Статья:

МОТИВАЦИЯ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Конференция: LXXIV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: инновационная наука»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Гилёв Н.С., Деткова П.В. МОТИВАЦИЯ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА // Научный форум: Инновационная наука: сб. ст. по материалам LXXIV междунар. науч.-практ. конф. — № 7(74). — М., Изд. «МЦНО», 2024.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

МОТИВАЦИЯ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Гилёв Николай Сергеевич
заведующий отделением ГАПОУ СО «НТТЭК», РФ, г. Нижний Тагил
Деткова Полина Вячеславовна
студент ГАПОУ СО «НТТЭК», РФ, г. Нижний Тагил

 

MOTIVATION OF STUDENTS IN THE CONTEXT OF DIGITALIZATION OF THE EDUCATIONAL PROCESS

 

Nikolay Gilev

Head of the department of GAPOU SO "NTTEK", Russia, Nizhny Tagil

Polina Detkova

Student of GAPOU SB "NTTEK", Russia, Nizhny Tagil

 

Аннотация. Проблема повышения мотивации студентов в условиях цифровой трансформации образовательного процесса. Анализ проблемы мотивации у студентов, а также способы повышения мотивации в образовательном процессе дистанционного образования.

Abstract. The problem of increasing student motivation in the context of digital transformation of the educational process. The analysis of the problem of motivation among students, as well as ways to increase motivation in the educational process of distance education.

 

Ключевые слова: цифровые образовательные технологии, образование, мотивации, дистанционное обучение, студенты.

Keywords: digital educational technologies, education, motivation, distance learning, students.

 

Внедрение цифровых образовательных технологий является одним из основных направлений цифровизации всех форм и уровней образования в России. Развитие информационных сервисов в России является основой для формирования современной инфраструктуры информатизации образования.

Федеральный государственный стандарт высшего и среднего профессионального образования рекомендует реализовывать образовательные программы с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. В 2021 году Федеральное правительство Российской Федерации издало распоряжение "Об утверждении стратегических направлений в области цифровой трансформации науки и высшего образования", в котором определены цели и приоритеты целей цифровой трансформации в образовании [1; 2].

Внедрение электронного обучения в цифровую образовательную среду как разновидности дистанционного обучения позволяет переосмыслить содержание, технологии и организацию образовательного процесса в целом.

Нынешняя ситуация в мире привела к переходу от традиционных форм обучения к дистанционному образованию.

Недостаточная подготовка современной системы образования к такому переходу вызвала множество проблем. Однако вопрос педагогической мотивации волнует как самих преподавателей, так и обучающихся, в том числе и родителей.

В современном понимании дистанционное обучение – это необычная форма организации образовательных процессов, основанная на самостоятельном обучении.

Дистанционные формы обучения указывают на то, что учащиеся практически удалены от преподавателя в пространстве и (или) времени, и в то же время всегда есть возможность поддерживать диалог с помощью коммуникации.

Несмотря на новизну такой формы обучения, большинство проблем остаются, они не решены и не рассматриваются.

Актуальной проблемой, упомянутой выше, является потеря мотивации студентов к продолжению учебы, что сказывается на онлайн–обучении. Погружение в учебный процесс для учащихся является реальной проблемой из-за общения со сверстниками и отсутствия жизненного опыта, самостоятельного планирования режима урока.

Правильная мотивация студента является значительной составляющей эффективности дистанционного обучения, в большинстве случаев студент самостоятельно осваивает заданный материал. Эффективное усвоение учебных материалов требует стабильности концентрации и внимания, настойчивости в решении поставленных задач, навыков планирования, высокого уровня самоконтроля и самоорганизации – все эти навыки были развиты учащимися в процессе традиционного обучения, но при дистанционной работе мотивация в первую очередь важнее из всех. Это связано с тем, что гораздо сложнее заставить студентов приступить к занятиям, потому что они находятся дома, в непринужденной атмосфере, насыщенной отвлекающими факторами.

Традиционную форму мотивации студентов очень сложно реализовать в условиях дистанционного обучения, и исходя из этого, необходимо менять привычные методы. Чаще всего в качестве эффективного способа мотивации традиционной формы обучения учитель получает поощрение в виде хорошего знака от ученика, одобрения учителя, бонуса от учителя.

Главная задача преподавателя – поддерживать интерес к преподаваемым областям и курсам. Очень часто учителя перенасыщают занятия сложной информацией, иногда переписывая статьи и материалы из учебников. В традиционной форме преподаватель может видеть обратную связь студента, корректировать форму подачи информации, иметь возможность изменять форму работы, но не в  условиях дистанционного обучения. В этом случае студент сталкивается с проблемой непонимания темы, что снижает мотивацию для обучения.

Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) [3] провел опрос учащихся колледжей и студентов ВУЗов, а также школьников и их родителей об уровне дистанционного образования во время "антиковидных" ограничений.

Собственную вовлеченность студенты отметили, что на них нагрузка возросла, и таких 51 % опрошенных, в обратном уверенны 20 % участников исследования [3].

 

Рисунок 1. Вовлеченность студентов в дистанционное обучение

 

Если говорить об оценке организации образования в дистанционном формате, то студенты колледжей и техникумов удовлетворены на 74 % [3].

 

Рисунок 2. Оценка организации образования в дистанционном формате

 

Для поддержания и развития мотивации у студентов необходимо строить его деятельность таким образом, чтобы студент чувствовал свои успехи, студент будет чувствовать свои успехи лишь тогда, когда он осознает, что они заслужены, то есть справился со сложной задачей.

Для более высокой вовлеченности студентов в процессе обучения в дистанционном формате можно использовать игровые и соревновательные технологии, такие как игры-квесты, олимпиады, интеллектуальные игры. Разработка видео-курсов с практическими заданиями, такой формат позволяет поддерживать интерес к курсу и интерес к практической самостоятельной деятельности. С целью формирования чувства ответственности за результаты обучения после выполнения заданий использовать рейтинг, который в дальнейшем можно преобразовать в оценку или балл.  Разбор различных кейсов в практическом опыте, придаст не только интерес к занятию, но и положительно скажется в дальнейшей практической деятельности.

В заключении необходимо отметить, что мотивация студентов на работу в онлайн режиме невозможно представить без личного участия самого педагога. Необходимо не только создание интересного дидактического материала (интересные задания, привлекательность материала и т.д) важное значение имеет и методическая часть обучения (организация рабочего процесса). Необходимо помнить про важность влияния личности преподавателя на учебный процесс студента. Каждый преподаватель в силе увлечь студента, придать его обучению смысл и значимость, указать на его возможности и ресурсы

 

Список литературы:
1. Быкова Н. Н. Мотивация обучающихся при применении дистанционных образовательных технологий // Вестник ЛГУ им. А. С. Пушкина. 2016. № 4–2. С.40-45. 
2. Коротаева Е. В. О дидактических основах обучения в дистанционном формате // Педагогическое образование в России. 2012. № 5.С.69-70.
3. Опрос ВЦИОМ «Об удовлетворенности организацией дистанционного образования» от 27 мая 2020 года. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://wciom.ru/. (дата обращения: 12.06.2024).