Статья:

Cамостоятельная работа студентов как необходимое условие формирования профессиональных компетенций

Конференция: VIII Международная заочная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Теория и методика профессионального образования

Выходные данные
Рубашенко С.А. Cамостоятельная работа студентов как необходимое условие формирования профессиональных компетенций // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам VIII междунар. науч.-практ. конф. — № 6(8). — М., Изд. «МЦНО», 2017. — С. 55-58.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Cамостоятельная работа студентов как необходимое условие формирования профессиональных компетенций

Рубашенко Светлана Александровна
канд. пед. наук, старший преподаватель кафедры педагогики и специального образования Шуйского филиала ФГБОУ ВО «Ивановский государственный университет», РФ, г.Шуя

 

Independent work of students as a necessary condition of formation of professional competences

 

Svetlana Rubashenko

candidate of pedagogical sciences, senior teacher of department of pedagogics and special education Shuysky branch "Ivanovo state university", Russia, Shuya

 

Аннотация. В статье рассматриваются возможности формирования ключевых компетенций студентов средствами организации самостоятельной работы по дисциплине. Рассматриваются конкретные задания, направленные на развитие всех компонентов профессиональных компетенций.

Abstract. In article the possibilities of formation of key competences of students are considered by means of the organization of independent work on discipline. The concrete tasks aimed at the development of all components of professional competences are considered.

 

Ключевые слова: компетенции, компоненты компетенций, самостоятельная работа, информационные технологии.

Keywords: competences, components of competences, independent work, information technologies.

 

Компетентностная парадигма образования определяет ряд вопросов, окончательное решение которых невозможно, в силу постоянно меняющегося современного информационного общества. Важнейшими проблемами, которые требую рассмотрения, являются проблемы формирования компетенций специалистов. Компетентностный подход ориентирован на результат образования, и свое выражение он находит в сформированных у специалистов компетенциях.

Среди компетенций студентов, обучающихся по направлению подготовки «Педагогическое образование» выделяют общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции.

Все эти компетенции характеризуются готовностью и способностью целесообразно осуществлять профессионально-педагогическую деятельность, а также самостоятельно решать педагогические задачи и оценивать результаты своей деятельности. Одним из эффективных путей формирования компетенций студентов является организация самостоятельной работы. Эта деятельность будет эффективной при соблюдении ряда условий: вариативность форм и разнообразие методического сопровождения самостоятельной работы, интеграция информационных и коммуникационных технологий в образовательный процесс, повышенная ответственность преподавателей за организацию самостоятельной работы будущих педагогов. Это позволит обеспечить изменение мотивационно-ценностного, познавательно-интеллектуального и информационно-деятельностного компонентов сформированности компетенций.

Какие же виды самостоятельной работы студентов будут способствовать изменению уровней сформированности перечисленных компонентов? Покажем возможности их формирования на примере учебной дисциплины «Методика обучения и воспитания в начальной школе», которую студенты, обучающиеся по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование с профилями «Начальное образование», «Дошкольное образование» изучают в течение четырех семестров.

Прежде всего, для студентов разработана учебная программа дисциплины, включающая в себя не только обязательные компоненты, но и методические материалы для обучающихся, позволяющие им эффективно освоить изучаемый предмет, обеспечивающие их эффективную подготовку как к семинарским и практическим занятиям, так и к промежуточной аттестации по дисциплине. Данная программа ориентирована на выполнение всеми студентами комплекса заданий, обеспечивающих формирование всех компонентов необходимых компетенций.

Так, мотивационно-ценностный компонент, заключающийся в потребности расширения информационных знаний, умений, навыков работы с информацией и возможностях ее использования в профессионально-педагогической деятельности обеспечивается следующими заданиями:

1.  Проанализировав ФГОС, заполнить таблицу.

2.  Проанализировав примерные и вариативные программы начального общего образования, заполнить таблицу

3.  Проанализировать предложенный учебник по предмету начального общего образования по плану.

