К ВОПРОСУ ИССЛЕДОВАНИЯ ИНКЛЮЗИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА
Конференция: XCVIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Секция: Теория и методика обучения и воспитания

XCVIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
К ВОПРОСУ ИССЛЕДОВАНИЯ ИНКЛЮЗИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА
ON THE ISSUE OF STUDYING THE INCLUSIVE COMPETENCE OF A TEACHER
Yulia Zigangirova
First category teacher, MBO "Russian-Tatar Secondary Comprehensive School No. 136" of the Privolzhsky District of Kazan, Republic of Tatarstan, Kazan
Аннотация. Инклюзивная компетенция педагога становится одной из важнейших в условиях современного образования. Учебный процесс строится в зависимости от потребностей и возможностей как детей с нормативным развитием, так и с особенностями возрастного развития. В данной статье описывается практический опыт работы с учащимися с ОВЗ.
Abstract. Inclusive competence of a teacher is becoming one of the most important in the conditions of modern education. The educational process is built depending on the needs and capabilities of both children with normal development and those with age-related developmental peculiarities. This article describes practical experience of working with students with disabilities.
Ключевые слова: Инклюзивная компетенция, инклюзивное образование, дети с ОВЗ.
Keywords: Inclusive competence, inclusive education, children with disabilities.
В условиях современного образования одной из важнейших становится инклюзивная готовность педагога к работе с детьми с ОВЗ. Инклюзивное образование – процесс развития образования, подразумевающий доступность образования для всех в плане приспособления к различным нуждам всех учащихся, что обеспечивает доступ к образованию для учащихся с особыми потребностями. Данные потребности обусловлены особенностями (физическими, психическими, социальными, лингвистическими, национальными и др.) и способностями обучающегося [1].
Инклюзивная компетентность педагога рассматривается как совокупность профессионально-важных и личностно-значимых качеств и умений педагога для создания условий, успешного обучения, воспитания и развития обучающихся с ОВЗ и инвалидностью [2], то есть способность учителя эффективно работать с детьми с разными образовательными потребностями. Она включает в себя знания, умения, навыки и личностные качества, необходимые для создания комфортной и поддерживающей образовательной среды для всех учеников.
В настоящее время в инклюзивных классах, как привило, обучаются как дети с ОВЗ, так и дети с нормативным развитием. И от учителя в данных случаях требуется умение создать благоприятные условия для всех учащихся, организовать учебный процесс в соответствии с особенностями развития всех детей.
Педагог в инклюзивном классе выполняет следующие функции:
- готовит учебные программы для учащихся с ОВЗ с учетом их возможностей и потребностей;
- корректирует общеобразовательные учебные материалы с учетом потребностей учащихся;
- проводит учебные занятия, осуществляет проверку классных и домашних работ;
- организует по необходимости индивидуальные занятия с детьми;
- оценивает эффективность образовательных программ;
- помогает учащимся в социальной адаптации;
- консультирует родителей.
Одним из важнейших этапов подготовки учителя к работе в инклюзивном пространстве становится его позитивное отношение к данному явлению, уважительное отношение к детям с ОВЗ. Кроме психологической готовности, компетентность педагога инклюзивного образования носит профессиональный характер: знание коррекционной педагогики, владение психологическими технологиями, знание особенностей детской физиологии и психологии, готовность к поддержанию здорового психологического климата в классе и др. [2, с. 82].
В настоящее время выделяют несколько вариантов развития инклюзивной компетенции педагога: участие в мероприятиях, направленных на повышение уровня владения знаниями (лекциях, семинарах, НПК, конкурсах и пр.), участие в инновационной деятельности, занятие самообразованием (изучение отечественной и зарубежной литературы по теме инклюзии).
В МБОУ «Русско-татарской средней общеобразовательной школе №136» Приволжского района города Казани работают с детьми с ОВЗ двенадцать педагогов из 36 учителей, инклюзивное образование осуществляется в учебном учреждении с 2021 года. Среди педагогов, работающих с детьми с ОВЗ, было проведено анкетирование, направление на изучение формирования инклюзивной компетенции. Педагогам было предложено заполнить анкету «Изучение готовности педагогов общеобразовательных организаций к внедрению инклюзивного образования», по результатам анализа ответов было выявлено, что 100 % педагогов знают основные документы об образовании, 95% педагогов знакомы с отечественным и зарубежным опытом организации инклюзивного образования, 60 % из них постоянно изучают современные публикации на данную тематику. Большинство респондентов написали, что, по их мнению, особенность инклюзивного образования заключается в необходимости понимания особенностей детей с ОВЗ, знания теории по коррекционной педагогике; в умении быть гибким в процессе подготовки к уроку и во время занятия. Для эффективной реализации инклюзивного подхода в российском образовании, по мнению учителей, необходимо современное материально-техническое и программно – методическое оснащение образовательной организации; наличие в образовательной организации узких специалистов для работы с детьми с ОВЗ (дефектолог, логопед, тьютор и др.); разработка программ для детей и родителей общеобразовательных организаций по преодолению негативного отношения к совместному образованию.
В рамках развития инклюзивной компетенции педагогов в МБОУ «Русско-татарской средней общеобразовательной школы №136» Приволжского района города Казани активно проводятся Уроки Доброты с приглашением людей с ОВЗ или инвалидностью, квест-игры, мастер-классы, тренинги в рамках участия в городском проекте «ПРОстранство. Инклюзия», в сотрудничестве с РООИ «Перспектива» в рамках проектов: «Дети и подростки с инвалидностью – к жизни в инклюзии: расширяем горизонты» при поддержке Фонда Президентских грантов, «Дети, подростки и молодежь с инвалидностью: от уверенности в настоящем к успеху в будущем» при поддержке Благотворительного фонда «Абсолют-Помощь». Педагоги, работающие с детьми с ОВЗ, активно участвуют в городских семинарах, научно-практических конференциях, занимают призовые места на конкурсе «Учитель года» в номинациях «Учитель-логопед» (2024 г., Антонова Ю.А.), «Педагог инклюзивного образования» (2025 г., Халимова А.Г.)
Таким образом, инклюзивная компетентность педагога формируется при условии создания положительного отношения к процессу инклюзивного образования, позитивного отношения к инклюзии, умению гибко подходить к учебно-образовательному процессу.
