Статья:

Использование мультимедийных технологий как средство повышения мотивации при обучении иностранному языку

Конференция: XLI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Теория и методика профессионального образования

Выходные данные
Баймакулова Т.В. Использование мультимедийных технологий как средство повышения мотивации при обучении иностранному языку // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XLI междунар. науч.-практ. конф. — № 7(41). — М., Изд. «МЦНО», 2020. — С. 43-47.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Использование мультимедийных технологий как средство повышения мотивации при обучении иностранному языку

Баймакулова Татьяна Вячеславовна
преподаватель Краснодарское высшее военное авиационное училище лётчиков имени Героя Советского Союза А. К. Серова (г. Балашов), РФ, г. Балашов

 

THE MULTIMEDIA TECHNOLOGIES USAGE AS A MEANS OF INCREASING MOTIVATION IN TEACHING A FOREIGN LANGUAGE

 

Tatyana Baymakulova

Teacher of Krasnodar Air Force Institute for Pilots named after Hero of the Soviet Union A.K. Serov, Russia, Balashov

 

Аннотация. В статье рассматривается использование мультимедийных технологий как средство повышения мотивации на занятиях по иностранному языку. Определяются преимущества применения мультимедийных технологий в сочетании с традиционными методами обучения. Представлены примеры заданий с использованием мультимедийных технологий на занятиях по авиационному английскому языку.

Abstract. The article deals with the usage of multimedia technologies as a means of motivation increasing on Foreign Language classes. The advantages of multimedia technologies applying in combination with traditional teaching methods are determined. The examples of assignments using multimedia technologies in aviation English classes are presented.

 

Ключевые слова: мультимедийные технологии; мотивация; презентация; видеофрагмент.

Keywords: multimedia technologies; motivation; slide presentation; video segment.

 

Современные мультимедийные технологии достаточно широко используются в системе образования. Их применение в обучении иностранным языкам способствует повышению эффективности учебного процесса, они несут в себе большой мотивационный потенциал благодаря своей комплексности, универсальности и интерактивности.

Мультимедийные технологии, по мнению Н. Ю. Хлызовой, представляют собой любой электронный источник информации, способный хранить, получать, передавать сообщение в трехмерной среде: текст, изображение, анимация [3, c. 277]. Совокупность компьютерных технологий, одновременно использующих несколько информационных сред, по определению  методистов является мультимедией [2, c. 358].

Мультимедийные технологии повышают эффективность обучения и обладают довольно большим потенциалом для обучающихся.

Главной целью обучения иностранному языку в ВУЗе является формирование и развитие коммуникативной компетенции обучающихся. Задача преподавателя иностранного языка состоит в том, чтобы создать условия, необходимые для практического овладения языком, подобрать целесообразные методы обучения, позволяющие стимулировать познавательную активность обучающихся на занятиях.

Однако отсутствие мотивации на занятиях влечет за собой снижение качества обучения.

Для достижения желаемых результатов в учении и поддержания интереса обучающихся недостаточно использовать только традиционные методы обучения.

Для совершенствования и оптимизации учебного процесса преподаватель может дополнять и сочетать привычные методики с новыми мультимедийными технологиями в преподавании иностранного языка.

На наш взгляд, применение мультимедийных технологий  в сочетании с традиционными методами обучения имеет ряд преимуществ.

К ним относятся:

  • индивидуализация процесса обучения;
  • развитие самостоятельности обучающихся;
  • повышение мотивации к изучению иностранного языка;
  • развитие познавательной активности учащихся;
  • интенсификация процесса обучения;
  • создание реальных условий и языковых ситуаций общения и другие.

При изучении иностранного языка поддержание мотивации у обучающихся особенно важно в виду его значимости. С этой целью, например, в военном авиационном вузе на занятиях по авиационному английскому языку преподавателями часто используется  программное обеспечение для создания и воспроизведения презентаций Power Point, входящее в пакет Microsoft Office. Программа Power Point дает преподавателю возможность создать электронную презентацию слайдов, в которой можно объединить текст, иллюстрации, фотографии, аудио- и видеоматериалы, таблицы, графики, диаграммы. Данная программа предоставляет обширный и простой в использовании технический инструментарий, который условно можно разделить на две группы: для эффективной и экономичной во времени подготовки презентации и для эффектного ее представления за счет разных возможностей управления ходом показа слайдов [1, с. 38].

