Идея культуросообразного воспитания личности В. А. Сухомлинского как одно из приоритетных направлений в воспитании будущих поколений
Конференция: XXXVI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Секция: Общая педагогика, история педагогики и образования
XXXVI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Идея культуросообразного воспитания личности В. А. Сухомлинского как одно из приоритетных направлений в воспитании будущих поколений
THE IDEA OF CULTURAL EDUCATION OF THE PERSONALITY OF V. A. SUKHOMLINSKY AS ONE OF THE PRIORITY DIRECTIONS IN THE EDUCATION OF FUTURE GENERATIONS
Egor Tishchenko
Senior Lecturer, State Institution Lugansk State Medical University Named After Holy luka, LPR, Lugansk
Аннотация. Данная статья посвящена незаурядному ученому В. А. Сухомлинскому и его идее культуросообразного воспитания личности как одного из приоритетных направлений в воспитании будущих поколений. Проанализировано, что применение Павлышским директором различных форм и средств культуросообразной направленности позитивно влияло на воспитание и развитие гуманитарных знаний подрастающих поколений.
Abstract. This article is devoted to the outstanding scientist V. A. Sukhomlinsky and his ideas of cultural education of the personality as one of the priority directions in education of future generations. Analyzed that the use of Paulissen Director of the various forms and means of culture orientation positively affect the education and development of humanitarian knowledge of the younger generations.
Ключевые слова: Василий Александрович Сухомлинский, идея, культуросообразное воспитание, гуманитарные знания, когнитивный блок, аксиологический блок, эмоционально-волевой блок, поведенческий блок.
Keywords: Vasily Aleksandrovich Sukhomlinsky, idea, cultural education, humanitarian knowledge, cognitive block, axiological block, emotional-volitional block, behavioral block.
Талантливый директор Павлышской школы является автором таких произведений, как «Сердце отдаю детям», «Сто советов учителю», «Рождение гражданина», «Родительская педагогика», «Как воспитать настоящего человека», «Письма к сыну», «О воспитании», «Мудрая власть коллектива» и многих научных статей.
Его труды всё больше убеждают в том, что все более актуальными остаются проблемы воспитания личности в системе гуманитарного знания, особенно, если учесть различные культурные, социальные, экономические, идеологические и политические изменения в нашей жизни.
По этому поводу возникают размышления о роли различных воспитательных идей и принципов в педагогике, которые способствуют гармоничному всестороннему развитию учащихся.
Особое внимание привлекает идея культуросообразного воспитания личности в педагогическом наследии В. А. Сухомлинского и её роль в воспитании будущих поколений.
Современная теоретическая разработка идеи культуросообразности воспитания и её роли в формировании гуманитарных знаний личности требует изучения и раскрытия всех её аспектов: философского, культурологического и педагогического. Учитывая новые общественные требования относительно образования, по нашему мнению, следует проанализировать теоретическую и практическую значимость идеи культуросообразности в развитии гуманитарных знаний детей и молодёжи в педагогическом наследии великого учёного.
Цель этой статьи заключается в раскрытии взглядов В. А. Сухомлинского на сущность и содержание культуросообразного воспитания и его влияния на развитие подрастающего поколения.
Несмотря на многочисленность определений культуросообразного воспитания личности, которые встречаются в научной литературе, общепринятой формулировки не существует, хотя все они имеют непосредственное отношение к гуманитарным знаниям личности.
Культуросообразное воспитание предполагает формирование системы социокультурных черт, качеств и компетенций, присущих типичным представителям определённой национально-этнической общности, сложившихся исторически и обеспечивающих эффективное выполнение ими социальных, личностных, профессиональных ролей и функций.
Объективное рассмотрение культуросообразности воспитания в общепедагогическом смысле строится на признании связи учебно-воспитательного процесса с культурно-историческими традициями, условиями жизни и деятельности, достижениями материальной и духовной культуры определенного народа (нации).
В узкопедагогическом смысле культуросообразность воспитания – это процесс и результат воспроизводства социальными институтами национально своеобразного типа личности, которая идентифицирует себя на основе мировоззрения, языка и культуры своего народа, соотносит своё индивидуальное «я» с определённой социальной общностью, её историческими целями, ценностями и идеалами, особенностями национального характера и поведения, формами духовно-практической деятельности и т.п.
