Статья:

Диагностика и характеристика уровней сформированности темпо-ритмической стороны речи детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией

Конференция: XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Теория и методика обучения и воспитания

Выходные данные
Ахмерова Д.Ф., Арзамасцева М.Н., Прокопьева С.В. Диагностика и характеристика уровней сформированности темпо-ритмической стороны речи детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XVIII междунар. науч.-практ. конф. — № 5(18). — М., Изд. «МЦНО», 2018. — С. 23-32.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Диагностика и характеристика уровней сформированности темпо-ритмической стороны речи детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией

Ахмерова Динара Фирзановна
канд. пед. наук, доцент, директор ГПОУ АСПК РФ, г. Анжеро-Судженск
Арзамасцева Марина Николаевна
воспитатель МБДОУ «Детский сад №260», РФ, г. Новокузнецк
Прокопьева Светлана Владимировна
воспитатель МБДОУ «Детский сад №260», РФ, г. Новокузнецк

 

Diagnosis and characterization of the levels of formation of the tempo-rhythmic side of speech of children of the senior preschool age with erased dysarthria

 

Dinara Akhmerova

Cand. ped. Sci., Associate Professor, director of the GPAU ASPK, RF, Anzhero-Sudzhensk

Marina Arzamastseva

tutor Kindergarten №260, Russia, Novokuznetsk

Svetlana Prokopieva

tutor Kindergarten №260, Russia, Novokuznetsk

 

Аннотация. В статье представлены результаты исследования сформированности темпо-ритмической стороны речи детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией.

Abstract. The article represents the results of researching tempo-rhythmical speech maturity of pre-school aged children over five who have subclinical dysarthria.

 

Ключевые слова: диагностика; стертая дизартрия; ритмическая сторона речи.

Keywords: diagnostics; subclinical dysarthria; tempo-rhythmical speech.

 

Диагностика и характеристика уровней сформированности темпо-ритмической стороны речи детей со стертой дизартрией были проведены на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 260» в старшей группе.

Всего в исследовании приняли участие 10 детей со стертой дизартрией в возрасте от 5 до 6 лет.

Цель исследования: изучение особенностей развития темпо-ритмической стороны речи детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией. В процессе исследования использовали следующие задания:

· Первое задание.

Цель: выявление умения у детей со стертой дизартрией отраженно воспроизводить основные интонационные конструкции.

· Второе задание.

Цель: выявление способности детей воспроизводить интонаци­онную конструкцию на материале одной и той же фразы.

· Третье задание.

Цель: определение сформированности умения выделять голосом главные по смыслу слова во фразе, т. е. продуцировать логическое ударение.

· Четвертое задание.

Цель: выявление способности воспроизводить по подражанию ритмические структуры услышанного (повтор ритмичных ударов).

· Пятое задание

Цель: исследование воспроизведения отраженного темпа речи.

Нами сформулированы уровни сформированности темпо-ритмических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией.

Высокий уровень (9-10 баллов) - ребёнок легко модулирует высоту голоса, правильно воспроизводит интонацию фразы, правильно расставляет логическое ударение во фразах, без ошибок воспроизводит ритмические структуры услышанного.

Средний уровень (6-8 баллов) - ребёнок допускает ошибки по постановке логического ударения, моделировании высоты голоса, воспроизведении интонации фразы, повторении ритмического рисунка, но в состоянии исправить их при помощи взрослого.

Низкий уровень (0-5 баллов) - ребёнок затрудняется модулировать высоту голоса при воспроизведении фраз, неидентично воспроизводит интонацию фразы, не изменяет логическое ударение во фразах, с ошибками воспроизводит ритмические структуры услышанного. При выполнении задания всегда требует помощи взрослого.

Первое задание: выявление умения воспроизводить основные интонационные конструкции (Таблица 1).

Таблица 1.

Успешность выполнения первого задания

Фразы для воспроизведения

Интонационные конструкции

«Сегодня светит солнце»

«Как твои дела?»

