Статья:

Оценка тьюторского сопровождения как средства формирования профессиональной направленности подростка

Конференция: X Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Общая педагогика, история педагогики и образования

Выходные данные
Малиновская Ю.Н. Оценка тьюторского сопровождения как средства формирования профессиональной направленности подростка // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам X междунар. науч.-практ. конф. — № 7(9). — М., Изд. «МЦНО», 2017. — С. 20-25.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Оценка тьюторского сопровождения как средства формирования профессиональной направленности подростка

Малиновская Юлия Николаевна
аспирант, Вологодский государственный университет, РФ, г. Вологда

 

Evaluating tutor support as a means of forming the professional orientation of a teenager

 

Yulia Malinovskaya

postgraduate student, Vologda State University, Russia, Vologda

 

Аннотация. Обозначены особенности решения проблемы формирования профессиональной направленности подростка в контексте современной ситуации. Рассматривается целесообразность использования ресурсной модели тьюторского сопровождения для формирования профессиональной направленности подростка.

Abstract. The specifics of solving the problem of forming the professional orientation of a teenager in the context of the current situation are indicated. The expediency of using the resource model of tutoring in forming the professional orientation of a teenager is considered. 

 

Ключевые слова:  индивидуальная образовательная траектория; принцип индивидуализации; открытое образование; профессиональная направленность подростка; тьюторское сопровождение; тьюторская позиция.

Keywords:  individual educational trajectory; principle of individualization; open education; professional orientation of a teenager; tutor support; tutor position.

 

В современном мире с его ускоренным темпом жизни, быстрым научно-техническим прогрессом, обилием информации, стремительными изменениями в обществе человеку нужно обладать способностью адаптироваться к меняющимся условиям, быть самостоятельным, целеустремленным, уметь принимать ответственные решения. Требуется особая гибкость мышления, которая позволяет легко овладевать новыми формами деятельности [13, с. 43]. Образование, которое получает современный школьник, должно обеспечивать формирование этих качеств, что отражено в содержании федерального государственного образовательного стандарта.

Своеобразной проверкой соответствия полученного школьного образования требованиям современности является выбор школьником будущей профессии. Здесь особое значение имеют личностные и метапредметные результаты освоения образовательной программы, в соответствии с которыми выпускник школы должен обладать готовностью к саморазвитию и личностному самоопределению, уметь ставить цели, строить жизненные планы, осуществлять самостоятельное планирование учебной деятельности, выстраивать индивидуальную образовательную траекторию. У него должны быть сформированы мотивация  к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок [12].

Для успешной профессионализации важно, во-первых, чтобы выбор профессии осуществлялся самостоятельно, а во-вторых, он должен соответствовать интересам, потребностям и способностям человека.

Одним из направлений модернизации отечественной образовательной системы стало введение профильного обучения на старшей ступени школьного обучения. Преимуществом профильной школы является то, что она дает возможность старшеклассникам получать образование, соответствующее их интересам, склонностям и способностям [8, с. 9]. Однако этим преимуществом можно воспользоваться лишь в том случае, если подросток успешно определился с выбором профиля обучения.

В силу возрастных особенностей подростков их жизненные цели и образ будущего четко не обозначены, время воспринимается ими дискретно [7], поэтому выбор профиля является для них довольно сложной задачей.

«Отложенное взросление» современных школьников приводит к тому, что  выбор профессии отодвигается на все более поздний период. Школьники  нуждаются в педагогической поддержке в выборе профессии, но педагоги и родители не  готовы оказать такую поддержку [11, с. 17].

Обучение в среднем звене школы должно подготовить подростка к осознанному выбору профиля обучения, к формированию личного заказа на образование, к созданию индивидуальной образовательной траектории. Работу со школьниками нужно выстраивать таким образом, чтобы у них развивались способности к самопознанию, самоизменению, саморазвитию [11, с. 20].

Интересы школьников, обучающихся в среднем звене школы, приобретают все большую глубину, устойчивость, становятся все более осознанными, но, в силу особенностей мышления, подросткам сложно систематизировать свои интересы, поэтому задачей педагога является помощь в систематизации познавательного интереса, под которой понимается встраивание познавательного интереса в систему ценностей обучающегося. Для возникновения профессиональной направленности необходимо расширить возможности ученика, создать обширное поле для деятельности, для осознания и раскрытия его интересов и способностей.

С точки зрения Ю.А. Афонькиной, осознание подростком своих интересов, индивидуальных особенностей приводит к развитию относительной устойчивости к внешним факторам профессионализации, что является важным фактором возникновения профессиональной направленности в подростковом возрасте [1, с. 8].

Для решения этих задач требуется такое педагогическое сопровождение, которое обеспечит реализацию принципа индивидуализации, подразумевающего право учащегося на выбор собственного содержания образования [2, с. 8].

Развивающаяся в нашей стране практика тьюторства полностью соответствует этим задачам.

Тьюторское сопровождение - это педагогическая деятельность по индивидуализации образования, целями которой являются выявление и развитие образовательных мотивов и интересов школьника, поиск ресурсов для построения индивидуальной образовательной программы [2, с. 8].

Важным условием реализации тьюторского сопровождения является открытость образования. Принцип открытости состоит в том, что не только образовательные учреждения могут выполнять образовательные функции. Каждый элемент, составляющий культурную среду, имеет обучающий потенциал. С этой точки зрения, обучение определяется не единой учебной программой, а образовательным пространством, в котором сосуществуют разнообразные образовательные предложения. Школьник может организовывать элементы этого пространства по своему усмотрению, реализуя свой внутренний заказ на образование [6].

