Статья:

Интересы личности студента в процессе физического воспитания

Конференция: VIII Международная заочная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры

Выходные данные
Шубина Г.А., Межман И.Ф. Интересы личности студента в процессе физического воспитания // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам VIII междунар. науч.-практ. конф. — № 6(8). — М., Изд. «МЦНО», 2017. — С. 73-79.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Интересы личности студента в процессе физического воспитания

Шубина Галина Александровна
студент, Поволжский Государственный Университет Телекоммуникаций и Информатики, РФ, г. Самара
Межман Игорь Францевич
канд. биол. наук, доц., Поволжский Государственный Университет Телекоммуникаций и Информатики, РФ, г. Самара

 

Аннотация. В статье представлено, что традиционный образ жизни студентов большинства современных специальностей не соответствует достаточному уровню поддержания двигательной активности и здоровой жизнедеятельности. Для того чтобы правильно выстроить процесс физического воспитания студентов вуза, важно обеспечить правильную мотивацию занятия спортом, что возможно посредством изучения интересов и потребностей студентов. В рейтинге интересов студентов важное место занимают спортивные игры.

 

Ключевые слова: интересы, физическое воспитание, спорт, спортивные игры, студенты.

 

На сегодняшний день наиболее существенной задачей построения процесса физического воспитания в высшем учебном заведении является создание условия для формирования высокой степени интереса студентов к предмету «физическая культура» и пробуждение мотивации к физическим упражнениям, создание условия для выражения потребности к формированию и поддержанию своего здоровья. Данная проблема изучения интересов студентов и мотивации к физической активности до сих пор является недостаточно изученной. В сфере методологического и практического подхода к изучению данной темы существует значительный недостаток конкретных рекомендаций: как привлечь молодых людей к занятию спортом с точки зрения их персональных интересов и индивидуального подхода?

Важно отметить, что физическое воспитание в вузах, где уже присутствует серьёзный акцент на физическую подготовку и ориентация на исполнение зачетных нормативов, на данный момент могут быть только частью всей структуры преподавания, которое направленно на поддержание жизнедеятельности и развития не только правильного физического состояния, но и личностного роста.

В соответствии с исследованиями ряд учёных в сфере преподавания [1; 2; 6, с. 8], главным и формирующим аспектом в системе физического воспитания представляют мотивационный компонент, который определяет направленность личности, стимулирует и мобилизует ее на проявление активности. Мотивация студента основана, прежде всего, на его интересах и мировоззрении. Свободный выбор физкультурно-спортивных занятий говорит о наличии у студента вполне осознанного, устоявшегося интереса к физическому и психическому совершенствованию.

Интересы к занятию спортом, как правило, возникают на основе ряда потребностей и конкретных задач физкультурно-спортивной активности:

·     получение удовольствия во время занятий (присутствие динамики, активности, положительных эмоций, разнообразия в деятельности, взаимодействии и др.);

·     удовлетворение от итогов и видимых результатом занятий (приобщение к новым знаниям, умениям и навыкам, приобретение различных физических результатов преображения тела и сознания, поступательный процесс совершенствования);

·     представление и приобретение конкретных перспектив от физической активности (совершенство своего тела (рельефа), снятие психического напряжение, рост спортивной квалификации).

На сегодняшний день активное увлечение спортом, тем более, если говорить о серьёзной профессиональной подготовке, является значительным стимулом для работодателей принять на работу того или иного специалиста. Занятие спортом в соответствии с профессиональным интересом является подтверждением того факта, что человек самоорганизован, способен добиваться результатов и ставить перед собой жизненные цели. Подобное настроение важно с точки зрения формирования личности студента, его психологических установок, силы характера. Студент может быть заинтересован к примеру, развитием интеллектуальных навыков, однако спорт также даёт возможность развития интеллекта и таким образом, с этой точки зрения он оказывается востребованным. К примеру, настольный теннис развивает реакцию, тренирует скорость принятия решений: в момент удара у игрока есть доля секунды на выбор верной комбинации из множества вариантов, то есть какова должна быть сила удара, направление, ряд решений как тактических, так и стратегических. На сегодняшний день, образовательные стандарты говорят о важности комплексного процесса подготовки учащегося и в том числе о его физической активности, которая не может быть отделена от интеллектуального и профессионального интереса студента, будущего специалиста.