«Дети любят играть?»

«А мама придёт?»

Какой ты молодец!

Количество детей, которые полностью правильно воспроиз­вели интонационную конструкцию

10

8

7

9

5

Количество детей, которые частично правильно воспроиз­вели интонационную конструкцию

0

1

1

0

3

Количество детей, которые полностью неправильно воспроиз­вели интонационную конструкцию

0

1

2

1

2

 

Первая интонационная конструкция.

Cправились все дети.

Вторая интонационная конструкция.

Некоторые дети не поняли инструкцию к заданию. Один ребёнок на воспроизведённую нами в качестве примера конструкцию «Как твои дела?» задал ответный вопрос «А у Вас как дела?».

Третья интонационная конструкция.

Два ребенка данную интонационную конструкцию воспроизвести не смогли. Четыре ребенка ответили на данную интонационную конструкцию, 1 ребенок воспроизвел её без вопросительной интонации.

Четвертая интонационная конструкция.

9 детей старшего дошкольного возраста справились хорошо. 1 ребенок не смог выполнить задание.

Пятая интонационная конструкция.

Данная интонационная конструкция вызвала больше всего затруд­нений. Лишь половина детей справилась с заданием Два ребенка вместо восклицательной интонации произнесли повествовательную. Один ребёнок вместо «Какой ты молодец!», сказал «Какой я молодец!», но всё же с восклицательной интонацией. Два ребенка с заданием не справились.

Результаты, полученные в ходе анализа выполнения первого задания доказывают необходимость оптимизации работы по развитию выразительности речи дошкольников со стертой дизартрией.

Второе задание: выявление способности детей воспроизводить интонационную конструкцию на материале одной и той же фразы (Таблица 2).

Таблица 2.

Успешность выполнения второго задания

Фразы для воспроизведения

Завтра будет дождь

Удивлённо

Радостно

Грустно

Количество детей, которые полностью правильно воспроиз­вели интонационную конструкцию

1

4

3

Количество детей, которые частично правильно воспроизвели интонационную конструкцию

7

5

4

Количество детей, которые полностью неправильно воспроиз­вели интонационную конструкцию

2

1

3

 

Дети смогли лишь частично справиться с этим заданием. Большинство детей со стертой дизартрией не поняли инструкцию к заданию и не смогли выполнить его.

Вместо интонации удивления присутствовала повествовательная интонация и мимика. Интонация радости также почти не воспроиз­водилась, шёл упор на мимику, нежели на интонацию.

Когда дети воспроизводили фразу с грустью, они помогали себе мимикой, и это более менее помогало в произнесении нужной интонации.

Полученные результаты доказывают, что средства интонационной выразительности экспрессии освоены детьми старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией на низком уровне.

Дети со стертой дизартрией не владеют интонационной эмоцио­нальной выразительностью, с трудом понимают, в чём специфика различных эмоциональных интонационных конструкций. И хотя вопросительная интонация детям со стертой дизартрией доступна, но произвольное выражение удивления по схожему интонационному контуру не воспроизводится.

Результаты, полученные в ходе анализа выполнения второго задания доказывают, что дети старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией не осознают, что голосом можно выразить эмоциональное состояние и не дифференцируют просодические средства эмоциональной экспрессии.

Третье задание: определение сформированности умения выделять голосом главные по смыслу слова во фразе, т. е. продуцировать логическое ударение (Таблица 3).

Таблица 3.

Успешность выполнения третьего задания

Акцентный рисунок

Ударное слово

ВОВА

рисует машину

Вова

РИСУЕТ машину

Вова

рисует

МАШИНУ

Количество детей, которые полностью правильно выполнили задание

3

3

3

Количество детей, которые частично правильно выполнили задание

5

3

6

Количество детей, которые полностью неправильно выполнили задание

2

4

1

 

Дети старались выделять во фразе главное слово, но редко у кого это получалось. Большие затруднения вызывала фраза, где главное слово был глагол «Вова РИСУЕТ машину».

