Статья:

Интеграция социальных технологий в преподавании иностранных языков

Конференция: II Международная заочная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Теория и методика обучения и воспитания

Выходные данные
Аниськович Н.Р. Интеграция социальных технологий в преподавании иностранных языков // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам II междунар. науч.-практ. конф. — № 2(2). — М., Изд. «МЦНО», 2016. — С. 12-20.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Интеграция социальных технологий в преподавании иностранных языков

Аниськович Наталья Ростиславовна
кандидат педагогических наук, доцент, Минский государственный лингвистический университет, Республика Беларусь, г. Минск

 

Integration of social technologies in teaching foreign languages

Natalia Aniskovich

Ph.D, Associate Professor, Minsk state linguistic university, Republic of Belarus, Minsk

Аннотация. Статья посвящена значимости социальных технологий в преподавании иностранных языков и стратегиям реализации технологии обучения в сотрудничестве и технологии творческих мастерских. Представлены отдельные примеры использования данных технологий в ходе практической деятельности на уроках английского языка.

Abstract. The article concerns the importance of social technologies in teaching foreign languages and strategies of using cooperative learning technology and creative workshops technology. Some samples of practical use of these technologies at English lessons have been presented.

 

Ключевые слова: социальные технологии; технология обучения в сотрудничестве; технология творческих мастерских; индуктор; прием обучения.

Keywords: social technologies; cooperative learning technology; creative workshops technology; inductor; teaching technique.

 

Социальные технологии по своей концептуальной основе, содержательной и процессуальной частям адекватны требованиям современной парадигмы языкового образования, ориентирующей на организацию образовательного процесса, где иностранный язык выступает в качестве средства межкультурного общения и инструмента познания окружающей действительности. Принципиально важной стороной социальных технологий являются позиция учащегося в образовательном процессе, отношение к ней со стороны учителя, реализация его интеллектуального и коммуникативного потенциала. Социальные технологии нацелены не только на овладение совокупностью знаний, навыков, умений и способов деятельности на иностранном языке, но и на приобретение учащимися опыта использования изучаемого языка. Данные технологии позволяют моделировать последовательность этапов социального взаимодействия, в ходе которого каждый говорящий реализует собственную стратегию и тактику общения по отношению к другим собеседникам.

К основным характеристикам социальных технологий относят:

·        единство и взаимосвязь предметного и эмоционально-ценностного компонентов учебно-познавательной деятельности учащихся;

·     моделирование целостного социального контекста использования иностранного языка в естественных условиях, что способствует подготовке учащихся к межкультурному общению с представителями других лингвоэтносоциумов;

·        создание условий для принятия учащимися самостоятельных решений и накопления опыта общения на иностранном языке;

·        стимулирование рефлексивного анализа и самооценки коммуникативной и учебно-познавательной деятельности учащихся.

Для того, чтобы приобрести подлинно социальный характер, обучение должно осуществляться посредством организации различных видов  и способов деятельности и обеспечивать оптимальные условия для развития психологических качеств учащихся, умений слушать и слышать, адекватно интерпретировать коммуникативное поведение речевых партнеров, выражать отношение к предмету общения и избегать сбоев в его ходе.

       Сотрудничество (cooperative learning) является одной из определяющих основ современного обучения. Это реальное воплощение личностно-ориентированного подхода к преподаванию иностранного языка, где общение есть и форма, и средство, и цель обучения. Основная идея этой технологии заключается в создании условий для активной совместной учебной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях. Учащиеся объединяются в небольшие группы по 3-4 человека и получают одно общее задание. При этом оговаривается роль каждого учащегося группы в выполнении этого задания, что создает ситуацию, в которой каждый отвечает не только за собственный результат, но и за результат работы всей группы в целом. Малая группа организуется так, чтобы в группе обязательно были сильный, средний и слабый учащиеся. Учитель выборочно предлагает одному из учащихся представить результаты совместной работы, а отметка за выполненное задание ставится общая всем членам группы по итогам ответа избранного учащегося. По мнению Е. С. Полат, практика показывает, что вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее. Учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе составляет суть данной технологии.

       По мнению американских исследователей кооперативного обучения  В. Джонсона и К. А. Смита, сотрудничество при совместной деятельности достигается при соблюдении таких условий его организации, как положительное взаимодействие участников общения, индивидуальная подотчетность, адекватное использование личностных и групповых умений.

