ПРИМЕНЕНИЯ СРЕДСТВ АДК ПРИ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ИНВАЛИДАМИ В УСЛОВИЯХ ЦСРИДИ МОСКОВСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Конференция: CII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Секция: Коррекционная педагогика

CII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
ПРИМЕНЕНИЯ СРЕДСТВ АДК ПРИ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ИНВАЛИДАМИ В УСЛОВИЯХ ЦСРИДИ МОСКОВСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
APPLICATION OF ADK MEANS WHEN WORKING WITH DISABLED CHILDREN IN THE CONDITIONS OF THE CENTER FOR DISABILITIES IN THE MOSCOW DISTRICT OF ST. PETERSBURG
Rodionova Larisa Andreevna
Speech therapist, CSRIDI, Moscow district, Russia, St. Petersburg
Bogdanova Natalia Alexandrovna
Speech therapist, CSRIDI, Moscow district, Russia, St. Petersburg
Аннотация. Основная задача реабилитации – это обеспечить подготовку таких детей к полноценной жизни в обществе и их социальная адаптация.
Abstract. The main task of rehabilitation is to ensure the preparation of such children for a full–fledged life in society and their social adaptation.
Ключевые слова: реабилитация, дети с ОВЗ, индивидуальная, групповая, музыкотерапия, игротерапия.
Keywords: rehabilitation, children with disabilities, individual, group, music therapy, play therapy.
Особенностью работы учителя-логопеда центра является то, что в логопедической коррекции дети-инвалиды в возрасте от 0 до 18 лет с полиморфными нарушениями психо-физического развития, с различными сочетаниями разной степени выраженности сенсорных, двигательных, интеллектуальных, речевых и соматических нарушений, психическое развитие которых проходит в особых условиях восприятия окружающей действительности, и поэтому деятельность учителя-логопеда связана с помощью детям, имеющим психические нарушения в целом, речевые в частности.
Как видим, поле для деятельности широкое, и по возрасту, и по нозологиям. Наш центр имеет педагогическую лицензию и мы, осуществляем педагогическую коррекцию по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей Программе социально-гуманитарной направленности «Дар речи», которая вошла в Классификатор методик и технологий в сфере социального обслуживания населения «Профессиональная социотека Санкт-Петербурга» Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения «Городской информационно-методический центр «Семья».
Цель: формирование коммуникативных навыков и приёмов речевого взаимодействия у учащихся дошкольного и школьного возраста для дальнейшей интеграции в общество. Программа разделена на 4 модуля для разного возраста детей от 0 до 18 лет, и предназначена для:
- Развития и обучения детей-инвалидов и детей с ОВЗ от 0 до 4 лет, имеющих речевые и психофизические нарушения разной степени сложности (модуль 1).
- Логопедической коррекции и развития устной речи у детей-инвалидов дошкольного возраста (модуль 2).
- Логопедической коррекции и развития устной и письменной речи у учащихся (детей-инвалидов) школьного возраста (модуль 3).
- Формирования коммуникативных навыков у учащихся 4-18 лет с отсутствием речи, и их речевой социализации (модуль 4).
Авторы данной статьи провели анализ, исследующий проблему: каково количество учащихся в центре с отсутствием речи? И получилась интересная статистика - 1\3 детей-инвалидов посещающих наш центр, без речи. Мы изучили нормативно-правовую документацию и методические рекомендации для обеспечения когнитивной доступности и создания коммуникационных основ взаимодействия с лицами с нарушениями психических функций с применением методологии простого (ясного) языка и визуального дублирования информации, альтернативной и дополнительной коммуникации (АДК).
В документах (например, в методических рекомендациях «Технологии доступной коммуникации» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации) прочитала: «посмотрите на опыт использования логопедами методов и технологий доступной коммуникации для преодоления моторной алалии, задержки психического и речевого развития, афазии, апраксии, нарушений голоса» [1, с. 11].
Да мы, логопеды, всегда работали и работаем с визуальным дублированием информации, со зрительными опорами, при формировании слов определённой слоговой структуры, фразовыми конструкторами при составлении словосочетаний, обогащении фразы, при развитии связной речи.
