Статья:

ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКИХ ВУЗОВ

Конференция: LXXXV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Теория и методика профессионального образования

Выходные данные
Гриднева С.В. ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКИХ ВУЗОВ // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам LXXXV междунар. науч.-практ. конф. — № 6(85). — М., Изд. «МЦНО», 2024.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКИХ ВУЗОВ

Гриднева Светлана Викторовна
канд. пед. наук, доц., Ханты-Мансийская государственная медицинская академия, РФ, г. Ханты-Мансийск

 

BASIC CONCEPTS OF FORMATION OF STUDENTS’ EDUCATIONAL AND PROFESSIONAL GOAL SETTING

 

Svetlana Gridneva

Candidate of Pedagogic Sciences, Assistant professor in Khanty-Mansiysk State Medical Academy, Russia, Khanty-Mansiysk

 

Аннотация. В статье рассматриваются основные особенности формирования учебно-профессионального целеполагания как одного из компонентов профессиональной направленности студентов. Для развития целеполагания предлагается использование методики SMART, дается ее детальное описание с помощью конкретных примеров.

Abstract. The article deals with the main aspects of formation of educational and professional goal setting as one of the components of students’ professional direction. SMART method is described with the help of specific examples that may be used for the development of goal setting skills.

 

Ключевые слова: профессиональная направленность студентов, учебно-профессиональное целеполагание, мотивация, самостоятельная работа студентов.

Keywords: students’ professional direction, educational and professional goal setting, motivation, students’ independent work.

 

Формирование профессиональной направленности студентов медицинских вузов является актуальной и сложной проблемой. На основе проведенного ранее исследования нами было установлено снижение профессиональной направленности студентов-медиков в процессе обучения [3]. Наименее сформированным компонентом профессиональной направленности оказалось учебно-профессиональное целеполагание. Поэтому целью данной работы является изучение основных положений формирования учебно-профессионального целеполагания студентов.

Цель является основополагающим понятием формируемого нами компонента профессиональной направленности студентов.  Е. А. Сиденко формулирует цель как желание, имеющее четкие критерии [5]. По определению, данному в кратком психологическом словаре, целью является осознанный образ результата, на достижение которого человек направляет свою деятельность [4]. Таким образом, успешная постановка цели – это первый этап, который определяет всю последующую деятельность.

На начальном этапе формирования целеполагания, студентам необходимо осознание того результата деятельности по изучаемой дисциплине, которого они хотели бы достичь. Понимание результата является особенно важным для самостоятельной работы студентов. Именно в ходе самостоятельной работы обучающиеся осознают проблему, решение которой приведет к желаемому, конкретному результату. Конкретность является важным критерием целеполагания [1]. Однако осознание студентами целей и задач самостоятельной работы зависит от того, как преподавателем будет предъявлено содержание этих задач. Также преподаватель должен ориентировать обучающихся в системе средств, необходимых для достижения цели.

Постановка цели является довольно сложной задачей. Однако существуют определенные методы, которые способствуют успешному формированию целеполагания. Например, методика SMART [6]. Ранее ее использовали только в менеджменте и проектном управлении, а теперь она нашла свое успешное применение во всех сферах, где осуществляется целеполагание. SMART – это мнемоническая аббревиатура, состоящая из прилагательных, описывающих требования к успешно сформулированной цели, а именно:

S – specific – конкретная;

M – measurable – измеримая;

A – achievable – достижимая;

R – result-oriented – актуальная;

T – time-based – определенная по времени.

На первый взгляд, все лаконично, просто и понятно. Но необходимо обращать пристальное внимание на словесное формулирование цели. Смысловой основой цели должен быть глагол в настоящем или будущем времени: достичь, выполнить, создать либо достигну, выполню, создам.  Далее следует существительное в винительном падеже, продолжающее смысловую основу: достичь объема, выполнить перевод, создать приложение. Далее необходимо по смыслу добавить количественное измерение цели: достичь объема в 1000 слов, выполнить перевод 10 статей, создать 1 приложение. Обязательно необходимо добавить сроки исполнения: через месяц, к 31 декабря 2024 года, к зачету по иностранному языку. Все вышеперечисленные пункты очень важны, но наиболее сложным и определяющим, а также мотивирующим является актуальность – зачем, для чего необходимо достижение данной цели: чтобы сдать зачет по английскому, чтобы научиться общаться с носителями языка, чтобы стать лучшим в рейтинге студентов 1 курса и т.д.

Преподаватель может помочь студентам на данном этапе научиться формулировать продуктивные цели. При этом цели могут и должны быть индивидуализированными, у всех студентов – своими, по-разному сформулированными. Но в рамках обучения определенной дисциплине данные цели будут ограничены определенными условиями, как, например, содержанием и сроками, определенными утвержденной программой дисциплины.

Также важно отметить, что кроме основной цели студентам необходимо сформулировать ряд подцелей, конкретизирующих действия-шаги по ее достижению. Возможно дробление целей до уровня каждого занятия. Это способствует развитию самоконтроля и развивает способность к принятию ответственности за результат своей деятельности. В исследовании С.С.Гречихина, которое посвящено изучению влияния постановки студентами личных целей на успеваемость, «у 70% обучающихся отмечается увеличение успеваемости, а у 65% – стабильность в обучении» [2, с. 17].  Также есть подтверждение эффективности постановки целей на каждом занятии, полученное в исследованиях зарубежных ученых [7].

Учебно-профессиональное целеполагание связано с остальными компонентами профессиональной направленности и напрямую влияет на самостоятельность в профессионально-ориентированной учебной деятельности, а также в целом повышает мотивацию к обучению.

В рамках коммуникативно-ориентированного обучения дисциплине «Иностранный язык» мы планируем провести эксперимент, для которого будет создан алгоритм формирования учебно-профессионального целеполагания. Мы предполагаем, что изменение формы проведения зачета по дисциплине может способствовать процессу развития целеполагания и взаимосвязанных компонентов профессиональной направленности студентов.

В заключении следует отметить, что формирование учебно-профессионального целеполагания будет способствовать не только повышению уровня профессиональной направленности студентов, но также улучшению академической успеваемости обучающихся, что делает решение данной проблемы еще более актуальным.

 

Список литературы:
1. Близнецова О.И., Снегирева Т.В. Отношение, целеполагание и самореализация в структуре самостоятельной работы студентов // Психология обучения. – 2009. – № 4. – С. 49–59. 
2. Гречихин, С.С. Влияние постановки цели на академическую успеваемость студентов // Балтийский гуманитарный журнал. – 2020. – Том 9, № 3 (32). – С. 60–62. 
3. Гриднева С.В. Определение сформированности профессиональной направленности студентов медицинской академии // Мир науки, культуры, образования. – 2024. - № 4 (101). – С. 22–25.
4. Краткий психологический словарь / сост. Л.А. Карпенко; под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. – 431 с. 
5. Сиденко Е.А. Мастер-класс: «Целеполагание: от осмысления к деятельности» // Эксперимент и инновации в школе. – 2010. – № 5. – С. 42–48. 
6. Doran G.T. There’s a S.M.A.R.T. way to write management’s goals and objectives // Management Review. — 1981. — Vol. 70. — Is. 11 (AMA Forum). — P. 35 – 36.
7. Self-Set Goals Improve Academic Performance Through Nonlinear Effects on Daily Study Performance / G. Alessandri [et al.] // Learning and Individual Differences. 2020. Vol. 77. doi: http://doi.org/10.1016/j. lindif.2019.101784