Статья:

ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Конференция: LXXII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Теория и методика обучения и воспитания

Выходные данные
Зигангирова Ю.Ф. ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам LXXII междунар. науч.-практ. конф. — № 5(72). — М., Изд. «МЦНО», 2023.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Зигангирова Юлия Федоровна
учитель русского языка и литературы, МБОУ «Русско-татарская средняя общеобразовательная школа № 136», РФ, г. Казань

 

EDUCATION OF TOLERANCE OF STUDENTS IN THE LESSONS OF THE RUSSIAN LANGUAGE AND LITERATURE IN AN INCLUSIVE EDUCATION

 

Yulia Zigangirova

Teacher of Russian language and literature, MBOU "Russian-Tatar Secondary School No. 136", Russia, Kazan

 

Аннотация. В данной статье рассматриваются аспекты воспитания толерантного отношения учащихся ко всем людям, вне зависимости от каких-либо отличий, на уроках русского языка и литературы; обращается внимание на приемы формирования понимания учащимися самоценности человеческой личности, что актуально в современных условиях инклюзивного образования.

Abstract. This article discusses aspects of educating a tolerant attitude of students towards all people, regardless of any differences in the lessons of the Russian language and literature; Attention is drawn to the methods of forming students' understanding of the self-value of the human person, which is relevant in the modern conditions of inclusive education.

 

Ключевые слова: толерантность; человеческая личность; средняя школа; инклюзивное образование.

Keywords: tolerance; human personality; high school; inclusive education.

 

Современная школа всё чаще работает в условиях инклюзивного образования, когда дети с ограниченными возможностями учатся наравне со всеми. При этом важным аспектом становится формирование понимания самоценности любой человеческой личности, вне зависимости от каких-либо отличий.

Воспитание толерантности – это длительный, сложный процесс, осуществляемый всей социальной обстановкой, окружающей ребёнка. Если толерантность воспитана, то проявляется во всех жизненных ситуациях, по отношению ко всем людям. Что же такое толерантность?

Толерантность – терпимость к чужому мнению, вероисповеданию, поведению, культуре, политическим взглядам, национальности, то есть это проявление терпимости, понимания и уважения к личности другого человека независимо от каких-либо отличий [5].

На уроках русского языка и литературы необходимо использовать материал, позволяющий найти отклик у учащихся, вызвать их интерес к проблеме терпимости к культурам других народов.

Например, при изучении устного народного творчества на уроках литературы в 5 - 9 классах можно построить работу на основе текста легенды североамериканских индейцев: однажды боги вылепили фигурки людей из глины и положили их в печь обжигать. После обжига они приобрели кирпично-красный оттенок – это были индейцы. В следующий раз боги заболтались и забыли вовремя вынуть фигурки из печки. Те обуглились и стали черны, как головешки. Так возникли негры. А потом уже боги, боясь пережечь глиняные статуэтки, вынули их раньше времени, и они получились неприятного бледно-розового цвета. Так появились европейцы [3]. Беседа по содержанию легенды позволит в ненавязчивой форме заострить внимание учащихся на сходстве людей всех наций:

1.Что вы узнали из этой легенды?

2.Почему индейцы верили, что все люди появились из одного источника-глины?

3. Как вы считаете, действительно ли все люди появились от общего предка?

4. Что общего у всех людей независимо от национальности?

На уроках русского языка при изучении раздела «Лексика» можно познакомить учеников с библейской легендой: все люди когда-то были одним народом и говорили на одном языке. Возгордившись, они стали строить огромную Вавилонскую башню, по которой надеялись попасть на небо. За это Бог разгневался на них и разделил языки. Люди больше не могли договориться друг с другом, и строительство башни прекратилось. Так возникли разные народы. Беседа по легенде:

1.Как объяснено в легенде происхождение языков?

2.Что было бы, если бы люди не поссорились?

3.Остались ли в наше время народы, говорящие на едином языке?

4. Как вы думаете, какие слова одинаковы у всех народов, невзирая на их национальность?