Необходимо отметить, что если человек не имеет интереса к тому, чтобы заниматься спортом или проявлять иного рода физическую активность, это значит, что у него нет конкретных целей и веры в получение желаемого результата. На сегодняшний день, в соответствии с исследованиями ряда авторов [3; 5; 6, с. 8], у учащихся существует объективное снижение интереса к занятиям по физическому воспитанию, снижение двигательной активности, ослабление здоровья, что и стало причиной к проведению исследовательской работы по выявлению интереса студентов и дальнейшей мотивации для занятия спортом.

Целью данного исследования стало выявление интересов и мотивационного поля, что должно способствовать более активному вовлечению молодых людей к занятию спортом в соответствии с их целями и задачами. Для того чтобы исследовать данный вопрос было проведено анкетирование студентов 1–5 курсов университета. Анкета предполагала ответы на 30 вопросов, которые были логически выстроены по соответствующей тематике: здоровье, физическая подготовка, мотивация, двигательная активность, досуг. Всего в анкетировании приняли участие более 40 студентов различного пола. В первой части анкеты студенты указывали свой пол, возраст, средний балл за последнюю сессию, а также оценку собственного здоровья с их субъективной точки зрения. Особо значимыми являлись вопросы по количеству занятий спортом или физическим воспитанием за неделю, привлекательный вид спорта, цели и задачи данной деятельности. Также анкета обязательно содержала вопросы по тому, посещает ли человек занятия по физическому воспитанию и что на его взгляд является положительным и отрицательным в их проведение, что можно добавить с целью совершенствования данного процесса.

В соответствии с полученными данными в результате исследования, занятия по физическому воспитанию посещают только 71% студентов первых, вторых курсов, к третьему и четвертому курсу количество студентов снижается до 49%, к пятому курсу их количество растёт до 65%. Данные представлены в таблице 1.

Таблица 1.

Результаты анкетирования: Посещаете ли вы дополнительные спортивные группы? (%)

курс

1 курс

2 курс

3 курс

4 курс

5 курс

да

71,1

49,2

40,9

50,5

65,1

нет

28,9

49,8

59,1

49,5

34,9

 

При этом, в среднем половина всех студентов посещают спортивные группы, которые существуют в ВУЗе.

Далее исследование интересов студентов при посещении данных занятий показало, что 10–20% учащихся ставит своей целью приобретение конкретных спортивных навыков. Около 5–15% посещают занятия для приятного времяпрепровождения, 25–30% от всего числа студентов ставят цель – получение зачёта, их количество примерно равно на различных этапах обучения. Данная группа студентов, прежде всего, ориентируется на минимальные стандарты выполнения заданий и не проявляют большого энтузиазма в занятиях. Особо стоит отметить, что к 5 курсу количество студентов, посещающих дополнительные занятия и активные в данной сфере, только растёт. На наш взгляд, это связано с проявлением качества осознанности и желания укрепить своё здоровье, так же у человека проявляется более осознанный интерес к формированию собственного статуса перед окончанием университета и вступлением в профессиональную деятельность. На сегодняшний день активная пропаганда здорового образа жизни среди всех слоёв населения, особенно среди молодёжи, так же сопряжена с социальной установкой, что успешные люди обязательно занимаются спортом и поддерживают в тонусе не только интеллект, но и тело. Занятие спортом сегодня – это один из признаков высокого статуса человека и его успешности. Более 60% студентов последнего курса утверждают, что им необходимо посещение занятий более чем 1 раз в неделю.

Таблица 2.

Результаты анкетирования: Какое количество занятий по физкультуре вы считаете для себя достаточным?

курс

1 курс

2 курс

3 курс

4 курс

5 курс

1 раз, %

39,1

41,4

40,4

14,5

16,4

2 раза, %

45,9

32,4

46,5

44,6

41,9

3 раза, %

16,0

26,2

15,1

40,9

41,7

 

