Статья:

Формирование умения разрабатывать бизнес-план у студентов колледжей неэкономических специальностей

Конференция: XIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Теория и методика профессионального образования

Выходные данные
Колодешникова Н.В. Формирование умения разрабатывать бизнес-план у студентов колледжей неэкономических специальностей // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XIII междунар. науч.-практ. конф. — № 11(13). — М., Изд. «МЦНО», 2017. — С. 62-68.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Формирование умения разрабатывать бизнес-план у студентов колледжей неэкономических специальностей

Колодешникова Наталья Владимировна
канд. геогр. наук, преподаватель, Анжеро-Судженский политехнический колледж, РФ, г. Анжеро-Судженск

 

The formation of skills of drawing up business plans from College students of non-economic specialties

 

Natalia Kolodeshnikovа

candidate of geographical Sciences, lecturer, Anzhero-Sudzhensk Polytechnic College, Russia, Anzhero-Sudzhensk

 

Аннотация. В статье рассматривается вопрос формирования умения разрабатывать бизнес план у студентов специальности 15.02.01 Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям). В статье приведен пример разработанного студентами бизнес-плана.

Abstract. The article discusses the formation of the ability to develop a business plan from students majoring 15.02.01 Installation and technical operation of industrial equipment (by industry). The article is an example developed by students of the business plan.

 

Ключевые слова: умения; практические навыки; бизнес-план.

Keywords: skills; practical skills; business plan.

 

Согласно ФГОС СПО специальности 15.02.01 Монтаж и техни­ческая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям) при освоении дисциплины ОП 10 Основы экономики отрасли и правового обеспечения профессиональной деятельности одним из необходимых приобретаемых студентами умений является умение разрабатывать бизнес-план [1].

Согласно рабочей программе учебной дисциплины и разрабо­танном на ее основе курсе лекций данное умение формируется при изучении темы «Планирование экономической деятельности предприятий отрасли», в том числе при выполнении практического занятия «Разработка бизнес-плана» [2].

Создание учебного бизнес-плана в целом преследует следующие цели: 1) закрепление пройденного лекционного материала; 2) практи­ческое применение полученных знаний; 3) проявление творческих способностей [2].

С целью формирования умения разрабатывать бизнес-план, на практическом занятии студентам было дано задание «Разработать бизнес-план согласно следующей структуре»: 1. ИНФОРМАЦИЯ О ПРОЕКТЕ (Наименование проекта, основной вид деятельности, размер первоначального капитала, структура первоначального капитала, стоимость основных производственных фондов, количество создаваемых рабочих мест, место реализации проекта); 2. ИНФОРМАЦИЯ О ПРОДУКЦИИ (Наименование продукции, назначение и основные характеристики продукции, характеристика новизны); 3. АНАЛИЗ РЫНКА (Востребованность продукции, конкурентные преиму­щества, каналы распространения и обеспечение сбыта, информация о потенциальных потребителях, конкуренты); 4. РЕКЛАМА; 5. ПРОИЗВОДСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПЛАН (Затраты, доход, прибыль, рентабельность, срок окупаемости, прогноз прироста объемов производства);

6 АНАЛИЗ РИСКОВ (Возможные риски реализации проекта, механизмы снижения рисков).

В ходе составления бизнес-плана студенты приобретают практические навыки расчета затрат, себестоимости, дохода, прибыли и рентабельности, определения цены, разработки рекламы, учатся выявлять потенциальных потребителей и конкурентов, ориентироваться в потребительском спросе конкретного региона, учитывать предпри­нимательские риски [3].

Далее приведен пример составленного студентами бизнес-плана.

Наименование проекта: Кирпичный завод

Основной вид деятельности: производство строительных материалов

Размер первоначального капитала представлен в таблице 1.

Таблица 1.

Размер первоначального капитала

Наименование показателя

Размер показателя

Размер затрат, руб.

Станок по производству шлакоблока
СТРОМ-Профи

1 шт.

86 200

Бетономешалка Вихрь БМ-180

1 шт.

15 000

Тачка двухколесная Tsumami BW 300 D

2 шт.