На уроке развития речи можно провести следующее задание: нарисовать дерево с листьями, каждый лист – член семьи (или друг), учащимся предлагается рассказать о своей родословной или друзьях. Учитель обобщает ответы учеников: все люди разные. В каждом из нас течет кровь наших предков, а они были людьми разных национальностей.

Кроме словарной работы с понятиями: толерантность, терпимость, чуткость, эмпатия и др., в ходе которой учащиеся дают свое понимание слова, сравнивают со значениями, представленными в различных словарях, подбирают антонимы, синонимы, однокоренные слова; на многих уроках русского языка и литературы возможно проводить работу с афоризмами, связанными с понятиями толерантность, терпимость и т.д.:

1. «Истинное сострадание начинается только тогда, когда, поставив себя в воображении на место страдающего, испытываешь действительно сострадание». (Л.Толстой)

2. «...Чем достойнее человек, тем большему числу существ он сочувствует». (Ф.Бэкон)

3. «Сострадание правит миром». (Древнеиндийский афоризм)

4. «Кто полон милосердия, непременно обладает мужеством». (Конфуций)

5. «Милосердие состоит не только в вещественной помощи, сколько в духовной поддержке ближнего. Духовная же поддержка прежде всего не в осуждении ближнего, а в уважении его человеческого достоинства». (Л.Толстой)

6. «Владеть собой настолько, чтобы уважать других, как самого себя, и поступать с ними так, как мы желаем, чтобы с нами поступали, – вот что можно назвать человеколюбием». (Конфуций) [4].

Богатый материал для воспитания толерантности дают пословицы и поговорки: обсуждение пар пословиц из разных языков на одну тему позволяет обратить внимание ребят на единство ценностей представителей разных народов: например, во всех культурах осуждается лень, халатность в труде, положительно оценивается трудолюбие, добросовестность в работе: русская пословица «без труда не вынешь рыбку из пруда», английская «the cat would eat fish and would not wet her feet» (кошка хотела бы рыбку съесть, да лапки намочить боится), татарская «матурлык туйда кирәк, эшчәнлек көн дә кирәк» (красота нужна на свадьбе, а трудолюбие каждый день), вьетнамская «все трудно лишь сначала», японская «долгий опыт ценнее черепахового панциря», китайская «один человек роет колодец, тысяча людей пьют воду», таджикская «сильному человеку стыдно бояться работы» и т.д.

Во время уроков внеклассного чтения учащимся можно предложить произведения литературы, в которых встречаются герои с ограниченными возможностями: «Изумрудная рыбка» Н. Назаркина, «Самолет по имени Сережка» В. Крапивина, «Оскар и Розовая Дама» Э.-Э. Шмитта, «Солнечное затмение» А. Лиханова, «Цветы для Элджернона» Д. Киза, «Паренек в пузыре» И. Стракана, «Болтушка» М. Глейцмана и др. Чтение таких произведений позволит детям поставить себя на место человека, который отличается от других по каким-то признакам, понять, с какими трудностями он сталкивается каждый день, осознать необходимость чуткого отношения к любому человеку.

Данные варианты работы на уроках русского языка и литературы позволяют в ненавязчивой форме привить интерес к культурам других народов, сформировать понимание самоценности человеческой личности вне зависимости от каких-либо ее отличий, воспитать толерантность ко всем людям.

 

Список литературы:
1. Ахметова М.Ф. Урок толерантности русского языка [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.festival.1september.ru  (дата обращения: 17.03.23).
2. Инклюзивное образование [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://studme.org/46388/pedagogika/inklyuzivnoe_obrazovanie(дата обращения: 27.03.23).
3. Мир индейцев: история, культура, мифология, фотографии, фильмы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.indiansworld.org/legendy-i-skazki.html-0#.W_6pAdSLRBw (дата обращения: 11.04.23).
4. Мудрые мысли, афоризмы, изречения, пословицы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://litled.narod.ru/mudry.html(дата обращения: 20.04.23).
5. Толерантность [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://biograf.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/58630 (дата обращения: 11.04.23).
6. Харлова Н.Г. Воспитание толерантности школьников на уроках русского языка [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rusarticles.com (дата обращения: 11.04.23).