Формирование умения разрабатывать бизнес-план у студентов колледжей неэкономических специальностей
Конференция: XIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Секция: Теория и методика профессионального образования
XIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Формирование умения разрабатывать бизнес-план у студентов колледжей неэкономических специальностей
The formation of skills of drawing up business plans from College students of non-economic specialties
Natalia Kolodeshnikovа
candidate of geographical Sciences, lecturer, Anzhero-Sudzhensk Polytechnic College, Russia, Anzhero-Sudzhensk
Аннотация. В статье рассматривается вопрос формирования умения разрабатывать бизнес план у студентов специальности 15.02.01 Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям). В статье приведен пример разработанного студентами бизнес-плана.
Abstract. The article discusses the formation of the ability to develop a business plan from students majoring 15.02.01 Installation and technical operation of industrial equipment (by industry). The article is an example developed by students of the business plan.
Ключевые слова: умения; практические навыки; бизнес-план.
Keywords: skills; practical skills; business plan.
Согласно ФГОС СПО специальности 15.02.01 Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям) при освоении дисциплины ОП 10 Основы экономики отрасли и правового обеспечения профессиональной деятельности одним из необходимых приобретаемых студентами умений является умение разрабатывать бизнес-план [1].
Согласно рабочей программе учебной дисциплины и разработанном на ее основе курсе лекций данное умение формируется при изучении темы «Планирование экономической деятельности предприятий отрасли», в том числе при выполнении практического занятия «Разработка бизнес-плана» [2].
Создание учебного бизнес-плана в целом преследует следующие цели: 1) закрепление пройденного лекционного материала; 2) практическое применение полученных знаний; 3) проявление творческих способностей [2].
С целью формирования умения разрабатывать бизнес-план, на практическом занятии студентам было дано задание «Разработать бизнес-план согласно следующей структуре»: 1. ИНФОРМАЦИЯ О ПРОЕКТЕ (Наименование проекта, основной вид деятельности, размер первоначального капитала, структура первоначального капитала, стоимость основных производственных фондов, количество создаваемых рабочих мест, место реализации проекта); 2. ИНФОРМАЦИЯ О ПРОДУКЦИИ (Наименование продукции, назначение и основные характеристики продукции, характеристика новизны); 3. АНАЛИЗ РЫНКА (Востребованность продукции, конкурентные преимущества, каналы распространения и обеспечение сбыта, информация о потенциальных потребителях, конкуренты); 4. РЕКЛАМА; 5. ПРОИЗВОДСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПЛАН (Затраты, доход, прибыль, рентабельность, срок окупаемости, прогноз прироста объемов производства);
6 АНАЛИЗ РИСКОВ (Возможные риски реализации проекта, механизмы снижения рисков).
В ходе составления бизнес-плана студенты приобретают практические навыки расчета затрат, себестоимости, дохода, прибыли и рентабельности, определения цены, разработки рекламы, учатся выявлять потенциальных потребителей и конкурентов, ориентироваться в потребительском спросе конкретного региона, учитывать предпринимательские риски [3].
Далее приведен пример составленного студентами бизнес-плана.
Наименование проекта: Кирпичный завод
Основной вид деятельности: производство строительных материалов
Размер первоначального капитала представлен в таблице 1.
Таблица 1.
Размер первоначального капитала
Наименование показателя |
Размер показателя |
Размер затрат, руб. |
Станок по производству шлакоблока |
1 шт. |
86 200 |
Бетономешалка Вихрь БМ-180 |
1 шт. |
15 000 |
Тачка двухколесная Tsumami BW 300 D |
2 шт. |
6 000 |
Лопата совковая |
3 шт. |
2 271 |
Водопроводная сеть 15 мм |
50 м |
5 000 |
Земельный участок |
10 соток |
270 000 |
Производственное помещение 150 м2 (строительство): Стены (шлакоблочный кирпич) Крыша (дерево, рубероид) Пол (бетонная заливка) |
4,2 тыс. шт.
9 т |
147 000 8 000 38 160 |
Оборудование освещения |
|
3 000 |
Отопительный котел ZOTA «Тополь М-20» |
1 шт. |
28 000 |
Реклама |
|
3 000 |
Сырье (из расчета на 1 мес.): Цемент Шлак Пластификатор |
55 т 264 т 220 кг |
233 200 116 160 14 080 |
ИТОГО: |
975 071 |
Структура первоначального капитала: Исходя из того, что для создания бизнеса необходимо 975 071 руб., структура первоначального капитала может быть представлена в следующем виде: собственные средства – 55 071 руб.; субсидия Центра занятости населения – 100 000 руб.; банковский кредит – 800 000 руб.
Стоимость основных производственных фондов представлена в таблицах 2 и 3.
Таблица 2.
Стоимость активной части ОПФ
Наименование фонда |
Стоимость, руб. |
Станок по производству шлакоблока СТРОМ-Профи |
86 200 |
Бетономешалка Вихрь БМ-180 |
15 000 |
ИТОГО |
101 200 |
Таблица 3.
Стоимость пассивной части ОПФ
Наименование фонда |
Стоимость, руб. |
Производственный цех |
1 000 000 |
ИТОГО |
1 000 000 |
Количество создаваемых рабочих мест: 7
Место реализации проекта: г. Анжеро-Судженск, Кемеровская обл.
Наименование продукции (услуги): кирпич шлакоблочный.
Назначение и основные характеристики продукции (услуги): Рецепт изготовления кирпича: цемент (200 кг) – шлак (960 кг) – вода (135 л). При изготовлении в цементно-шлаковую смесь добавляем пластификатор. Пластификатор увеличивает прочность кирпича, делает его водонепроницаемым, морозостойким, предотвращает появление трещин.