Следовательно, для того, чтобы иметь возможность воспользоваться потенциалом  открытого образовательного пространства, школьник должен овладеть культурой выбора и научиться встраивать существующие предложения в свою индивидуальную образовательную программу.

Исследователи указывают на то, что применение различных тьюторских практик дает целый ряд положительных результатов, таких как раннее профессиональное самоопределение, умение осуществлять выбор, осознание собственных интересов, умение анализировать собственную деятельность и корректировать ее, опыт самооценки, опыт построения индивидуальной образовательной траектории, опыт проектной и исследовательской деятельности [3, с. 20].

Педагоги и исследователи отмечают положительное влияние тьюторской системы на качество образования, ее соответствие запросам современной образовательной ситуации. Ряд исследований указывают на то, что данная система формирует у учащихся универсальные способы деятельности, способы решения проблем в различных сферах, помогает находить межпредметные связи, осознавать связь между содержанием учебного процесса и учебной деятельностью, способствует самообразованию и саморазвитию [4, с. 15].

Осуществлять тьюторское сопровождение может не только педагог, работающий в должности тьютора, но и педагог, классный руководитель или завуч,  обладающие тьюторской позицией, готовностью реализовывать принцип индивидуализации в своей профессиональной деятельности [5, с. 27].

Тьюторская позиция базируется на признании педагогом права обучающегося на самостоятельность, индивидуальность. Эта педагогическая позиция предполагает диалогичность, субъект-субъектное взаимодействие педагога и ученика, сопровождающееся естественным проявлением эмоций, полное и безусловное принятие ученика педагогом. В реализации тьюторской позиции особое значение придается коммуникативной компетентности педагога [9, с.64-66].

Тьюторская позиция имеет гуманистический, личностно-ориентированный характер, по своей сути она противоположна авторитарной, директивной позиции.

Т.М. Ковалева предложила ресурсную схему, характеризующую пространство тьюторского сопровождения, состоящее из трех векторов тьюторского действия: социального, предметного и антропологического [5, с. 33-35]. Векторы символизируют открытый характер пространства. Вектор социального расширения помогает тьюторанту выявить и оценить все образовательные ресурсы социума, проанализировать возможности сочетания своих жизненных целей с потребностями общества. Предметный вектор раздвигает границы предметного знания за счет более углубленного изучения отдельных предметов, выявления межпредметных связей. Предметный вектор позволяет развивать познавательные интересы школьника, что необходимо для успешного формирования профессиональной направленности. Антропологический вектор расширяет знания тьюторанта о его психологических характеристиках, потребностях, мотивах, позволяет понять, какие способности следует развивать. В процессе формирования профессиональной направленности подростка особенно важным является осознание им собственных мотивов, что является предпосылкой для образования устойчивой системы мотивов будущей профессиональной деятельности.

Следует отметить, что применение данной технологии требует от педагога освоения тьюторских компетенций. На начальном этапе тьюторской деятельности рекомендуется использовать апробированные технологии профессиональных тьюторов, которых в настоящее время, к сожалению, недостаточно.  Разработка собственных тьюторских методик требует развитой педагогической рефлексии и значительного опыта в области личностно-ориентированной педагогики [10].

Таким образом, технология тьюторского сопровождения представляется продуктивной инновационной технологией, способствующей  формированию у подростка навыков использования ресурсов социального и культурно-предметного пространства, умения оценивать и использовать потенциал своей личности, ставить цели, принимать решения,  планировать свою деятельность и строить образ будущего. Развитие этих навыков и умений создает условия для успешного формирования профессиональной направленности подростка.

 

Список литературы:
1. Афонькина Ю.А. Генезис профессиональной направленности: Автореф. дис. докт. психол. наук. — СПб, 2003. — 35 с.
2. Волошина Е.А. Исторические и теоретические основы тьюторства // Основы тьюторского сопровождения в общем образовании. —  М., 2010. — С. 4-14. 
3. Волошина Е.А., Жилина М.Ю. Контекст и условия введения тьюторства в современной школе // Основы тьюторского сопровождения в общем образовании. —  М., 2010. — С. 15-26. 
4. Габдулхаков В.Ф. Тьюторинг творческой деятельности: компоненты педагогической технологии. —  М., 2013. —  250 с.
5. Ковалева Т.М. Основные схемы тьюторского сопровождения // Основы тьюторского сопровождения в общем образовании. —  М., 2010. — С. 27-41.
6. Ковалева Т.М. Культурные границы тьюторства [Электронный ресурс]. — Режим доступа:  http://upr.1september.ru/index.php?year=2009&num=15 (дата обращения: 28.07.17)
7. Кон И. С. Психология юношеского возраста (Проблемы формирования личности). —  М., 1979. —  175 с.
8. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования // Интеграция образования. — 2002. — №2/3. — С. 9-21.
9. Куляпин А.С., Шихова Т.Я. Развитие тьюторской позиции современного учителя в деятельности ЦИО университетского округа ПГПУ // Пермский педагогический журнал. —  2010. —   №1. —  С. 64-68.
10. Мансветова М.А., Имакаев В.Р. Тьюторский замысел [Электронный ресурс]. — Режим доступа:  http: pandia.ru/text/78/300\21405php (дата обращения: 10.04.17)
11. Родичев Н. Ф., Чистякова С. Н. Формирование профессионального самоопределения школьников в условиях непрерывного образования // Педагогика. — 2012. — № 9.— С. 16-24. 
12. Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_142304/054d099ba783eaf7575fa99315e7145410884299/#dst100003 (дата обращения: 28.07.17)
13. Чиркова Н.В. «Тьютор» versus «учитель» // Вестник ТГПУ. — 2009. — № 2. — С. 38-41.