На сегодняшний день активно проявляется интерес к самым разным видам спорта. Сама способность и возможность выбирать конкретное спортивное направление даёт возможность учащимся раскрыть в себе новые, заложенные в самой природе, качества и развивать уже сложившиеся. Любой студент выбирает то, что ближе ему по характеру и интересам, что приносит удовольствие, отвечает конкретным целям. Исследование показало, что при выборе конкретного направления физической деятельности наименьший интерес студенты проявляют к занятиям общей физической подготовкой – 4%, далее следует легкая атлетика – 8%, тяжелая атлетика – 13%, аэробика – 17%, единоборства (бокс, борьба, каратэ) – 23%. Самую высокую степень интерес студенты выражают по отношению к спортивным играм (волейбол, баскетбол, футбол) – 35%. По нашему мнению, спортивные игры не случайно являются лидирующими в рейтинге интересов для студентов. Дело в том, что участие в играх, как и в любых других «ситуационных» видах спорта и иной активности, предполагает умения за небольшой срок сосредотачиваться и переключаться, быстро оценивать ситуацию и принимать решение. Командные игры также дают возможность проявить себя лично, но при этом учат взаимодействовать и чувствовать партнеров по команде, находить общий язык с любым человеком, как знакомым, так и незнакомым, другом или недругом, потому что результат игры зависит от действий каждого в группе и слаженности действий всей команды. Из нетрадиционных видов двигательной активности наибольшей популярностью пользуются туризм – 31%, пляжный волейбол 19%, рыцарские бои 15%, йога, цигун – 10%. Время учебы в ВУЗе – это пора активного становления личности, желания стать самодостаточным, сильным, уверенным. Хотя ежедневные занятия в университете, самоподготовка занимают значительную часть времени студентов, свободное время студенты проводят следующим образом (данные в таблице 3).

Таблица 3.

Как Вы проводите свободное время?

курс

1 курс

2 курс

3 курс

4 курс

5 курс

Общение с друзьями, %

33,5

35,1

19,2

32,4

35,9

Подготовка к учёбе, %

15,7

12,3

21,4

19,7

11,4

Бездельничаю, %

8,1

2,8

13,7

12,3

11,8

За ПК

38,1

35,5

41,5

28,1

27,4

Занятие спортом

7,7

5,9

4,5

4,2

10,1

 

Также в процессе анкетирования было выяснено, что наибольшую часть информации о спорте и пользе физической активности учащиеся получают из СМИ, Интернет (более 60% опрошенных ответил именно так), что говорит о недостаточной просветительской работе со стороны преподавателей университета. Таким образом, на формирование и раскрытие интереса учащихся очень важно оказывать влияние педагогам вуза, как реальным носителям данной ценности, получившим позитивный результат и влияние на все сферы жизни.

Таким образом, учебный процесс по физическому воспитанию в вузах важно скорректировать согласно персональным интересам учащихся при занятиях физической культурой. В рейтинге интересов у студентов к занятиям физической культурой одно из первых мест занимают спортивные игры и командные виды спорта. Далее в качестве рекомендаций необходимо отметить, что для роста эффективности занятий по физическому воспитанию важно уделять большое внимание формированию интереса и мотивации учащихся, способствовать реализации индивидуальных потенциалов личности в процессе занятий. Рост мастерства преподавателей в данной сфере должен быть также направлен на то, чтобы проявить в студентах заинтересованность не только обычной физкультурой, но и профессиональным спортом, конкретным спортивным направлением, которое далее им будет поддерживаться в течение всей жизни. В перспективе дальнейших исследований в данном направлении предполагается разработка программы по физическому воспитанию студентов в вузах с учетом их интересов и мотивационной составляющей.

 

Список литературы: 
1. Барыбина Л.Н., Церковная Е.В. Интересы и мотивы студентов как основа построения учебных процессов по физическому воспитанию в вузах // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта – №10, – 2008. – С. 5–9.
2. Виленский М.Я. Студент как субъект физической культуры // Теория и практика физической культуры, – 2013. – №10. – С. 2–5.
3. Добровольская А.Н. Мотивы занятия физической культурой // Вестник спортивной науки: Федеральное государственное бюджетное учреждение «Всероссийский научно-исследовательский институт физической культуры и спорта» – 2012. – С. 173–175.
4. Тамбовский А.Н., Бархударян Р.Г. Двигательная активность, зрение студентов//Международный научный конгресс «Физическая культура, спорт, туризм – в новых условиях развития стран СНГ». – Минск: Тесей, 2014. – С. 194–197. 
5. Темченко В.А. Использование игровых видов спорта в системе физического воспитания студентов высших учебных заведений // Педагогика и психология – 2014. – № 4. – С. 182–185.
6. Церковная Е.В., Приходько А.И., Попрошаев А.В. Проблемы поиска путей оптимизации процесса физического воспитания в высших учебных заведениях // Педагогика и психология – 2015. – № 8. – С. 90–96.