Результаты выполнения третьего задания показали, что акцент на предикативной единице фразы для детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией доступен на среднем уровне.

Недостатки в усвоении предикативного словаря и трудности интонационного выделения предиката во фразе являются, по-видимому, взаимосвязанными явлениями.

Полученные результаты подтверждают, что просодическая сторона речи взаимосвязана с когнитивным и эмоциональным развитием детей со стертой дизартрией и может являться не только диагностическим показателем, но и средством коррекции этих сторон развития старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией.

Четверное задание: воспроизведение по подражанию ритмической структуры услышанного (повтор ритмичных ударов) (Таблица 4).

Таблица 4.

Успешность выполнения четвертого задания

 

Ритмы

Типы ритмов

Простые ритмы

Сложные ритмы

II I

I II

II I I

I I II

I III

III II

I II II

I III I

II III I

Количество детей, которые полностью правильно выполнили задание

7

7

4

4

7

2

4

2

1

Количество детей, которые частично правильно выполнили задание

3

2

5

6

2

8

4

7

8

Количество детей, которые полностью неправильно выполнили задание

0

1

1

1

1

0

2

1

1

 

У детей возникли небольшие трудности при воспроизведении сложных ритмов. Они начинали воспроизводить ритм до того как заканчивал хлопать экспериментатор.

Результаты выполнения диагностической методики показали, что универсальная для человека ритмическая способность в дошкольном возрасте имеет специфические особенности развития.

Дети со стертой дизартрией не всегда слышат ритм, не дифферен­цируют ритмические рисунки, не могут их воспроизвести двигательно.

В старшем дошкольном возрасте ритмические способности детей немного лучше, чем в среднем дошкольном возрасте, однако так же находятся на уровне ниже среднего.

Ориентировочные действия в двигательном ритме отсутствуют. Для детей утомительно и скучно заниматься ритмическими играми, они не стремятся к достижению хороших результатов в ритмической деятельности.

Пятое задание: воспроизведение отраженного темпа речи (Таблица 5).

Таблица 5.

Успешность выполнения пятого задания

Тип темпа

Темп речи

Нормальный темп
(Весной тает снег и бегут ручьи)

Ускоренный темп
(Весной тает снег и бегут ручьи)

Замедленный темп
(Весной тает снег и бегут ручьи)

Количество детей, которые полностью правильно выполнили задание

8

6

5

Количество детей, которые частично правильно выполнили задание

2

2

3

Количество детей, которые полностью неправильно выполнили задание

0

2

2

 

Большая часть детей справились с данным заданием. Дети запо­минали фразу, однако нужный темп воспроизводили частично.

Стремление сохранить при воспроизведении общий рисунок в ущерб сохранению семантике и словесному составу позволяет говорить об иерархии нарушенных звеньев речевой системы и доказывает необходимость совершенствования темпо-ритмической стороны речи как базовой основы речевой деятельности дошкольников со стертой дизартрией.

Результаты исследования показали, что у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией имеются определенные трудности в формировании темпо-ритмической стороны речи.

Как показали результаты исследования, дошкольники старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией воспроизводят речевой материал достаточно монотонно, не всегда изменяют логическое ударение и модулируют высоту тона.

Сведение результатов исследования позволило выделить уровни развития темпо-ритмической стороны речи у детей в обследованной выборке

 

Рисунок 1. Уровни развития темпо-ритмической стороны речи детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией

 

По результатам диагностики, высокий уровень развития темпо-ритмической стороны речи имеют 30 % детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией. Для этих ребят характерно умение моделировать высоту голоса, адекватно воспроизводить интонацию фразы, темп речи, логическое ударение, правильно воспроизводить ритмические структуры услышанного. При этом дети испытывают интерес к подобному виду заданий.

Большинство детей, принимавших участие в данном исследовании (по 50 %), обладают средним уровнем развития темпо-ритмической стороны речи. Эти дети иногда допускают ошибки, но могут их исправить после уточняющих вопросов педагога.