       Положительное взаимодействие заключается в том, что учащиеся должны не только сами изучить и понять материал, но и обеспечить его полное понимание всеми членами группы. Таким образом на них лежит двойная ответственность, для которой и вводится термин «положительное взаимодействие». Другими словами, каждый учащийся осознает, что он тесно связан со своими одногруппниками и его успех в изучении материала зависит от их успеха и наоборот. Индивидуальная подотчетность имеет место в том случае, когда учитывается участие каждого учащегося на результаты работы всей группы. Для группы важно знать, кто нуждается в большей помощи и поддержке при выполнении задания. Для того, чтобы каждый учащийся осознавал личную ответственность за выполнение полученной части задания, учитель должен:

-     учитывать объем участия каждого в групповой работе;

-     оказывать поддержку группе и отдельным учащимся;

-     помогать группе избегать типичных ошибок в речи;

-     внушать, что каждый отвечает за итоговый результат работы.

       Не менее важным условием успешного сотрудничества является адекватное использование личностных и групповых умений. Нельзя поместить в группу человека, который чувствует себя скованно при общении и рассчитывать на то, что группа будет эффективно работать. Для того, чтобы участники совместной деятельности работали продуктивно, им следует:

-      доверять друг другу;

-      общаться точно и недвусмысленно;

-      поддерживать друг друга;

-      конструктивно разрешать конфликты.

      Проявлению инициативы, активному участию всех членов группы в обсуждении проблемной или речевой задачи, способствует упражнение на обмен мнениями (тема “Sports”, II ступень общего образования):

       Share the covers of sports magazines you have brought with your group. Exchange opinions about those sports.

Are they exciting?

Do you like them?

Would you like to try practicing any of them? Why?

      Each of you must be ready to tell the rest of the class of the sports you would like to try. Draw a poster to present the chosen sport. Set up an exhibition. All students visit the exhibition and ask for information on the sport you want to try. You should:

-     include all members of your group;

-     be brief;

-     support other’s ideas;

-     encourage each other;

-     check if everyone understands what is happening in the group. Use:

OK, Ira?

Pavel, do you see what Sergei means?

 

-     another can respond using:

Yes, sure.

Oh yes, go on.

-    don’t be shy to inform your group that you can’t understand using:

Well…

Well not really…

-    offer to repeat or clarify using:

You see, Igor, Lena would like to say that…

Well, I mean

       Упражнение ориентировано на обмен мнениями относительно различных видов спорта и описание одного из них для других групп. Учащимся предлагается поддерживать, одобрять идеи друг друга, приглашать всех участников к высказыванию, информировать о непонимании (в случае возникновения такой коммуникативной неудачи), стремиться сделать свое сообщение в меру кратким. Группа – гетерогенная, с количественным составом – 4 человека. Кооперативное взаимодействие предполагает коллективный обмен мнениями, высказываниями, совместный просмотр и обсуждение принесенных журнальных вырезок. Индивидуальная подотчетность проявляется в готовности каждого учащегося высказаться по выбранному группой виду спорта.

        Сущность технологии творческих мастерских, используемой в современном языковом образовании, заключается в открытии/построении учащимися знания в процессе индивидуального и коллективного поиска в специально созданных учителем-мастером условиях, осмыслении и корректировке собственной деятельности и речевого поведения.

