Статья:

Цифровая образовательная среда как инструмент повышения эффективности в сфере управления в вузах, профессиональных образовательных организациях и школах

Конференция: XXXVI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Теория и методика обучения и воспитания

Выходные данные
Грибова Е.Н. Цифровая образовательная среда как инструмент повышения эффективности в сфере управления в вузах, профессиональных образовательных организациях и школах // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XXXVI междунар. науч.-практ. конф. — № 2(36). — М., Изд. «МЦНО», 2020. — С. 17-21.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Цифровая образовательная среда как инструмент повышения эффективности в сфере управления в вузах, профессиональных образовательных организациях и школах

Грибова Екатерина Николаевна
начальник Управления по связям с общественностью, Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина, РФ, г. Сыктывкар

 

DIGITAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT AS A TOOL TO IMPROVE MANAGEMENT EFFICIENCY IN UNIVERSITIES, COLLEGES AND SCHOOLS

 

Ekaterina Gribova

Head of PR Pitirim Sorokin Syktyvkar State University, Russia, Syktyvkar

 

Аннотация. В последние годы 21 века внедрение новых технологий в образовательную систему оказывает действенное влияние на развитие в школах и университетах усовершенствованных механизмов обучения. Подобное познание в эпоху «цифровизации» вскоре будут считать непрерывным, социально ориентированным, а главное учитывающим потребности и интересы каждого молодого индивида. Именно поэтому образовательные организации должны научиться прогнозировать и внедрять инновации, которые впоследствии станут для них большим преимуществом в сфере конкуренции.

Abstract. in the last years of the 21st century, the introduction of new technologies in the educational system has an effective impact on the development of improved teaching mechanisms in schools and universities. Such knowledge in the era of “digitalization” will soon be considered continuous, socially oriented, and most importantly, taking into account the needs and interests of each young individual. That is why educational organizations must learn to predict and implement innovations, which will subsequently become a great advantage for them in the field of competition.

 

Ключевые слова: образование; цифровизация; технологии; эффективность.

Keywords: education; digitalization; technology; efficiency.

 

На настоящий момент цифровые технологии, медиаплатформы, а также гипертексты являются в образовательной системе наиболее востребованными. Причиной данного явления служит реализация тех образовательных возможностей, которые позволяют глубоко погрузиться в образовательный процесс и грамотно его выстроить. В силу этого подобные цифровые технологии решают первостепенные задачи образования, ведь традиционная форма обучения почти износила себя, уступая дорогу улучшенному механизму, который способен повысить качество образования.

Приоритетной на уровне «цифровизации» образования до сих пор остается задача самореализации обучающихся, а также непрерывность их образования новых, инновационных условиях. В России подобные вопросы недостаточно изучены в научной литературе, однако аспект является приоритетным среди множества направлений государственной политики РФ.

Тем самым, указ Президента РФ от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации до 2024 года» Правительству Российской Федерации при разработке национального проекта в сфере образования рекомендует как можно активнее внедрять подобные образовательные технологии, обеспечивающие освоение обучающимися базовых навыков и умений и повышающие их мотивацию к обучению, а также создавать безопасную среду цифровую образовательную среду, обеспечивающую высокое качество и доступность образования всех видов и уровней в формате единого федерального образовательного пространства для цифрового обучения. В поддержку этой цели Федеральным законодательством устанавливается необходимость создания условий для функционирования электронной образовательной среды для реализации образовательных программ. Цифровая среда любой образовательной организации рассчитана на определенные ИКТ-инструменты. В свою очередь они отвечают требованиям ФГОС.

На формирование цифровой среды в образовательной организации важнейшее влияние оказывают такие аспекты, как:

1) уровень компетентности преподавателей;

2) возможность использования информационно-образовательных;

3) возможность использования информационных и коммуникационных технологий;

4) обеспеченность необходимыми ресурсами;

5) необходимые условия для использования цифровых инструментов;

6) открытый доступ к информационным ресурсам сети Интернет;

7) динамика технической инфраструктуры цифровой образовательной среды;

Чтобы управление, как значится в нашей теме, имело эффективность, необходимо общее поле равное цифровой среде взаимодействия для всех участников образовательных отношений, открытость всех сторон, участвующих в учебном процессе, а также использование ими информационных систем, входящих в непосредственное содержание цифровой образовательной среды.