Характеристика новизны: Лучшее качество, благодаря добавлению пластификатора.
Востребованность продукции (услуги): Высокая. Строительные шлакоблоки нашли свое применение во многих направлениях: для возведения несущих стен коттеджей, при создании межкомнатных перегородок многоэтажных домов, при постройке вспомогательных помещений (гаражей, хоз. блоков, сараев) и заборов, в обустройстве вентиляционных ходов и камер, для утепления стен.
Конкурентные преимущества: 1. Цена ниже рыночной; 2. Социальная значимость проекта (в условиях моногорода); 3. Высокая сейсмоустойчивость (шлакоблочные постройки идеально подходят для сейсмоопасных регионов, к которым относится, в том числе и Кузбасс).
Отличие шлакоблока от традиционного кирпича: 1) дом из шлакоблока теплее дома из кирпича, 2) шлакоблочные стены весят меньше кирпичных, 3) скорость строительства из шлакоблока в 6-8 раз больше, чем из кирпича, 4) цена шлакоблока ниже, чем у кирпича.
Каналы распространения и обеспечение сбыта: 1) реализация со склада, 2) договорные отношения с торговыми точками, 3) реализация через магазины.
Информация о потенциальных потребителях: 1) строительные организации, занимающиеся строительством промышленных и бытовых объектов (автосервисов, магазинов, гаражей, садовых домиков, автозаправочных станций); 2) граждане, занимающиеся строительством.
Конкуренты: В городе и ближайших населенных пунктах на данный момент конкуренты отсутствуют. Ближайший конкурент находится в г. Томск.
Производственно-экономический план (на 1 год): Предполагается, что на предприятии будут работать 6 человек рабочих и один управляющий. Продолжительность рабочей смены – 8 часов. Количество смен в сутках – 1. Количество смен в месяце – 22.
Затраты и определение себестоимости: Предполагаемый объем производства в месяц – 44 000 кирпичей (2000 в смену). Расход сырья на 1 кирпич: цемент – 1,25 кг (5,3 руб.), шлак – 6 кг (2,64 руб.), вода – 0,8 л или 0,0008 м3 (0,02 руб.), пластификатор – 5 г (0,32 руб.). Расчет годового количества затрат представлен в таблице 4.
Таблица 4.
Затраты и себестоимость
Вид затрат |
Величина затрат |
Размер затрат в месяц, руб. |
Размер затрат в год, руб. |
Цемент |
55 т в мес. |
233 200 |
2 798 400 |
Шлак |
264 т в мес. |
116 160 |
1 393 920 |
Вода |
0,04 м3 в мес. |
880 |
10 560 |
Пластификатор |
5 г в мес. |
14 080 |
168 960 |
Производственная себестоимость: 8,28 руб. за кирпич |
|||
Эл.энергия |
889 кВт в мес. |
1894 |
22 728 |
Заработная плата |
6 рабочих 1 управляющий |
54 000 10 000 |
648 000 120 000 |
Страховые взносы |
30 % ФЗП |
19 200 |
230 400 |
Амортизация |
|
259 |
3 108 |
Уголь |
9 т в год |
750 |
9 000 |
Транспортные расходы |
|
15 000 |
180 000 |
Реклама |
|
3 000 |
36 000 |
Другие расходы |
|
5 000 |
60 000 |
Дополнительная себестоимость: 2,48 руб. кирпич |
|||
ИТОГО затраты |
109 103 в месяц |
1 309 236 в год |
|
Общая себестоимость: 10,76 руб. за кирпич |
Доход: Расчет годового дохода представлен в таблице 5.
Таблица 5.
Доход
Себестоимость, руб./шт. |
Цена, руб./шт. |
Объем реализации в месяц, шт. |
Объем реализации в год, шт. |
10,76 |
20 |
44000 |
528000 |
Итого доход в месяц |
880 000 руб. |
|
|
Налог (при использовании УСН) |
6 % |
|
|
Итого доход в месяц за вычетом налога |
827 200 руб. |
|
|
ИТОГО доход в год |
10 560 000 руб. |
||
Налог (при использовании УСН) |
6 % |
||
ИТОГО доход в год за вычетом налога |
9 926 400 руб. |
Прибыль: Расчет прибыли представлен в таблице 6.
Таблица 6.
Прибыль
|
Доход, руб. |
Расход, руб. |
Прибыль, руб. |
Месяц |
827 200 |
109 103 |
718 097 |
Год |
9 926 400 |
1 309 236 |
8 617 164 |
ИТОГО прибыль в год |
8 617 164 |
Рентабельность: R = (8617164/9926400)·100 % = 87 %
Срок окупаемости: То = 975071/718097 = 2 месяца
Прогноз прироста объемов производства: Исходя из рассчитанной прибыли на втором году работы предприятия можно планировать: 1) приобретение крана-манипулятора, 2) строительство второго производственного цеха, 3) приобретение нового производственного оборудования, 4) расширение ассортимента, в т. ч. запуск производства пескобетона, 5) производство цветных кирпичей (путем добавления колера), 6) увеличение заработной платы. Запланированные действия позволят увеличить объем производства в 2 раза.
Возможные риски реализации проекта: 1) проблемы с реализацией, 2) задержки с поставками сырья, 3) проблемы с транспортировкой крупных партий кирпича, 4) производственный брак.
Механизмы снижения рисков: 1.1) качественная и интенсивная рекламная компания, 1.2) поиск заказчиков крупных партий, 2) создание запаса сырья, 3.1) аренда крупной техники, 3.2) приобретение необходимых грузовых машин, 4.1) система штрафов для работников, 4.2) приобретение сырья у проверенных поставщиков.