Поповой И. В. проводят экологические рейды в парки города, выходы с детьми в природу; формируют (в рамках проектной деятельности обучающихся) «Красную книгу» региона. А посещение классического и контактного зоопарков; тематические викторины и экологические спектакли уже стали излюбленными и традиционными формами работы с детьми.
Самоуправление - одно из современных и наиболее перспективных направлений воспитания подрастающего гражданина. Осознание подростком уважения со стороны взрослых его личностных взглядов активизирует развитие его самостоятельности (при подспудном руководстве педагога всем процессом).
Дети активно включены в организацию и проведение социально значимых мероприятий («Праздник нашего двора», «Ветеран живёт рядом» и пр.). Коллективные творческие дела, волонтёрство и шефство; индивидуальные поручения по способностям; взаимодействие актива Самоуправления с администрацией ЦВР «Парус» г. о. Самара, выпуск стенгазеты, информационных листовок, участие в работе сайта; последующий анализ проведённых мероприятий, изучение общественного мнения, дискуссии – практикуемые в Клубе формы работы по этом сегменте Воспитательной программы.
Работа с семьёй – важнейшее направление в воспитательном процессе, организуемом клубом по месту жительства. Задача педагога-организатора – сделать родителей активными участниками воспитательных мероприятий в стенах Клуба, ведь именно семья для ребёнка является первичным нравственным базисом, а родители – образцом морали и духовности, примером для подражания. Именно поэтому так важно максимально привлечь родителей к реализации воспитательных мероприятий, осуществляемых в стенах клуба.
Помимо родительских собраний, индивидуальных консультаций и бесед, проводятся Дни открытых дверей, совместные творческие дела и мероприятия, посвящённые государственным и календарным праздникам; родители задействованы в дежурстве во время культурно-массовых мероприятий; диагностической деятельности по качеству образовательных услуг. Постоянная связь между педагогами Клуба и родителями осуществляется как через телефон, так и через Интернет.
Анализ увлечённости и заинтересованности детей, посещающих Клуб по месту жительства «Огонёк» Центра внешкольной работы «Парус» г.о.Самара, анкетирование обучающихся на предмет формирования нравственно-этических норм поведения, возросший уровень общей социализации подрастающего поколения позволяют сделать вывод об успешной реализации разработанной Воспитательной программы в минувшем 2015-2016 учебном году и взять её за основу для организации комплексного воспитательного процесса на базе Клуба «Огонёк» в дальнейшем, а также ретранслировать этот положительный опыт в прочих подростковых клубах по месту жительства Центра внешкольной работы «Парус» г.о.Самара.