Для речи детей характерно:

·      небольшие трудности воспроизведения фраз с соответствующей интонацией: преобладание интонации сообщения, замена вопроси­тельной, побудительной интонации интонацией сообщения;

·      замедленный темп воспроизведения фраз;

·      речь недостаточно выразительная, эмоционально окрашенная;

·      логическое ударение употребляет не всегда правильно;

·      не всегда правильно воспроизводят ритмические структуры услышанного.

30 % детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией отнесено по результатам диагностики к низкому уровню развития темпо-ритмической стороны речи. Было установлено, что у детей:

·      речь неразборчивая, маловыразительная, недостаточно внятная;

·      трудности переключения с одного типа интонации на другой («застревание» на одной интонации);

·      голос глухой, сдавленный;

·      темп высказываний замедленный;

·      логическое ударение употребляет неправильно;

·      речь невыразительна.

·      ритмические структуры воспроизводятся неверно.

В ходе выполнения диагностических заданий дошкольники испытывали трудности в статической и динамической координации движений, удержании артикуляционных поз, переключаемости с одного движения на другое. Они не могли управлять темпом своей речи, испытывали затруднения при повторении ритмического рисунка за экспериментатором.

Наиболее ярко недостаточность общей моторики проявлялась у детей при выполнении сложных движений, требующих четкого управ­ления, координированной, точной работы различных групп мышц, правильной пространственной и временной организации движений.

Особые трудности возникали у детей при самостоятельном выполнении серии сложных движений по словесной инструкции.

При этом у дошкольников часто наблюдаются синкинезии, нарушения мышечного тонуса в плечевом поясе и в артикуляционной моторике - преимущественно в виде спастичности.

Помимо данных особенностей несформированность моторной сферы у детей со стертой дизартрией проявлялась в замедлении темпа движений, сопровождающегося нарушением последовательности и точности движений, недоразвитием ритмического чувства.

Особенности состояния общей моторной сферы дошкольников со стертой дизартрией проявлялись и в мелкой моторике (в 100 % случаев). В артикуляционной моторике детей со стертой дизартрией наблюдались аналогичные симптомы. Картину двигательных расстройств дополняют нарушения темпо-ритмической организации артикуляционных движений.

При этом в большинстве случаев у детей отмечается постепенное замедление темпа движения при патологическом изменении произ­вольной регуляции тонуса мышц языка, губ и нижней челюсти, что свидетельствует о наличии у них экстрапирамидной недостаточности в рамках гиперкинетического синдрома.

Нарушения темпо-ритмической организации речи у детей со стертой дизартрией проявлялись в виде неправильной расстановки словесных, ритмических и динамических ударений, неумения произ­вольно изменять темп речи, нарушениях слоговой структуры при отраженном воспроизведении однотипно оформленных речевых ритми­ческих структур (слоговые ряды, ряды слов с однотипным ударением, словосочетания и короткие фразы с однотипной ритмической структурой).

Данные результаты свидетельствуют о недостаточном уровне сформированности темпо-ритмической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией, что обусловливает необхо­димость проведения формирующего этапа эксперимента.

 

Список литературы:
1. Арушанова А.Г. К проблеме определения уровня речевого развития дошкольника // в сб. научных статей: Проблемы речевого развития дошкольников и младших школьников / отв. ред. А.М. Шахнарович. - М.: Институт национальных проблем образования МОРФ, 2005. - С. 4-16.
2. Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей. / Е.Ф. Архипова - М.: Астрель, ХРАНИТЕЛЬ, 2009.
3. Волкова Л.С. Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений: В 2 тт. Т. II / Под ред. Л.С. Волковой и В.И. Селиверстова. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. - 656 с: ил 
4. Лизунова Л.Р. Коррекционно-педагогическая работа при псевдобульбарной дизартрии легкой степени у дошкольников: учеб.-метод. пособие. - Ч. I. Логопедическое обследование / Л.Р. Лизунова. - Пермь: ПКИПКРО, 2009.