4.  В печатных или электронных версиях научно-методических журналов по начальному образованию найти конспект беседы с младшими школьниками на этическую (и другие по вариантам) тему, оформить по ней тезисы и проанализировать ее по предложенным критериям.

5. Изучите архив газет и журналов по проблемам начального образования и подготовьте сообщение по теме «Методы воспитания (формы, средства и др. по вариантам) в начальной школе – анализ педагогического опыта учителей начальных классов».

Познавательно-интеллектуальный компонент, базирующийся на специальных знаниях и теоретических основах педагогических дисциплин, может быть сформирован при выполнении следующих заданий:

1.  Вспомните и опишите ситуации, в которых у вас возникали противоречия на лекции, на семинарском занятии, во время обучения в школе.

2.  Предложите свой вариант создания противоречивой ситуации на уроке в начальной школе, направленной на развитие: например, индивидуальности школьника (предусмотрены варианты).

3.  Разработать пример циклов классных часов и тем, актуальных для обсуждения в начальной школе.

4.  Составить кластер «Интернет-ресурсы в работе с родителями».

5. Разработать задания, направленные на формирование информационной (и других по вариантам) компетентности школьника.

Информационно-деятельностный компонент, который заключается в оперировании знаниями, их применением на практике, в обработке и представлении информации, связанной с профессионально-педагогической направленностью, в различных формах, на наш взгляд, может быть сформирован при выполнении таких заданий, как:

1.  Разработайте фрагмент урока с использованием игры (на разных этапах урока по вариантам). Продумайте условия для регулирования взаимоотношений детей, разрешения конфликтов, возникающих в процессе игры, включения в игровую деятельность застенчивых, неуверенных, малоактивных детей. Проведите игру в студенческой группе.

2.  Разработайте варианты заданий для парной и групповой работы на сегодняшнем семинаре.

3.  Назовите ситуации, в которых формируется взаимопонимание между пе­дагогами и обучающимися.

4.  Используя учебники для начальной школы по системе «Школа 2100», проиллюстрируйте примерами приёмы создания проблемной ситуации. Заполните таблицу, указав предмет, класс, номер упражнения, страницы в учебнике.

5.  Подберите направленные на установление и развитие доброжелательных отношений в детском коллективе игры. Одну из игр проведите с участниками занятия.

6.  Разработайте и продемонстрируйте фрагмент урока с использованием интерактивной доски.

7.  Разработайте и продемонстрируйте фрагмент урока с использованием Интернет-ресурсов.

В нашей работе серьезное внимание мы обращаем на применения возможностей информационных и коммуникационных технологий. Именно они способствуют интенсификации образовательного процесса, обеспечивают быструю связь студентов с преподавателем в процессе выполнения самостоятельной работы и возникновении каких-либо вопросов у обучающихся, яркая визуализация учебной информации, возможности хранения и передачи информации, а также проверки преподавателем выполненных заданий и контроля за результатами усвоения материала. К такому виду работ относится создание Google–диска. Здесь студенты учатся последовательным действиям создания и редактирования тестов, таблиц, презентаций и работать над ними вместе с другими пользователями в режиме реального времени. Студенты учатся обмениваться информацией и документами, выполняют совместные проекты в группах, практические задания, связанные с обработкой информационных объектов. Кроме того, выполняя самостоятельные задания по дисциплине в облачных технологиях, студент затем может использовать их в рамках выпускной работы.

Таим образом, эффективность формирования компетенций студентов в процессе организации самостоятельной работы обеспечивается соблюдением комплекса педагогических условий, среди которых: активизация познавательной деятельности студентов; создание рабочей программы, способствующей насыщению учебной дисциплины необходимой обучающей информацией; внедрение разнообразных заданий, направленных на овладение студентами современными образовательными технологиями, интеграция информационных и коммуникационных технологий.