Мультимедийные презентации могут быть использованы при ознакомлении с новым языковым материалом (лексическим и грамматическим), для тренировки и закрепления полученных знаний обучающихся в различных коммуникативных ситуациях, а также как средство контроля.

Так, изучая тему «Опасные погодные явления» преподаватели могут использовать различные формы мультимедийных технологий: презентацию, включающую лексические и грамматические упражнения, фотоматериалы явлений погоды, опасных для авиации для составления диалогов и монологов, видеофрагменты. Все эти формы позволяют удерживать внимание и интерес обучающихся и повышает качество обучения.

Эффективным методом овладения авиационным английским языком является использование видеофрагментов, содержащих информацию об авиационных происшествиях и инцидентах, вызванных опасными явления погоды (например, попадание молнии в фюзеляж, обледенение, сдвиг ветра и невозможность посадки самолета в данных условиях, условия микропорыва, вызывающие падение самолета).

Рассмотрим методику работы с видеофрагментом о том, какие защитные меры против столкновения самолетов с птицами имеются у орнитологов аэропорта Франкфурта в рамках темы «Орнитологическое обеспечение полетов».

Необходимо отметить, что для того, чтобы курсанты овладели навыками межкультурной коммуникации по различным темам, видеофрагменты должны применяться систематически и их демонстрация должна быть методически организована. При демонстрации видеоролика важно, чтобы он соответствовал уровню знаний курсантов, учебному материалу и изучаемой теме.

Работа с видеороликом включает 3 этапа:

  1. преддемонстрационный этап
  2. демонстрационный этап
  3. последемонстрационный этап

На преддемонстрационном этапе следует мотивировать курсантов, настроить их на выполнение заданий. Перед демонстрацией видеофрагмента необходимо снять языковые и лингвострановедческие трудности, ввести и закрепить новые слова, встречающиеся курсантам при его демонстрации.

На демонстрационном этапе преподавателю необходимо обеспечить дальнейшее развитие языковой, речевой или социокультурных компетенций курсантов с учетом их реальных возможностей иноязычного общения.

С этой целью эффективным является выполнение упражнений на поиск языковой информации, трансформацию определенного лексического или грамматического материала. Например,

  • заполните пропуски в предложениях нужными словами и выражениями:
  1. When you look on the map, you will see that Frankfurt airport is surrounded by __________ and _________   _________.
  2. So a couple of bird species like to come to Frankfurt airport because they find this open grassland and find areas for _______ and______   and ______.
  3. We have ______, _______, ______ and now we have the Aerolaser.
  4. Second is we have the Horizon Safety System so it ______ from blinding anybody.
  • запишите все глаголы, которые употреблялись в видеосюжете с существительным “birds”;
  • запишите глаголы из приведенного ниже списка в той грамматической форме, в которой они были употреблены в видеофрагменте (surround, sit, talk, satisfy).

На третьем  после демонстрационном этапе должна быть организованна творческая деятельность курсантов. На данном этапе упражнения должны быть направлены на развитие коммуникативных навыков. Например:

  • ответьте на вопросы по содержанию видеоролика:
  1. Why does Frankfurt airport attract birds?
  2. What is this airport designed for?
  3. What protective measures has the specially trained staff of Frankfurt airport?
  4. What advantages does the laser device called “Aerolaser” have?
  • определите верные / неверные определения:
  1. Frankfurt airport is surrounded by forest and nature conservation.
  2. This airport is equipped with different bird scaring means to reduce bird threat to aircraft.
  3. Frankfurt airport attracts birds by providing them with water.
  4. The “Aerolaser” is a very noisy tool.
  • составьте диалоги на основе изученной темы «Орнитологическое обеспечение полетов», используя информацию из видеофрагмента.

Таким образом, использование мультимедийных технологий на занятиях по авиационному английскому языку открывает широкие возможности для активной работы курсантов и делает процесс овладения английским языком привлекательным на всех этапах обучения.

 

Список литературы:
1. Беляева Л.А. Презентация PowerPoint и ее возможности при обучении иностранным языкам // Иностранные языки в школе. — 2008.— №4. — С. 36-41.
2. Ибрагимов И.М. Информационные технологии и средства дистанционного обучения: уч. Пос. для студентов вузов. —  М.: Академия, 2008. — 336 с.
3. Хлызова Н. Ю. Мультимедиа и их возможности в организации процесса обучения студентов английскому языку // Педагогическая теория, эксперимент, практика / Ред. Т. А. Стефановская. Иркутск: Изд-во Иркутского Института повышения квалификации работников образования, 2008. — С. 275-286.