В коммуникации (на логопедическом занятии в том числе) необходимо учитывать принцип активизации не менее двух сенсорных, разномодальных систем. » [1, с. 15].
На логопедических занятиях происходит адаптация имеющихся в центре средств АДК под нужды детей инвалидов с нарушением слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, когнитивных функций, РАС. А это, по сути, использование дополнительной коммуникации.
Учащиеся, получатели социальных услуг нашего центра отличаются друг от друга по способу восприятия и осмысления представленной им информации. Различные потребности требуют разных подходов. Разные когнитивные потребности в отношении того, как они инициируют и совершают действия. Например, обучающиеся с паллиативным статусом (с трахеостомами, на ИВЛ, с тетрапарезами) - страдают заболеваниями, которые невозможно вылечить, но можно облегчить тяжесть их течения, улучшить качество жизни этих детей и их семей. Средствами АДК наполнять их жизнь событиями.
Но, какие бы прекрасные пособия у нас не были. Важно чтобы ребенок принял то, что мы до него доносим, был в социальном взаимодействии со специалистами. Практики знают и согласятся со мной, что дети входят в кабинет в трех состояниях:
- Первое: В социальном взаимодействии, социальной вовлеченности, в состоянии безопасности, готов и рад тому что «тётя логопед» с ним играть будет;
- Второе: «в параллельной Вселенной» от логопеда и родителей, в своем мире, с полевым поведением, в состоянии «бей и беги, спасайся»;
- Третье: С опущенной головой, отрешён от суеты вокруг и логопедической, делайте что хотите, мне все равно.
Вам знакомо то, о чем я сейчас сказала? Конечно, знакомая ситуация. В доступных, в сети интернет методических рекомендациях, по использованию средств АДК, этот момент не обозначен, или я его не нашла, но мы считаем его важным при организации логопедической коррекции. Результаты обучения, лечения, коррекции ухудшаются, если нервная система ребенка реагирует с целью защиты, когда с рёвом впихивают в кабинет, и такое бывает))).Клиническое мышление специалиста толкает к изучению, почему это так происходит.
И мы нашли ответ в поливагусной (поливагальной) теории Стивена Порджеса (1994г) – теории блуждающего нерва (X пары ЧМН), которая расширяет представление о работе Вегетативной НС. Физическое и эмоциональное благополучие тесно связаны между собой [2, с. 70, с. 77].
В поливагальной (поливагусной) теории Стивена Порджеса описано как бессознательное ощущение мозгом безопасности или опасности влияет на эмоции и поведение. Порджес назвал эту бессознательную обработку сенсорной информации (как в окружающей среде, так и в нашем теле) нейроцепцией. Нейроцепция безопасности исходит от лимбической системы, одной из самых примитивных структур мозга. Эти нервные комплексы лимбической системы определяют, какая ситуация вокруг вас: безопасная, угрожающая или опасная и активируют определенную ветвь блуждающего нерва [2, с. 89].
Согласно этой теории, пять черепных нервов должны правильно функционировать, чтобы человек мог достичь желаемого состояния социальной вовлеченности. Эти пять нервов: V тройничный, VII лицевой, IX языкоглоточный, X блуждающий (вентральная часть), XI добавочный [2, с. 45].
Кровоснабжение ствола мозга и нервов, выходящих из него, жизненно важно для работы пяти черепных нервов, которые играют главную роль в социальной вовлеченности. Эти пять нервов отвечают за слух, формирование звуков речи и понимание чужих слов. Усиление кровоснабжения в этой области ключ к социальной вовлеченности.
Еще до рождения БН подготавливает новорожденного к участию в социальном поведении, включая вокализацию, жестикуляцию, сосание и долгожданную улыбку. Затем интегрируется в анатомическую область в стволе мозга, которая регулирует работу поперечнополосатых мышц лица и головы. Эта интегрированная система (с остальными ЧМН) координирует регуляцию тонуса сердца и бронхов с процессами сосания, глотания, дыхания и вокализации. При рождении эта схема имеет решающее значение для выживания, поскольку обеспечивает проглатывание и координирует сосание с дыханием. После выполнения своих первичных обязанностей, связанных с глотанием, эта схема превращается в систему социального взаимодействия.