Сама цифровая среда представляет собой динамично-развивающийся механизм, неотъемлемой задачей которой является эффективное и компактное предоставление информационных и коммуникационных услуг, участникам образовательного процесса. Вузы, профессиональные образовательные организации и школы должны быть оснащены современным оборудованием, техникой, предполагающей эффективное использование в рамках образовательного процесса.

Цифровая образовательная среда образовательной организации выступает в роли определенного помощника в решении управленческих задач, например, повышение престижа, обеспечивает информационно-методическое сопровождение образовательного процесса, грамотное планирование образовательного процесса оптимизация и его материально-технического обеспечения, проводит мониторинг и организацию работы с потоками информации, а также обеспечивает оптимизацию взаимодействия, в том числе и дистанционного, всех субъектов образовательного процесса.

В связи с этим, необходимо грамотно выбрать цифровые инструменты и приложения, учитывая их характеристики и направленность:

  1. создание образовательных задач и получение их результатов;
  2. организация и обеспечение оперативной обратной связи с обучающимися и их родителями и опекунами;
  3. создание и использование продуктов цифрового обучения;
  4. оценивание с помощью всяческого тестирования и моментальное выявление результатов;
  5. публикация документов в электронном и обмен с участниками коммуникации;

Обучение по средствам онлайн в рамках цифровой образовательной среды рассчитана на применение технологий синхронного и асинхронного обучения. Первое предусматривают одновременное участие в них обучающихся и педагогов в определенный промежуток времени. Противоположная ситуация складывается с асинхронным курсом, работа которого заключаются в том, что преподаватели выкладывают в интернет учебный материал, а обучающиеся работают с ним в любое удобное для них время. Подобная система наблюдается в образовательной технологии МООС (массовые открытые онлайн-курсы), который предлагаются для всех желающих. Помимо этого, в процессе цифрового обучения важную роль играют технологии «eLearning» (электронного обучения), которые включают широкий выбор приложений.

Информационная система управления образовательной организацией рассчитана на обладание следующих характеристик:

  1. многоаспектность
  2. структурность  
  3. целостность
  4. открытость

Цифровая форма деятельности любой образовательной организации становится значимым показателем, обеспечивающим эффективное функционирование, развитие, конкурентоспособность и востребованность. Соответственно, цифровая образовательная среда становится одним из критериев оценки эффективности управления образовательной организацией.

Таким образом, цифровизация образовательного процесса, конечно, не заменяет обыденных методов и технологий работы, но выступает дополнительным удобным источником информации.

Внедрение цифровых технологий в образовательный процесс содействует своеобразному переходу к модели персонализированной организации обучения. В свою очередь, цифровая образовательная среда помогает достичь высокого уровня качества образования, а управление образовательной организацией в цифровой среде предоставляет возможность разрешать затруднения и выполнять корректуру в образовательном процессе.

 

Список литературы:
1. Куркина Н.Р., Стародубцева Л.В. Цифровая образовательная среда как инструмент повышения эффективности управления образовательной организацией // Современные наукоемкие технологии. – 2019. – № 11-1. – С. 220-223. 
2. Барахсанова Е. А., Данилова А.И. Реализация электронного обучения в цифровой образовательной среде // АНИ: педагогика и психология. 2018. №4 (25). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/realizatsiya-elektronnogo-obucheniya-v-tsifrovoy-obrazovatelnoy-srede  (дата обращения: 28.01.2020).
3. Акишина А.А., Тряпельников А.В. Кибертекст как новый вид учебного текста в цифровой среде обучения РКИ // CCS&ES. 2018. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kibertekst-kak-novyy-vid-uchebnogo-teksta-v-tsifrovoy-srede-obucheniya-rki  (дата обращения: 28.01.2020).
4. Круподерова Е.П., Круподерова К.Р., Кадиленко Н.С. ИКТ-инструменты для реализации смешанного обучения в условиях предметной цифровой среды // Проблемы современного педагогического образования. 2019. №64-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ikt-instrumenty-dlya-realizatsii-smeshannogo-obucheniya-v-usloviyah-predmetnoy-tsifrovoy-sredy  (дата обращения: 29.01.2020).