Статья:

Организация эффективной поддержки профессионального самоопределения обучающихся Поволжского образовательного округа

Конференция: VIII Международная заочная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Теория и методика обучения и воспитания

Выходные данные
Дахина Т.М. Организация эффективной поддержки профессионального самоопределения обучающихся Поволжского образовательного округа // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам VIII междунар. науч.-практ. конф. — № 6(8). — М., Изд. «МЦНО», 2017. — С. 14-18.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Организация эффективной поддержки профессионального самоопределения обучающихся Поволжского образовательного округа

Дахина Татьяна Михайловна
руководитель отдела сопровождения профессиональной карьеры ГБУ ДПО Самарской области «Новокуйбышевск ресурсный центр», РФ, г. Новокуйбышевск

 

Organization of effective support professional identity of students of the Volga school district

 

Tatiana Dakhina

head of Department of maintenance of professional career DPO GBU Samara region "Novokuybyshevsk resource center" Russia, Novokuybyshevsk

 

Аннотация. В статье автор делится опытом работы ГБУ ДПО Самарской области «Новокуйбышевский ресурсный центр» по обеспечению эффективной поддержки профессионального самоопределения обучающихся г.о. Новокуйбышевск и муниципального района Волжский Самарской области для успешной их социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.

Abstract. In this article the author shares his experience DPO GBU Samara region "Novokuibyshevsk resource center" (hereafter, Resource center) to ensure effective support of professional self-determination of students of Novokuybyshevsk and municipal district Volzhsky of the Samara region for their successful socialization in society and active adaptation in the labour market.

 

Ключевые слова: сопровождение профессионального самоопределения, консалтинговые услуги, информационно-методическое сопровождение, профориентационная работа.

Keywords: support of professional self-determination consulting services and methodological support, guidance work.

 

ГБУ ДПО Самарской области «Новокуйбышевский ресурсный центр» (далее – Ресурсный центр) – это крупнейшее инновационное сервисное учреждение, созданное в 2002 году в рамках модернизации структуры управления системой образования региона. За это время учреждение прошло путь от становления до развертывания широкого спектра услуг в целях обслуживания Поволжского управления – образовательной сети г.о. Новокуйбышевск и муниципального района Волжский Самарской области.

С введением нового федерального государственного образовательного стандарта в каждой школе в рамках основной образовательной программы разрабатывается программа воспитания и социализации обучающихся, составной частью которой является профессиональное самоопределение. Без сомнения выпускник основной школы должен быть готов к выбору профиля обучения на следующей ступени образования или профессиональному выбору в случае перехода в систему профессионального образования: должно быть сформировано умение ориентироваться на рынке труда, в мире профессий, в системе профессионального образования, умение соотносить свои интересы и возможности с профессиональной перспективой.

Поэтому так важно своевременно выбрать эффективные подходы в работе по обеспечению условий для сопровождения профессионального самоопределения обучающихся.

Нацеленность Ресурсного центра г.о. Новокуйбышевск Самарской области в этом контексте очевидна: создан целый комплекс мер по предоставлению профориентационных услуг всем участникам учебно-воспитательного процесса Поволжского образовательного округа от повышения квалификации педагогов до организации мероприятий для учащихся и родителей. Эти функции осуществляет Отдел сопровождения профессиональной карьеры, созданное в 2003 году структурное подразделение Ресурсного центра.

Как учреждение дополнительного профессионального образования, имеющее лицензию на осуществление образовательной деятельности, мы уделяем большое внимание повышению квалификации педагогов в вопросах профессионального самоопределения обучающихся, поскольку именно они являются проводниками профориентационных идей в школах. Этот процесс включает в себя серию видов работы: обучение по образовательным программам и в рамках циклов семинаров, консультирование, издание методических пособий и рекомендаций, предоставление условий для демонстрации педагогического опыта (конкурсы, ярмарки, конференции), поддержка интернет-проектов.

Обучение консультантов предпрофильной подготовки и профильного обучения, педагогов начального, среднего и старшего звена, дошкольных учреждений ведется преимущественно собственными силами. С 2009 года разработаны и реализованы 8 авторских программ дополнительного профессионального образования в объеме от 36 до 68 часов. Две из них отмечены дипломами первой и второй степени на региональных конкурсах методических разработок по профориентации. Тематика и содержание обучения востребованы педагогическим сообществом и замечательно себя зарекомендовали. Образовательную деятельность преимущественно осуществляем в дистанционном режиме, что востребовано большим количеством педагогов. Это значительно удобнее и материально выгоднее для участников учебного процесса не только городских, но и территориально удаленных сельских учреждений Волжского района. Таким образом, сегодня мы уверенно констатируем, что в 100% школ Поволжского управления работают сертифицированные педагоги, обученные технологиям сопровождения обучающихся в их профессиональном самоопределении.

