Диалог культур и нравственные проблемы в произведениях русских и национальных писателей (на примере бурятской школы)
Конференция: XXXIX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Секция: Теория и методика обучения и воспитания
XXXIX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Диалог культур и нравственные проблемы в произведениях русских и национальных писателей (на примере бурятской школы)
DIALOGUE OF CULTURES AND MORAL PROBLEMS IN WORKS OF RUSSIAN AND NATIONAL WRITERS (ON THE EXAMPLE OF THE BURYAT SCHOOL)
Irina Nimaeva
Cand. ped sciences, associate professor East Siberian State Institute of Culture, Russia, Ulan-Ude
Аннотация. В данной статье говорится о том, что изучение нравственных концептов в свете диалога культур на литературных занятиях в условиях национальной (бурятской) школы имеет весьма важное значение в процессе формирования духовно развитой личности.
Abstract. The article is devoted to the problem of studying the moral concepts in the Russian and national literature takings the Buryat school as an example.
Ключевые слова: концепт; проблема; русская литература; национальная литература и др.
Keywords: concept; problem; Russian literature; national literature and others.
Во времена глобализации изучение нравственных концептов на литературных занятиях в школе в свете диалога культур весьма актуально, с нашей точки зрения. Это является одним из верных источников углубления духовно-нравственного потенциала личности. Литературные занятия в школе призваны тому, чтобы способствовать воспитанию ответственных, самостоятельных, духовно развитых личностей, приверженных к общечеловеческим ценностям (милосердие, человеколюбие, справедливость, совестливость, ответственность и многие другие). Это с одной стороны. С другой же стороны, необходимо подчеркнуть мысль о том, что изучение нравственных концептов в свете диалога культур способствует более эффективному ознакомлению школьников с этнокультурными особенностями других наций и народностей в условиях национальной школы. По мнению известного ученого-методиста М. В.Черкезовой, в национальной школе органично сочетаются родная и русская литературы (культуры) [3].
В частности, в опорной бурятской школе на уроках русской литературы, в частности, в девятом классе рекомендуется, кроме всего, изучение таких замечательных произведений русской и национальной литературы, содержание которых не потеряло свою актуальность и в наше время − «В прекрасном и яростном мире» Андрея Платонова, «Шамсура и Шамсутдин» Анатолия Генатулина, «Волчица» Балдан Ябжанова и другие.
При изучении рассказа Андрея Платонова «В прекрасном и яростном мире» в классе читается отрывок из его произведения, характеризующего главного героя, машиниста Мальцева, как человека талантливого от природы: «…Он вёл состав с отважной уверенностью великого мастера, с сосредоточенностью вдохновенного артиста, вобравшего весь внешний мир в свое внутреннее переживание и поэтому властвующий над ним…» [2].
Однажды с ним произошел странный случай, который оставил след в жизни и судьбе Мальцева. Когда он вёл поезд, опаздывающий по вине другого машиниста на четыре часа, пошли сильные ливневые дожди. Вдруг рядом ударила молния. Вздрогнули его помощник и кочегар, а машинист, увлеченный вождением, даже не заметил, что на мгновение ослеп. Он по-прежнему вёл состав, ему казалось, что он видит всё вокруг, но оказывается, что всё это было в его воображении. Он настолько хорошо знал и представлял свой путь, что мог даже с закрытыми глазами продолжать вести поезд. Его руки мастерски продолжали делать свое дело. Но так долго продолжаться не могло. Поезд остановился, чуть не налетев на стоящий впереди паровоз. Машинист Мальцев впоследствии был обвинен в том, что повредил поезд, превысив скорость, и едва не допустил аварию. Дело в том, что внезапное ослепление глаз, которое произошло в поезде, оказалось кратковременным, мгновенным, и оно тут же прошло. Поэтому ему никто и не поверил, его посадили в тюрьму. И только помощник машиниста Мальцева, от имени которого ведется рассказ, не мог смириться с совершившейся на его глазах несправедливостью. Он добился вторичного следствия, настояв на эксперименте с использованием искусственной молнии, после чего Мальцев ослеп уже надолго. Но зато его невиновность была уже доказана, и он был тут же освобожден из тюрьмы. Это доказательство его невиновности обошлось слишком дорого. Но жить с чувством несправедливо осужденного было бы, конечно же, вдвойне тяжелей..
На занятиях ученики говорили и о помощнике машиниста Мальцева, от имени которого ведется повествование. Они отмечали, что это человек доброй души, глубоко понимающий других людей. Он восхищался талантом своего старшего товарища, когда видел, как тот вдохновенно водил поезда. И, конечно же, не мог примириться с той жестокой несправедливостью, которая случилась именно с таким человеком, как машинист Мальцев. Он долго размышлял над тем, почему судьба именно «избранных и возвышенных людей», к каким он относит Мальцева, оборачивается трагедией. «Я понимал, что в природе не существует такого расчета в нашем человеческом, математическом смысле, но я видел, что происходят факты, доказывающие существование враждебных, гибельных для человеческой жизни обстоятельств, и эти гибельные силы сокрушают избранных, возвышенных людей…». И герой-рассказчик почувствовал ответственность за то, что случилось с Мальцевым, решил защитить его.