Таким образом, в культуросообразном воспитании выделяются четыре содержательно-структурных блока. Когнитивный блок включает систему гуманитарных знаний, взглядов, убеждений, представлений о природе, обществе и человеке, которые составляют национальную картину мира, ориентируют личность преимущественно на культурологические позиции определённого народа, но не исключают мировоззренческие модели других этносов, цивилизаций и культур. К ядру аксиологического блока относится совокупность ценностных отношений носителей определённой культуры к объектам и явлениям социоприродного мира, доминирующие у них потребности, мотивы и интересы, которые направляют процессы трудовой, познавательной, творческой деятельности и общения. Эмоционально-волевой блок содержит типичные для определённой национально-культурной общности модели чувственного отражения и эмоциональной оценки окружающего мира, господствующее мироощущение, морально-психологический климат в обществе, отношение к жизни, человеку и культуре. Поведенческий блок характеризуется практическим опытом труда, познания, творчества и общения, а также национальными, этнокультурными традициями и обычаями; стереотипами социального поведения, в том числе относительно представителей других культур и народов.
Следовательно, культуросообразное воспитание влияет на общее развитие гуманитарных знаний личности, охватывает все её сферы, которые связаны с процессами трудового, нравственного, умственного, физического и эстетического развития.
Особый вклад в развитие гуманитарных знаний учащихся на основе культуросообразного воспитания был сделан выдающимся педагогом В. А. Сухомлинским. Прежде всего, учёный рассматривал воспитание как материализацию идей, как человековедение и культуротворчество.
Цель и содержание воспитания Василий Александрович видел в том, "чтобы дать каждому юноше, каждой девушке нравственную, умственную, практическую и психологическую подготовку к труду, раскрыть в каждом из них индивидуальные задатки, наклонности и способности" [4, с. 8].
Не менее важно и то, что развитие гуманитарных знаний личности на основе идеи культуросообразного воспитания в его педагогической системе обеспечивает "полноту и гармонию сил, способностей, страстей, потребностей, в которой воспитатель видит такие стороны, черты, грани, как моральное, идейное, гражданское, умственное, творческое, трудовое, эстетическое, эмоциональное, физическое совершенство" [1, с. 78].
Подтверждение сказанному выше можно увидеть в педагогической практике Василия Александровича. Процесс формирования гуманитарных знаний в Павлышской средней школе основывался на различных идеях и принципах обучения и воспитания, в том числе и на идее культуросообразности. Благодаря стараниям выдающегося педагога овладение гуманитарными знаниями личностью происходило на основе народных традиций и обычаев, родного языка и литературы, способствовало её нравственному, трудовому, умственному, физическому, эстетическому воспитанию.
В соответствии с взглядами великого учёного моральные богатства общества становятся индивидуальными достижениями каждого, превращаются в нормы и правила нравственного поведения, способствующие развитию гуманитарных знаний личности. По его мнению, в ходе морального воспитания формируются гуманитарные знания учеников и такие отношения, когда "человек человеку друг, товарищ и брат", при этом образуются внимательность, чувствительность и отзывчивость к духовному миру, к общечеловеческим, национальным ценностям общества.
Как считал учёный, приоритетная цель нравственного воспитания – это формирование нравственной культуры, убеждений, правил поведения на основе системы общечеловеческих и национальных ценностей, с их помощью создаются "реальные нравственные, высокоидейные, гражданские отношения в коллективе" [4, с. 158]. Таким образом, можно утверждать, что среди множества общечеловеческих и национальных ценностей особое место занимают гуманитарные знания, для благоприятного усвоения которых ученикам необходимо культуросообразное воспитание.