        Работу в мастерской целесообразно организовывать как последовательность взаимосвязанных этапов. На каждом из них реализуется соответствующее учебное задание, которое является средством к управлению коммуникативной и учебно-познавательной деятельностью учащихся. Выполненное задание учитель не проверяет. В паре/группе организуется самопроверка полученных результатов. Это происходит на основе соотнесения и сравнения образовательных продуктов учащихся с тем, что сделано одногруппниками, с материалом, изложенным в учебнике и т.д. В результате сравнения конструируется собственное понимание фактов и явлений, устраняется ограниченность или ошибочность субъектного опыта учащихся. В зависимости от содержания темы, этапа усвоения материала и уровня языковой подготовки учащихся  алгоритмы мастерских могут варьироваться. Однако многие из них включают этапы индукции, индивидуальной работы, работы в паре, социализации, самокоррекции и рефлексии. На этапе индукции учитель создает проблемную ситуацию на основе текстов (в том числе аутентичных), серии фотографий, схем, аудио/видео подкастов, страницы Интернет-сайта и формулирует задание, которое потребует от учащегося размышления, подключения субъектного опыта и принятия решения. В качестве индуктора могут выступить слово, фраза, текст, изображение, рисунок, графический знак, неизвестное понятие, предмет, мелодия.  Этап индивидуальной работы предполагает оценку ситуации учащимися и индивидуальное выполнение задания по созданию продукта в виде таблицы, гипотезы, идеи и т.д. Далее следует работа в паре, в ходе которой осуществляется сравнение индивидуально выполненного задания с результатом работы одногруппника. Продуктом совместной работы  должен стать общий вариант выполнения проблемного задания, представленный в виде опорного конспекта, рисунка, схемы, плаката и т.п. Социализация предусматривает групповое ознакомление с результатами индивидуальной и парной работы и их обсуждение. Учитель также может представить продукт (текст, схему, рисунок), отражающий его точку зрения. В итоге происходит переосмысление образовательных продуктов учащимися и определение личной позиции по поводу обсуждаемого вопроса. На этапе самокоррекции происходит уточнение, доработка и внесение изменений в разработанный продукт. Это происходит на основе демонстрации существующего аналога, иллюстрирующего чью-то точку зрения. Также могут использоваться наводящие вопросы о том, насколько принятое решение, выдвинутое предположение или разработанный продукт являются совершенными, что ведет к иному пониманию обсуждаемой проблемы. Этап рефлексии включает фиксирование способов деятельности, которые применили и освоили учащиеся, обозначение нерешенных вопросов и принятие решения о целесообразности дальнейшей поисковой деятельности.

       Этап индукции является весьма значимым в контексте работы творческой мастерской. Проблемное задание должно актуализировать личный опыт каждого учащегося и вызывать интерес, что служит стимулом к дальнейшей поисковой и аналитической деятельности. Задача учителя-мастера состоит в подборе индукторов различного характера, которые воздействовали бы в комплексе на когнитивную, мотивационную и эмоциональную сферу учащихся. Рассмотрим подробнее приёмы, с помощью которых можно создать основу проблемных заданий применительно к обучению аспектам языка и видам речевой деятельности.

       В рамках приёма установления ассоциаций учащимся предлагается индивидуально записать ассоциативный ряд слов к данной лексической единице, а затем в паре обсудить возникшие ассоциации. Результатом работы мастерской должно стать семантическое поле слов с дальнейшим осмыслением получившегося ряда ассоциаций. Например, используя слова-ассоциации, дать определение исходной лексической единице (это может быть лексическая единица с национально-культурным компонентом значения) или из имеющихся слов-ассоциаций придумать заглавие и составить историю/рассказ/миниатюру. На этапе самокоррекции учитель-мастер может представить свой собственный ассоциативный ряд и рассказ или аналог, созданный учащимися других классов.

       Приём «Незаконченное предложение» ориентирован на обучение монологу-рассуждению. Мастер представляет вниманию участников мастерской начало высказывания, например, известного человека или  отрывок художественного/научно-популярного фильма, текста, статьи, связанное с коммуникативной задачей высказывания. Каждый учащийся продумывает свой монолог-рассуждение. Затем учащиеся в паре составляют совместный монолог-рассуждение, дополняя его деталями, новыми аргументами и оригинальными идеями. После того, как на этапе социализации учащиеся представили свои суждения, учитель озвучивает авторский вариант завершения высказывания или отрывка.

       При работе с текстом (ознакомительный вид чтения) может быть использован приём выделения ключевых слов. Учащиеся читают текст и пытаются найти ключевые слова. На основе выделенных ключевых слов они должны поделиться своим пониманием содержания и смысла текста в паре с другими учащимися и подготовить совместный вариант ответа. Аналогично, как и в описанных выше приёмах, на этапе самокоррекции учитель представляет свой перечень ключевых слов и делится собственным пониманием содержания и смысла текста.

       Приём конструирования вопросов может составить основу задания для формирования социокультурной компетенции. Учащимся предъявляется объект социокультурного характера, подлежащий изучению. В качестве домашнего задания учащиеся изучают объект индивидуально и составляют список вопросов и ответов к нему. Затем в паре происходит ознакомление с сформулированными вопросами и составляется общий перечень. Далее пары обмениваются вопросами и готовят на них ответы, используя дополнительную фактологическую информацию. На этапе самокоррекции происходит взаимная экспертиза ответов и их коррекция участниками мастерской.

