Статья:

Динамика отношения студентов к избранной профессии (на примере специальности «Педагогика дополнительного образования в области технического творчества»)

Конференция: XXVI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Теория и методика профессионального образования

Выходные данные
Могутова П.П., Тимофеев П.Н. Динамика отношения студентов к избранной профессии (на примере специальности «Педагогика дополнительного образования в области технического творчества») // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XXVI междунар. науч.-практ. конф. — № 2(26). — М., Изд. «МЦНО», 2019. — С. 28-34.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Динамика отношения студентов к избранной профессии (на примере специальности «Педагогика дополнительного образования в области технического творчества»)

Могутова Полина Павловна
студент, ГАПОУ ТО «Колледж цифровых и педагогических технологий», РФ, г. Тюмень
Тимофеев Павел Николаевич
преподаватель, ГАПОУ ТО «Колледж цифровых и педагогических технологий», РФ, г. Тюмень

 

Dynamics of students attitude to their chosen profession (on the example of the specialty “Pedagogy of additional education in the field of technical creativity”)

 

Polina Mogutova

student, GAPOU TO "College of Digital and Pedagogical Technologies", Russia, Tyumen

Pavel Timofeev

teacher, GAPOU TO "College of Digital and Pedagogical Technologies", Russia, Tyumen

 

Аннотация. Статья рассматривает динамику отношения студентов к выбранной ими специальности на протяжении четырех лет обучения на примере ГАПОУ ТО «Колледж цифровых и педагогических технологий». Приведенные выводы базируются на анкетировании студентов с 1 по 4 курсы и показывают сформированность общих и профессиональных компетенций (согласно ФГОС) у студентов специальности «Педагогика дополнительного образования в области технического творчества».

Abstract. The article examines the dynamics of the attitude of students to their chosen specialty over the course of four years of study using the example of the College of Digital and Pedagogical Technologies. The findings are based on the questioning of students from 1 to 4 courses and show the formation of general and professional competencies (according to the GEF) for students of the specialty "Pedagogy of additional education in the field of technical creativity."

 

Ключевые слова: дополнительное образование; техническое творчество; компетенции; «РобоФест»; «ВРО»; «Junior Skills».

Keywords: additional education; technical creativity; competence; “RoboFest”; “VRO”; “Junior Skills”.

 

XXI век – век информационных технологий…Современные люди уже не мыслят свое существование без техники, потому что она прочно внедрилась в наш быт, делая его комфортнее и проще.

В современном мире жизнеспособность государств зависит, прежде всего, от степени их вовлеченности в научно-технический прогресс. И Россия не исключение, ведь научно-техническое отставание грозит нам превращением в третьеразрядную (отсталую) державу. Именно поэтому так важно продолжать техническое развитие во всех сферах жизни. Одним из самых актуальных и перспективных направлений является робототехника.

Перспектива развития данного направления очевидна. Ведь роботы, которые раньше ассоциировались с высокими технологиями будущего, сейчас вокруг нас. Они применяются в разных областях человеческой жизни. Роботы – наше будущее. Образовательная робототехника является важным элементом и средством работы образовательных учреждений по развитию творческих способностей детей и обеспечению формирования у них технического и инженерного мышления. Поэтому стране необходимы высококвалифицированные кадры, специализирующиеся на техническом направлении. Таким образом, общество сделало социальный заказ на такую профессию, как педагог дополнительного образования в области технического творчества (ПДО-ТТ).

«Дополнительное образование - вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования» (согласно ФЗ «Об образовании»).

Техническое творчество – вид творческой деятельности по созданию технических средств, образующих искусственное окружение человека – техносферу; оно включает генерирование новых инженерных идей и их воплощение в производстве.

Итак, запрос общества соответствовал потребностям государства. И на сегодняшний день разработана нормативно – правовая база для осуществления подготовки специалистов – педагогов дополнительного образования в области технического творчества.