6 000

Лопата совковая

3 шт.

2 271

Водопроводная сеть 15 мм

50 м

5 000

Земельный участок

10 соток

270 000

Производственное помещение 150 м2 (строительство):

Стены (шлакоблочный кирпич)

Крыша (дерево, рубероид)

Пол (бетонная заливка)

 

4,2 тыс. шт.

 

9 т

 

147 000

8 000

38 160

Оборудование освещения

 

3 000

Отопительный котел ZOTA «Тополь М-20»

1 шт.

28 000

Реклама

 

3 000

Сырье (из расчета на 1 мес.):

Цемент

Шлак

Пластификатор

55 т

264 т

220 кг

233 200

116 160

14 080

ИТОГО:

975 071

 

Структура первоначального капитала: Исходя из того, что для создания бизнеса необходимо 975 071 руб., структура первоначального капитала может быть представлена в следующем виде: собственные средства – 55 071 руб.; субсидия Центра занятости населения – 100 000 руб.; банковский кредит – 800 000 руб.

Стоимость основных производственных фондов представлена в таблицах 2 и 3.

Таблица 2.

Стоимость активной части ОПФ

Наименование фонда

Стоимость, руб.

Станок по производству шлакоблока СТРОМ-Профи

86 200

Бетономешалка Вихрь БМ-180

15 000

ИТОГО

101 200

 

Таблица 3.

Стоимость пассивной части ОПФ

Наименование фонда

Стоимость, руб.

Производственный цех

1 000 000

ИТОГО

1 000 000

 

Количество создаваемых рабочих мест: 7

Место реализации проекта: г. Анжеро-Судженск, Кемеровская обл.

Наименование продукции (услуги): кирпич шлакоблочный.

Назначение и основные характеристики продукции (услуги): Рецепт изготовления кирпича: цемент (200 кг) – шлак (960 кг) – вода (135 л). При изготовлении в цементно-шлаковую смесь добавляем пластификатор. Пластификатор увеличивает прочность кирпича, делает его водонепроницаемым, морозостойким, предотвращает появление трещин.

Характеристика новизны: Лучшее качество, благодаря добав­лению пластификатора.

Востребованность продукции (услуги): Высокая. Строительные шлакоблоки нашли свое применение во многих направлениях: для возведения несущих стен коттеджей, при создании межкомнатных перегородок многоэтажных домов, при постройке вспомогательных помещений (гаражей, хоз. блоков, сараев) и заборов, в обустройстве вентиляционных ходов и камер, для утепления стен.

Конкурентные преимущества: 1. Цена ниже рыночной; 2. Социальная значимость проекта (в условиях моногорода); 3. Высокая сейсмоустойчивость (шлакоблочные постройки идеально подходят для сейсмоопасных регионов, к которым относится, в том числе и Кузбасс).

Отличие шлакоблока от традиционного кирпича: 1) дом из шлако­блока теплее дома из кирпича, 2) шлакоблочные стены весят меньше кирпичных, 3) скорость строительства из шлакоблока в 6-8 раз больше, чем из кирпича, 4) цена шлакоблока ниже, чем у кирпича.

Каналы распространения и обеспечение сбыта: 1) реализация со склада, 2) договорные отношения с торговыми точками, 3) реализация через магазины.

Информация о потенциальных потребителях: 1) строительные организации, занимающиеся строительством промышленных и бытовых объектов (автосервисов, магазинов, гаражей, садовых домиков, авто­заправочных станций); 2) граждане, занимающиеся строительством.

Конкуренты: В городе и ближайших населенных пунктах на данный момент конкуренты отсутствуют. Ближайший конкурент находится в г. Томск.

Производственно-экономический план (на 1 год): Предполагается, что на предприятии будут работать 6 человек рабочих и один управляющий. Продолжительность рабочей смены – 8 часов. Количество смен в сутках – 1. Количество смен в месяце – 22.