Существуют различные виды творческих мастерских в зависимости от цели и способа деятельности.

Мастерская формирования знаний может иметь основой привлечение внимания учащихся к культурно-обусловленным аспектам в использовании языка. Проблемное поле подобной мастерской составляет, например, поиск эквивалентов на русском языке фраз, выражений, метафор, пословиц, высказываний или объяснение явлений социокультурного характера, фактов иноязычной культуры, реалий на основе связного контекста, видеоролика, ценностной капсулы и т.д.

В ходе мастерской творческого письма учащиеся могут написать сценарий проведения праздника/мероприятия, отражающего социокультурную специфику страны изучаемого языка, составить викторину о президентах США, социокультурный портрет группы.

Основой мастерской сотрудничества может быть создание подкаста о достопримечательностях города/региона. В ходе реализации этапов мастерской сотрудничества предусматривается управление учебно-познавательной деятельностью учащихся, направленное на достижение взаимопомощи, взаимного согласия и сближения за счет характера формулируемых заданий, памяток, содержащих рекомендации по совместной работе.

В рамках мастерской выявления ценностных ориентаций возможно сопоставление точек зрения по обсуждаемой проблеме, например, обсуждение семейных ценностей русской/британской/китайской культур или обсуждение стереотипных мнений в отношении характера представителей стран изучаемого языка и страны учащегося.

       Приведем пример творческой мастерской сотрудничества по созданию видео интервью (тема «Healthy Lifestyle», III ступень общего образования).

1.  a) Look at these quotes:

  •  “Early to bed and early to rise makes a man healthy, wealthy and wise” by B. Franklin.
  •  “You are what you eat”.

Have you found any connection between them?

Do you think healthy lifestyle is popular among youngsters?

    b) You should present a video interview, asking your group mates about their habits and lifestyle. E.g. How often do you go to the gym? How often do you eat fast food? etc.

2. Work individually. Make a list of questions connected with our topic.

3. Share your results in pairs. Choose the most relevant questions and make a short video fragment of the interview.

4. Present your results, discuss them and make conclusions. Try to present your personal position.

5.  a) Watch a video with experts opinion on the problem.

     b) Point out advantages and disadvantages of your product.

6. What was difficult?

    What would you like to change in your interview?

    Have you overestimated the situation?

    Was our discussion important for you?

Важно обратить внимание на то, что пары комплектуются из учащихся с разным уровнем языковой подготовки с целью стимулирования взаимопомощи и принятия совместного решения, к которому они должны придти в процессе составления списка вопросов для интервью. Учащимся с недостаточным уровнем владения языком могут быть предложены опоры в виде начала вопросов. На этапе социализации учащиеся могут задавать друг другу уточняющие вопросы, отмечать положительные стороны снятых видеороликов и критиковать то, что, на их взгляд, не совсем получилось, соблюдая при этом правила вежливости и такта. Учителю следует обратить внимание на использование соответствующих речевых формул, позволяющих вежливо выразить несогласие с собеседником или дать совет, следуя стратегии ненавязчивости, характерной, например, для коммуникативного поведения британцев и американцев. На этапе рефлексии учащиеся могут оформить шаги работы над видеороликом в виде схемы с целью последовательного переноса способов деятельности на аналогичные ситуации. Здесь сотрудничество проявляется в распределении ролей: один учащийся предлагает название шагов, другой оформляет их в виде схемы.

Таким образом, благодаря социальным технологиям обучения обеспечивается социально ориентированный характер изучения иностранного языка и культуры. Это обусловлено социальной природой самого языка как социокультурного явления и как объекта овладения. Социально ориентированный характер изучения иностранного языка, направленность на освоение действительности проявляется в том, что в условиях подготовки учащихся к межкультурной коммуникации язык служит не только средством межкультурного общения, но и важным инструментом познания окружающего мира, средством взаимосвязанного коммуникативного, когнитивного и социокультурного развития личности учащегося.

 

Список литературы:
1. Коряковцева Н.Ф. Теория обучения иностранным языкам : продуктивные образовательные технологии : учеб. пособие для студ. лингв. фак. высш. учеб. заведений – М. : Издательский центр «Академия», 2010. – 192 с.