Как мы видим, цена ответственности может быть очень большой. Автор говорит о том, что надо иметь мужество взять на себя ответственность за чью-то судьбу, так как это тяжелая ноша. Это удел сильных людей, у кого совесть не дремлет, кто сильно любит людей, кто внутренне свободен, кто мужественен. Проблемы, поднятые в произведении Андрея Платонова, способствуют обогащению жизненного опыта школьников, росту их нравственно-духовного потенциала.
Как бы продолжением рассуждения о нравственных концептах является рассказ башкирского прозаика Анатолия Генатулина «Шамсура и Шамсутдин» [1]. Главным героем данного произведения является ослепший на войне солдат Шамсутдин, вернувшийся с фронта. Автор затрагивает проблемы добра и зла, жестокости и милосердия, ответственности и равнодушия. Первая жена Шамсутдина, Фарида, отказалась даже увидеться с ним, не то, чтобы жить вместе, как узнала, что муж вернулся с войны ослепшим. А у них было трое детей. С госпиталя, после выписки, его сопровождала девушка Шамсура, которая осталась с ним, так как он оказался совершенно беспомощным в своем одиночестве. Шамсура стала любимой женой Шамсутдина. Она несла на себе груз домашних забот и еще работала в колхозе. При этом ни разу не упрекнула мужа в том, что ей тяжело. Она смогла создать дружную семью, где было хорошо не только им двоим, но и родным детям Шамсутдина. Дочь Халия и сын Рифат перешли жить с родным отцом. Шамсура стала для них доброй матерью. Выросли дети. Дочь Халия вышла замуж, а сын Рифат остался дома. Но случилось в семье несчастье: умерла его жена Шамсура от ранней старости, от вечных забот, отнявших у нее здоровье. А в доме остались двое несчастных людей – незрячий мужчина и его слабоватый умом сын. Стало невозможно жить без женских рук. И пришла в их дом Бибикамал, женщина злая, крикливая, сразу же невзлюбившая своего пасынка. Она не смогла оценить доброту Шамсутдина, его мягкость, готовность помогать жене по хозяйству. Несмотря на свою слепоту, Шамсутдин уже мог косить сено, колоть дрова. Такие разные по характеру люди, конечно, не могли долго жить вместе. Бибикамал ушла, и эти люди снова остались в доме одни. А в конце повествования он остается совсем один, глубоко несчастный в своем горе.
Показывая образы Фариды и Бибикамал, автор осуждает в людях такие отрицательные черты, как равнодушие к чужой беде, безответственность, жестокость. Через образы Шамсуры и Шамсутдина показано, насколько важно быть в жизни ответственными, человечными, способными проявлять чувство сопереживания, сострадания к тем, кто нуждается в помощи.
Это произведение писателя Анатолия Генатулина заставляет школьников размышлять о том, что и в жизни есть много одиноких людей, страдающих, мучающихся, которым некому помочь, заставляет думать о чужих человеческих судьбах, о том, что нужно быть более внимательным и отзывчивым по отношению к одиноким, несчастным людям.
Далее, не менее пронзительным по смыслу является и произведение Балдана Ябжанова "Волчица" [4]. На уроке прозвучал следующий отрывок в переводе на русский язык : "...Волчица поспешила к детенышам и была уже на подходе к логову, как вдруг слух уловил странный глухой стук об землю и слабый писк. Волчица замерла на мгновенье − стук и писк повторились. Это щенята зовут мать на помощь. Извергнув мясо, она пронеслась сквозь ельник, овраг, бурелом стрелой, пущенной из лука, но как вкопанная остановилась в колючем кустарнике неподалеку от логова, учуяв гибельный человечий дух. Двое мужчин − те самые всадники, что возглавляли неудавшуюся облаву, − возились у ее жилища. Маленький запускал руку в отверстие, доставал плачущего щенка, передавал высокому, а тот вершил расправу: удар головой оземь − смерть... удар − смерть... удар.... Волчица металась в кустарнике, обезумевши, дрожа, задыхаясь, словно вместе с детьми исходила и ее жизнь − жестокая, беспощадная и прекрасная…" [4].
На занятии прозвучала мысль о том, что жестокость человека обязательно оборачивается против него самого, что человек, однажды совершивший бесчеловечный поступок, уже переступает недозволенную грань в себе самом, наносит урон собственной духовности. Он уже не может остановиться, жестокий поступок влечет за собой другой. Но, несмотря ни на что, в любом случае его ждет наказание. Это, по мнению учащихся, может быть, даже его проснувшаяся совесть, которая уже ни днем, ни ночью не дает покоя человеку. Действительно, бывает, что человек, совершивший тяжкие преступления против природы и общества, теряет душевный покой, теряет возможность спокойно жить дальше.
Таким образом, изучение нравственных концептов в произведениях русских и национальных писателей в свете диалога культур на литературных занятиях имеет весьма важное значение в процессе приобщения школьников к общечеловеческим ценностям.