Затраты и определение себестоимости: Предполагаемый объем производства в месяц – 44 000 кирпичей (2000 в смену). Расход сырья на 1 кирпич: цемент – 1,25 кг (5,3 руб.), шлак – 6 кг (2,64 руб.), вода – 0,8 л или 0,0008 м3 (0,02 руб.), пластификатор – 5 г (0,32 руб.). Расчет годового количества затрат представлен в таблице 4.

Таблица 4.

Затраты и себестоимость

Вид затрат

Величина затрат

Размер затрат в месяц, руб.

Размер затрат в год, руб.

Цемент

55 т в мес.

233 200

2 798 400

Шлак

264 т в мес.

116 160

1 393 920

Вода

0,04 м3 в мес.

880

10 560

Пластификатор

5 г в мес.

14 080

168 960

Производственная себестоимость: 8,28 руб. за кирпич

Эл.энергия

889 кВт в мес.

1894

22 728

Заработная плата

6 рабочих

1 управляющий

54 000

10 000

648 000

120 000

Страховые взносы

30 % ФЗП

19 200

230 400

Амортизация

 

259

3 108

Уголь

9 т в год

750

9 000

Транспортные расходы

 

15 000

180 000

Реклама

 

3 000

36 000

Другие расходы

 

5 000

60 000

Дополнительная себестоимость: 2,48 руб. кирпич

ИТОГО затраты

109 103 в месяц

1 309 236 в год

Общая себестоимость: 10,76 руб. за кирпич

 

Доход: Расчет годового дохода представлен в таблице 5.

Таблица 5.

Доход

Себестоимость, руб./шт.

Цена, руб./шт.

Объем реализации в месяц, шт.

Объем реализации в год, шт.

10,76

20

44000

528000

Итого доход в месяц

880 000 руб.

 

Налог (при использовании УСН)

6 %

 

Итого доход в месяц за вычетом налога

827 200 руб.

 

ИТОГО доход в год

10 560 000 руб.

Налог (при использовании УСН)

6 %

ИТОГО доход в год за вычетом налога

9 926 400 руб.

 

Прибыль: Расчет прибыли представлен в таблице 6.

Таблица 6.

Прибыль

 

Доход, руб.

Расход, руб.

Прибыль, руб.

Месяц

827 200

109 103

718 097

Год

9 926 400

1 309 236

8 617 164

ИТОГО прибыль в год

8 617 164

 

Рентабельность: R = (8617164/9926400)·100 % = 87 %

Срок окупаемости: То = 975071/718097 = 2 месяца

Прогноз прироста объемов производства: Исходя из рассчитанной прибыли на втором году работы предприятия можно планировать: 1) приобретение крана-манипулятора, 2) строительство второго производственного цеха, 3) приобретение нового произ­водственного оборудования, 4) расширение ассортимента, в т. ч. запуск производства пескобетона, 5) производство цветных кирпичей (путем добавления колера), 6) увеличение заработной платы. Запланированные действия позволят увеличить объем производства в 2 раза.

Возможные риски реализации проекта: 1) проблемы с реализа­цией, 2) задержки с поставками сырья, 3) проблемы с транспортировкой крупных партий кирпича, 4) производственный брак.

Механизмы снижения рисков: 1.1) качественная и интенсивная рекламная компания, 1.2) поиск заказчиков крупных партий, 2) создание запаса сырья, 3.1) аренда крупной техники, 3.2) приобретение необходимых грузовых машин, 4.1) система штрафов для работников, 4.2) приобретение сырья у проверенных поставщиков.

 

Список литературы:
1. Приказ Минобрнауки России «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 15.02.01 монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям)» [Электронный ресурс]: от 18.04.2014 № 344 – Режим доступа: http://www.tob-trt.ru/images/fgos/fgos-rm.pdf /, свободный. – Загл. с экрана.
2. Колодешникова Н.В. Основы экономики отрасли: курс лекций / Н.В. Колодешникова – Анжеро-Судженск: ГПОУ АСПК, 2017. – 81 с. 
3. Колодешникова Н.В. Учебный бизнес-проект как инструмент формирования общих компетенций у студентов вторых курсов // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам II Междунар. науч.-практ. конф. –№ 2(2) – Москва: Изд-во «МЦНО», 2016. – С. 74-78.