Гуманизация системы образования как социальная проблема
Конференция: IX Международная заочная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Секция: Теория и методика обучения и воспитания
IX Международная заочная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Гуманизация системы образования как социальная проблема
Humanization of the education system as a social problem
Yuliya Fedorina
graduate student, Novosibirsk State Technical University, Russia, Novosibirsk
Аннотация. Современное общество находится на переломном этапе своего развития, когда происходит переоценка ценностей и преодоление того, что мешает дальнейшему продвижению, как в системе образования, так и в жизни в целом. Гуманизация общества заключается в разрешении нужд, потребностей и интересов человека. В статье рассматривается гуманизация образовательного процесса как важный социально-педагогический принцип, отображающий современные тенденции общества для построения и надлежащего функционирования системы образования.
Abstract. Modern society is at a critical stage of its development. There is a reassessment of values and overcoming the things that prevents further progress, in the education system and in life in general. Humanization of society is the resolving the needs, demands and interests of each person. The article considers the humanization of education process as an important social and pedagogical principle reflecting current trends of society for the construction and proper functioning of the education system.
Ключевые слова: гуманизация системы образования; социальная проблема; профессиональные качества преподавателя.
Keywords: humanization of the education system; social problem; teacher’s professional skills.
В связи с происходящими переменами в современной социально-экономической жизни страны, возникает необходимость решения новых, стоящих перед обществом, задач, например, переход от командно-бюрократической организации жизни к демократической. Применительно к образованию это означает гуманизацию, предполагающую усиление человечности и человеколюбия в обучении и воспитании, ориентацию на потребности, психологические особенности и возможности личности и какие из них стоит учитывать в первую очередь.
Источником психического развития является социальная среда, характеризующая особенности каждого человека и общества в целом. Процесс психического развития происходит при овладении человеческой культурой, языком, произведениями науки и искусства. Однако освоение культуры ребенком происходит не самостоятельно, а с помощью взрослого, то есть в процессе общения с окружающими людьми. Обучение и воспитание являются важнейшими формами такого общения, где оно происходит систематически и планомерно. Так, вопрос систематического педагогического воздействия на ребенка можно считать необходимым, поскольку он служит одним из основных путей передачи ему общественного опыта и культуры [1].
Воспитание приобретает гуманистический характер в процессе организации деятельности и обеспечивает наилучшие условия для развития психологических качеств, специфичных для такого возраста и образных форм познания мира и социальных эмоций. Действительный процесс психического развития включает наиболее широкий диапазон психических свойств и способностей, которые следует учитывать при обучении и воспитании. Развитие каждого ребенка происходит особым путем, где общие закономерности проявляются по-разному, поэтому следует учитывать индивидуальные особенности каждого [3].
Гуманизация общества ставит вопрос об авторитете педагога. Близость понятий авторитет и авторитарность как однокоренных слов ставит проблемой саму идею педагогического авторитета и предъявляет к нему критические критерии. Индивидуальность в качестве основы обучения и воспитания присуждает педагогу самоуважение. По словам Н.К. Рериха, «учащие и учащиеся, – прежде всего сотрудники». Так гуманизация и демократизация в образовании открывают пути к развитию самостоятельности и инициативы педагога и учащегося [4].
Сложность образовательного процесса заключается в том, что он играет важную роль в жизни человека, но не дает конкретного результата по его окончании. Дальнейшее поведение, деятельность и образ жизни человека и являются результатом образования. Влияние педагогического воздействия какого-либо учебного заведения не может контролироваться непосредственно. Профессия педагога предполагает взятие на себя ответственности за тех, кого он обучает и воспитывает, а также за самого себя, свою профессиональную подготовку, качественное выполнение работы. Это требует принятия ряда некоторых обязательств.
Во-первых, это объективная оценка своих сильных и слабых сторон в педагогической деятельности: особенности самооценки и саморегуляции, эмоциональные проявления, коммуникативные, дидактические способности и т.п.
Во-вторых, педагогу следует владеть общей культурой интеллектуальной деятельности (представления, мышления, восприятия, памяти, внимания), культурой поведения и педагогического общения, поскольку он является образцом, неким примером для подражания.
В-третьих, успешная деятельность педагога зависит от уважения, знания и понимания своих учащихся. Каждый должен быть понят и принят педагогом, несмотря на то, совпадают ли их системы ценностей, модели поведения, оценок, общения.
В-четвертых, педагог – организатор учебной деятельности, фасилитатор, то есть человек, который помогает и облегчает педагогическое общение [5]. Поэтому ему следует развивать организаторские и коммуникативные способности для управления процессом усвоения знаний учащимися, используя активные формы учебного взаимодействия, что стимулирует познавательную активность. Для развития таких профессиональных умений необходимы глубокие познания в педагогике и психологии, а также регулярный систематический тренинг.
Итак, профессиональные качества преподавателя должны соотноситься со следующими положениями его психолого-педагогической деятельности:
· проявление уважения к учащимся как к личностям;
· постоянный поиск возможности самосовершенствования и саморазвития (так как тот, кто не развивается сам, не может привить вкус к обучению у других);
· передача учащимся знаний таким образом, чтобы они были в состоянии их осваивать, были готовы применять их в различных ситуациях.
Эти положения конкретизируют общеизвестный тезис: только личность воспитывает личность, только характер формирует характер. То есть быть личностью – одна из профессиональных характеристик преподавателя.
Для успешного процесса развития учащихся необходимо создать вокруг них соответствующую атмосферу, так называемое «гуманистическое пространство», в создании которого педагог играет ведущую роль. Он должен создать условия, чтобы помочь учащимся проявить себя, для чего существует правило – «Правило 7У»:
· «уверенность» – знание и соблюдение прав педагога и учащегося;
· «успешность» – предвидение положительного результата, уверенность в том, что учащиеся в состоянии выполнить данные им задания;
· «удивительность» – нахождение оригинальных подходов, методов обучения;
· «убедительность» – умение убедить в важности выполняемого задания;
· «уважительность» – взаимное уважение между преподавателем и учащимися, так как воспитание без уважения есть подавление;
· «уравновешенность» – следует быть готовым к любой ситуации, уметь работать в любом коллективе;
· «улыбчивость» – улыбка в некоторой мере является оценкой поведения или работы учащегося, одобрением, подбадриванием [2].
Таким образом, личностные качества в психолого-педагогической деятельности имеют первостепенное значение. На успешное формирование личностных качеств влияют такие характеристики, как направленность личности, ее ценностные ориентации, сформировавшиеся установки, жизненные и производственные позиции, доминирующие мотивы деятельности и поведения. Понимание личностных характеристик учащихся по характеру их поведения является сложным, требуя больших усилий от преподавателя, и становится возможным только при сотрудничестве педагога и учащегося.