Разноплановостью отличаются и виды информационно-методической поддержки педагогических кадров в вопросах профориентации молодежи. Так, аналитические материалы наших мониторинговых исследований оперативно помогают всем участникам образовательного процесса иметь представления о тенденциях и перспективах развития образовательной сети Поволжского управления и региона в целом в отмеченном направлении. Методические рекомендации, информационные журналы и сборники, банки учреждений профобразования, диагностический инструментарий и материалы для коррекционной работы, справочная литература, статистика и др. для образовательных организаций округа находятся в свободном доступе.

В настоящее время мы предлагаем широкий спектр консалтинговых услуг. Наряду с очными консультациями наиболее перспективной формой является регулярное виртуальное консультирование не только педагогических работников, но и учащихся и родителей. Для этого доступны и пользуются большим спросом созданные и регулярно обновляемые нами интернет-проекты: сайт (http://rc-nsk.ru/index.php), консалт-портал (http://rcospk.rusedu.net), сообщество педагогов «Профессиональное самоопределение школьников (http://profshkolnik.rusedu.net). Посещаемость этих каналов ежегодно растет. Действительно, на страницах этих сайтов можно получить on lain-консультацию наших сотрудников по любым вопросам профориентации, советы специалистов по выбору профессии, рекомендации по работе с родителями, информацию о профориентационных мероприятиях и многое другое.

В условиях недостатка специалистов психологического профиля в образовательных учреждениях в Ресурсном центре сложилась многолетняя практика оказания психолого-педагогической помощи учащейся молодежи округа, их родителям. Масштабы этой работы значительны. Сотни школьников проходят профконсультирование с использованием компьютерной диагностики, получают грамотные рекомендации психолога по выбору своего профессионального будущего.

Ежегодно для всех старшеклассников и их родителей мы организуем такие массовые мероприятия, как Дни профессиональных образовательных учреждений города и Самарской области, Дни открытых дверей образовательных центров г.о. Новокуйбышевск, презентации предпрофильных курсов. Традиционными стали территориальная ярмарка профессий «Образование и карьера», Неделя труда и профориентации «Семь шагов к профессии», многочисленные тематические очные и видеовстречи в рамках регионального профориентационного проекта «Открытый урок», выездные дни открытых дверей «Время выбирать!» учебных заведений г. Самары и др. Полезность от участия в них и востребованность в таких формах работы стабильно отмечают школьники, родители и педагоги. Позитивных результатов мы достигаем благодаря активному содействию наших социальных партнеров, с которыми сложились давние и прочные деловые отношения. Среди них учреждения общего, дополнительного и профобразования города и региона, муниципальные предприятия и службы, Центры занятости населения, Совет работающей молодежи г.о. Новокуйбышевск, молодежный парламент при Думе г.о. Новокуйбышевск, СМИ.

Опыт, эффективные условия и перспективы в работе Ресурсного центра, обеспечивающие успешное профессиональное самоопределение обучающихся, ежегодно нами транслируются в формате семинаров и конференций межрегиональных, всероссийском и международном уровнях: «Модели взаимодействия школы и социума в организации профильного обучения и профессионального самоопределения учащихся» (2010 год) «Современные подходы в работе образовательных учреждений по обеспечению профессионального сопровождения обучающихся» (2011г.), «Профессиональная ориентация в условиях современного образования» (2012г.), «Развитие системы профессиональной ориентации обучающихся в контексте социально-экономического развития региона» (2013г.), «Психолого-педагогические подходы к профессиональному самоопределению обучающихся» (2013г.), «Системные реформы в профессиональном образовании в контексте социально-экономического развития региона» (2013г), «Системные решения задач кадрового обеспечения экономики. От идеи – к реализации» (2014г.), «Сопровождение профессионального самоопределения обучающихся. Обязательный минимум профориентационных услуг» (2015г.), Международная научно-практическая конференция «Россия. Профориентация. Новый век» (2015г.), IV Международная научно-практическая конференция «Мастерство педагога и инновации в образовании» (2016г.).

Такая система работы Ресурсного центра по поддержке профессионального самоопределения обучающихся сложилась далеко не сразу. Обновляются виды и постепенно растут объемы деятельности. Чем больше мы решаем проблем, тем больше появляются новые. Но мы считаем, что коротко представленные разнообразные подходы в этом направлении действительно реальны и эффективны. И они позволят создать в образовательных организациях Поволжского округа необходимые условия для оказания помощи подрастающему поколению достойно решать задачи, ведущие их к профессиональному успеху. А также надеемся, привлекут внимание коллег. Приглашаем к сотрудничеству.