Трудовое воспитание педагог-новатор рассматривал как "формирование коммунистического отношения к труду как к первой жизненной потребности, воспитание привычки работать на пользу общества, выработка навыков общей трудовой культуры; овладение системой трудовых умений и навыков, формирование и развитие индивидуальных способностей, склонностей, призвания" [5, с. 63]. Василий Александрович понимал трудовое воспитание как "гармонию трёх понятий: надо, трудно и прекрасно" [2, с. 602], а также "единство трудовой культуры и общего развития – нравственного, умственного, эстетического, физического...; раскрытия, проявления, развития индивидуальности в работе...; высокую нравственную сущность труда, его общественно полезную направленность; раннее приобщение к производительному труду, трудовая жизнь в детстве, и отрочестве; разнообразие видов труда; постоянство, непрерывность работы; черты производительного труда взрослых в детском труде; посильность детского труда; преемственность содержания трудовой деятельности, умений и навыков; творческий характер труда, объединение усилий ума и рук, общий характер производительного труда; единство труда и многогранной духовной жизни, понимание и ощущение зависимости жизненных благ и культурных ценностей, которые получает человек, от его личного участия в общем труде" [1, с. 166]. Это доказывает то, что культуросообразное трудовое воспитание играет очень важную роль, приучая детей к приложению серьёзных усилий для постижения гуманитарных знаний.
Одним из важнейших направлений воспитания в педагогике учёного выступает умственное, которое предусматривает приобретение гуманитарных знаний и формирование научного мировоззрения, развитие познавательных и творческих способностей, выработку культуры умственного труда, воспитание интереса и потребности в умственной деятельности, в постоянном обогащении научными знаниями, в применении их на практике [4, с. 214]. Цель умственного воспитания, по мнению педагога, заключается в "развитии интеллекта" ребёнка [1, с. 99].
Физическую культуру педагог рассматривал как "важнейший источник жизнерадостного мировосприятия" [4, с. 131]. Физическая культура в трактовке В. А. Сухомлинского состоит из "заботы о здоровье и сохранении жизни как высшей ценности, во-вторых, системы работы, которое обеспечивает гармонию физического развития и духовной жизни, многогранной деятельности человека" [3, с. 382]. Тем самым она способствует формированию гуманитарных знаний воспитанников.
Особое место в педагогическом наследии Василия Александровича занимает эстетическое воспитание как фактор выработки творческих качеств личности в процессе изучения гуманитарных предметов, главные задачи которого заключались в формировании эстетической культуры учащихся, их отношения к искусству, науке и различным жизненным обстоятельствам, а также в создании прекрасного в человеке, в окружающем его пространстве и т.д. Важнейшую задачу эстетического воспитания педагог видел в том, чтобы "научить ребёнка видеть в красоте окружающего мира, в красоте человеческих отношений духовное благородство, доброту, сердечность и на этой основе утверждать прекрасное в самом себе" [1, с. 187].
Очень важная роль в формировании личности принадлежит семейному коллективу. Семья, по мнению учёного, является «первой школой интеллектуального, нравственного, эстетического и физического воспитания" [4, с. 13]. Автор отмечает, что именно в семье происходит первоначальное развитие и формирование гуманитарных знаний личности. Семья выполняет существенную функцию в усвоении общечеловеческих ценностей, норм поведения, культурных обычаев, традиций и развития творческих задатков, поэтому, как говорят, без семьи нет школы.
В. А. Сухомлинский в учебно-воспитательном процессе применяет различные формы и средства культуросообразной направленности, например, такие как «интеллектуальный фон школы», «создание радости познания», «эмоциональный фон», школа под голубым небом, школа радости, уроки в зелёных классах, уроки мышления, уроки развития речи, «узелки знаний» (проблемные вопросы), «Книга природы», две программы обучения (обязательная и расширенная).
Итак, великий учитель выстраивал культуросообразное воспитание и формирование гуманитарных знаний личности учащихся параллельно, на основе их взаимодействия. Выдающийся педагог-новатор реализовывал культуросообразные идеи системно, начиная с начальных классов. Он применял различные виды работ, формирующие национальный образ мира, но, в то же время, не исключающие мировоззренческие модели других народов, цивилизаций и культур. Всё это доказывает наши предположения относительно применения идеи культуросообразного воспитания, как одного из приоритетных направлений развития образования и воспитания.
Последующие исследования проблемы могут быть направлены на раскрытие возрастных аспектов, форм и методов культуросообразного воспитания личности в педагогическом наследии В. А. Сухомлинского.