Регулирование деятельности образовательных организаций осуществляется согласно ФЗ «Об образовании в РФ», принятом в декабре 2012 года. Одним из основных положений настоящего закона стало непрерывность образования.  Дошкольное образование было включено в образовательный процесс (статья 10). Это, на наш взгляд, является важным условием привития устойчивого интереса к техническому творчеству у детей не только школьного, но и дошкольного возраста. Данное положение закреплено в статьях 75 и 76 ФЗ «Об образовании в РФ».

Значимость включения дошкольного образования в общую образовательную систему выражается еще и в том, что:

- планирование деятельности педагога дополнительного образования может охватывать весь период формирования личности;

- именно в дошкольном возрасте формируются базовые навыки и умения, получающие впоследствии развитие в начальной и средней школе;

- появляется возможность обретения первичных технических знаний и   раннего выявления одаренных детей в сфере технического творчества.

При наличии всего вышеуказанного педагогам начального и среднего образования можно будет реализовывать усложненные программы в области технического творчества, поскольку базовые компоненты развития уже будут заложены в обучающихся.

Министерством образования и науки был разработан Федеральный Государственный Образовательный стандарт (далее ФГОС) для специальности 44.02.03 «Педагогика дополнительного образования», в котором обозначены те общие и профессиональные компетенции (далее ОК и ПК), которые необходимы специалисту, работающему в данной сфере.

Максимальный эффект от деятельности педагога дополнительного образования в области технического творчества будет достигнут тогда, когда с самого начала своего обучения он будет понимать общие компетенции:

- понимать сущность и социальную значимость своей будущей

профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;

- использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности;

- ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса;

- осуществлять профессиональную деятельность в условиях

обновления ее целей, содержания, смены технологий;

- строить профессиональную деятельность с соблюдением

регулирующих ее правовых норм.

Используя эти базовые документы, образовательные организации, осуществляющие подготовку специалистов по специальности «Педагогика дополнительного образования в области технического творчества», разрабатывают собственные программы, учитывающие специфику регионов.

Так, например, «Колледж цифровых и педагогических технологий» произвел первый набор на данную специальность в 2014 году. Таким образом, данная специальность принципиально нова. Будучи еще студентами, будущих специалистов в данной области уже приглашают работать в те или иные образовательные организации. Ведь техническое творчество включает в себя целый комплекс направлений. В него входят образовательная робототехника, конструирование, моделирование, прототипирование и т.д. Очевидно, что для освоения такого большого объема направлений, студентам специальности ПДО-ТТ необходимо знать основы таких наук, как информатика, математика, физика и др. Эти и другие предметы изучаются студентами на протяжении всего обучения.

«Колледж цифровых и педагогических технологий» является региональным ресурсным центром. На базе колледжа проходит множество соревнований по образовательной робототехнике. Примерами являются РобоФест, Всероссийская робототехническая олимпиада (ВРО), Junior Skills и т.д.

РобоФест – один из крупнейших в мире фестивалей, ежегодно собирающий лучших участников научно-технического творчества в возрасте от 6 до 30 лет, которые представляют свои уникальные разработки. Это площадка не только для соревнований по робототехнике, но и для учебной, игровой и развлекательной программ: презентаций, мастер-классов и др. На базе «Колледжа цифровых и педагогических технологий» РобоФест проводится с 2015 года. Участники приезжают со всех районов Тюменской области, даже из отдаленных (Сладковский, Казанский).

ВРО – международные соревнования для участников в возрасте от 10 до 21 лет. На базе нашего колледжа ВРО проводится с 2016 года. Участниками соревнования являются дети со всех районов Тюменской области.

Junior Skills – соревнования, проходящие в рамках регионального фестиваля «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia). Участники соревнования - дети в возрасте от 10 до 17 лет. Традиционными участниками Junior Skills являются дети из Тюменского, Ялуторовского, Заводоуковского, Ишимского округов, а также из Голышмановского, Сладковского районов.

Таким образом, в теории сформирована нормативно-правовая база для осуществления подготовки специалистов – Педагогов дополнительного образования в области технического творчества, а на практике проводятся различные соревнования по робототехнике для продолжения подготовки и развития будущих специалистов.