Вот еще один важный момент, упущенный при коммуникации на логопедических занятиях. Как в этот процесс вовлечены зеркальные нейроны?
Человек - социальное существо. Наша нервная система настроена на нервные системы других людей, и мы способны считывать их состояние. Достаточно часто мы можем бессознательно копировать или подстраиваться под одно из трех состояний другого человека (безопасное социальное взаимодействие, бей/беги, замирание). Это означает, что логопед (или другой педагог работающий с такими детьми) сам должен находиться в состоянии безопасного социального взаимодействия, чтобы быть способным помочь ребенку. Возможность для логопеда успокаивать пациента с помощью голоса, мимики лица и жестов признает силу системы социального взаимодействия в создании у пациента нейроцепции безопасности. Эта способность успокаивать и переводить пациента из состояния защиты в состояние доступности должна быть основополагающим требованием для всех специалистов. Это невербальная коммуникация при общении с детьми (добрый взгляд, открытое лицо, приветливая улыбка, тембр голоса). И поэтому, видимо актуальными становятся требования к подбору специалистов социальной сферы. Не все могут так работать.
Наша долгосрочная цель – научить вегетативную нервную систему возвращаться из состояния стресса (активация симпатического ствола) или депрессии (активность дорсального вагального комплекса) в состояние социальной вовлеченности, как только окружающие условия меняются к лучшему, а не застревать.
В нашем центре проводятся индивидуальные и групповые занятия по формированию и развитию взаимодействия между ребенком инвалидом и логопедом, детьми между собой, между ребенком и родителем (законным представителем).
Созданы необходимые условия для личностного развития детей-инвалидов, позитивной социализации, удовлетворения индивидуальных потребностей обучающихся в речевом, интеллектуальном и нравственном развитии. Работаем с базовыми функция – жеванием, дыханием и глотанием при миофункциональных нарушениях. Обучаем элементам грамоты безречевых детей, глобальному чтению, развиваем предпосылки письменной речи.
Коммуникативные потребности относятся к категории социальных потребностей человека. Они развиваются в процессе взаимодействия с другими людьми, прежде всего в ситуациях удовлетворения его физиологических и эмоциональных нужд и потребности в безопасности, которые являются базовыми потребностями для любого человека. Удовлетворение базовых и ряда социальных потребностей реализуется через коммуникативные действия, которые складываются в коммуникативное поведение.
Что мы еще используем. Систему жестов, телесную перкуссию, кинезиологическую коррекцию, музыкографику, работа над ритмом с клавесами. Почему? для усиления афферентации в кору ГМ. Некоторые из этих жестов встречаются во фразовых конструкторах. Движениям рук можно обучить с помощью игр, пальчиковой гимнастики и других упражнений. В процессе обучения жестам целесообразно формировать умение устанавливать зрительный контакт (например, с помощью упражнений на восприятие выражений лица).
К сожалению, многие вопросы, связанные с применением АДК еще не решены. Использование средств АДК только в кабинете логопеда не решит проблемы ребенка. Недостаточно разработаны технологии обучения коммуникации детей с различными вариантами дизонтогенеза.
Выбор соответствующей системы и средств коммуникации осуществляется на основе диагностики его актуальных коммуникативных умений и оценки потенциальных возможностей. Родители части детей плохо информированы о возможностях АДК, а иногда и негативно настроены в отношении использования для коммуникации иных средств общения, кроме устной речи. Родителям упорно нужна речь, если даже нет предпосылок ее появления и сензитивные периоды все прошли. И тогда на помощь приходит пирамида поэтапного формирования ВПФ, в переводе Кашириной. Садимся и разбираем, что не так, чего не хватает для речи. Показываю речевой банан, уговариваю проверить слух.
Процесс обучающей диагностики, сложный процесс и междисциплинарный, в процессе диагностики выявляется уровень сформированности когнитивных, коммуникативных, социальных, регуляторных умений.
Мы начинаем с самого простого — общаемся на том уровне, который ребёнку доступен, и помогаем ему постепенно «расти».