Для достижения цели исследования – выявление динамики в отношении студентов к избранной профессии на протяжении всего процесса обучения в Колледже цифровых и педагогических технологий - нами был проведен опрос среди студентов, обучающихся по специальности «Педагогика дополнительного образования в области технического творчества». Были опрошены студенты с 1 по 4 курсы. Методом опроса стало очное анкетирование. Респондентам задавалось 10 вопросов с личностной оценкой.

Проанализировав ответы каждого курса на следующие вопросы, нами были сделаны следующие выводы:

- большинство студентов поступали осознанно на данную специальность, что говорит о росте ее популярности и значимости. Но некоторая часть – под влиянием родителей. Что касается 1 набора (гр.14-09 ПДО-ТТ), то хотелось бы отметить, что они поступали абсолютно ничего не зная о выбранной специальности;

- по ходу обучения студенты «погружаются» в профессиональную деятельность, в процессе которой ими осознается и формируется ОК 1 «Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес». Нами было выявлено, что данная ОК 1 сформирована уже на 2 курсе;

-  с каждым годом обучения, за исключением 4 курса, студентам становится все интереснее сам процесс обучения. Это говорит нам о том, что образовательный процесс хорошо организован и динамично развивается. Отсутствие интереса к процессу обучения у 4 курса можно объяснить тем, что выбор будущей профессии был сделан ими необдуманно;

- за исключением 4 курса, все опрошенные, стали лучше относиться к своей специальности, лучше понимая ее. Студенты гр. 14-09 ПДО-ТТ наоборот, с каждым курсом, относились к будущей профессии все хуже и хуже, что еще раз подтверждает, что они поступали первыми, ничего не зная о ней;

- для большинства студентов главную роль играет востребованность на рынке труда. Это говорит о том, что одним из главных факторов, повлиявших при выборе специальности, играет материальное обеспечение и положение в обществе. На втором месте – перспективность, на третьем – карьерный рост;

- все студенты по ходу обучения и прохождения производственных практик овладевают профессиональными навыками и компетенциями. Это говорит о том, что образовательный процесс соответствует требованиям, предъявляемым ФГОС;

- в процессе обучения должны быть сформированы ОК и ПК, утвержденные ФГОС. Так, ОК 4. «Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития» у большинства студентов уже сформирована на 2 курсе, но у малой части обучающихся (4 курс) ее нет. Так же и ПК 1.4 «Оценивать процесс и результаты деятельности занимающихся на занятии и освоения дополнительной образовательной программы», в основном сформировалась на 3 курсе, что говорит о качественной подготовке специалистов, проходящей в колледже.  Но на 4 курсе у некоторых студентов она отсутствует. ОК 5. «Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности» и ОК 8. «Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации» уже практически сформированы у студентов 1 курса;

- выявилось, что на протяжении всего обучения большинство студентов всех курсов не участвуют в мероприятиях (конкурсы, олимпиады, соревнования), связанных с будущей профессией. Это говорит о том, что студенты не заинтересованы или недостаточно вовлечены в эту деятельность;

- на момент проведения опроса, 57% респондентов собирались осуществлять трудовую деятельность в выбранной сфере. Наибольшее количество студентов обучаются на младших курсах.

На примере Колледжа цифровых и педагогических технологий города Тюмени можно сделать вывод о перспективности технического направления в образовании.

 

Список литературы:
1. Федеральный закон Российской Федерации: «Об образовании в Российской Федерации».
2. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 44.02.03 «Педагогика дополнительного образования».
3. http://tpk-1.ru
4. https://juniorskills.ru
5. http://www.russianrobofest.ru
6. http://didacts.ru/termin/obrazovanie.html
7. http://robolymp.ru/wro/general-information/
8. http://5ка.рф/catalog/view.download/20/1915
9. https://movlagayrahanov.livejournal.com/31543.html
10. http://mentamore.com/robototexnika/perspektivy-razvitiya-robototexniki.html
11. https://businessman.ru/new-ekonomicheskoe-razvitie-strany-opredelenie-etapy-pokazateli.html